СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Сущность понятия «тревожность» в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогические особенности коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 15
1.3. Современные методы и технологии психокоррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 37
2.1. Описание выборки и особенности ограничения здоровья детей 37
2.2. Организация и методы исследования тревожности детей с ОВЗ 43
2.3. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 52
2.4. Анализ полученных результатов психолого-педагогического эксперимента по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность исследования. Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. В настоящее время растёт число учащихся младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Они с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагогов. Это в первую очередь гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями дети. Такое состояние детей может быть связано с неудовлетворением возрастных потребностей, приобретением и накоплением отрицательного эмоционального опыта, полученного по любой из причин. Оно во многом определяет и моделирует дальнейшее поведение школьников, формирует систему оценок учащихся и определяет актуальность переживаний. Все это оказывает соответствующее влияние на образование жизнеутверждающей позиции, которая будет определяющей при формировании жизненной позиции ребенка и его отношения к себе.
Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество тревожных детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающиеся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе, постоянно увеличивается, достигая сегодня уже 35-45% от общего контингента. [59, 69] Тревожность может проявляться у детей в разном возрасте, но для разных возрастных категорий она будет проявляться по-разному. Это также зависит как от внешних факторов, так и от внутреннего состояния ребенка; понимания и принятия себя как личности.
К особой категории детей на данном этапе относятся школьники с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), которые имеют недостатки в физическом и психическом состоянии здоровья. У таких детей тревожность проявляется в большей мере, чем у ребят с нормативным развитием.
Для формирования адекватного, соответствующего возрасту поведения детей, требуется проводить своевременную коррекцию. Для этого как нельзя лучше подходит младший школьный возраст, потому что именно на данном возрастном этапе психика ребенка находится на стадии своего становления.
Она пока не устойчива, но это имеет свои плюсы, т.к. на данном возрастном этапе легче сформировать гармонично развитую личность, способную правильно оценить себя и свое поведение в зависимости от окружающих обстоятельств.
Актуальность исследования проблемы тревожности и ее коррекции заключается в необходимости своевременного выявления и оказания детям квалифицированной психологической помощи. Позднее выявление серьезно сказывается на интеллектуальном и психическом развитии школьника, влияет на его эмоциональное состояние, здоровье, социальную адаптацию. Одним из способов преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ является применение методов арт-терапии.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с высокой значимостью исследования детей с ОВЗ, которые испытывают состояние тревожности; а также поиском способов преодоления данного состояния, т.к. оно оказывает влияние на формирование личности ребенка.
Противоречие изучаемой проблемы заключается в том, что несмотря на большую актуальность коррекции тревожности детей с ОВЗ на данный момент отмечается недостаточная изученность данного вопроса.
Цель работы: выявить психолого-педагогические условий эффективной коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников с ОВЗ средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. выявить сущность понятия «тревожность» в психологии;
2. определить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и современные эффективные технологии психокоррекции тревожности детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. рассмотреть возможности арт - терапии при коррекции тревожности у учащихся начальных классов с ОВЗ;
4. провести экспериментальное исследование тревожности у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ;
5. разработать коррекционную программу по применению техник арт-терапии для коррекции тревожности младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: профилактика и коррекция тревожности у детей младших классов с ОВЗ будет более эффективной, если:
- изучить особенности проявления личностной тревожности учащихся с ОВЗ,
- разработать и применить на практике программу профилактики и коррекции тревожности учеников младших классов с ОВЗ; - повысить уровень самооценки школьников.
Методы исследования:
1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2. эмпирические:
- метод тестирования «МОДТ» – автор Е. Е. Ромицына [66,];
- методика «Тревожность у детей и подростков» - [62];
3. методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования проблемы тревожности и ее коррекции у детей с ОВЗ являются работы следующих авторов:
- об особенностях младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Э.Эриксон, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и другие) [9,26]; - о проблемах тревожности младших школьников (Т.В. Варенова, Г.Н.Жулина, В.С. Васькина, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, П.В. Румянцева и другие) [14, 61, 73];
- о возможностях арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений (Л.А. Крестовская, Крамер, М.Е. Бурно, А.И, Копытин, М.В. Киселева и другие) [37,34];
- концепции о возникновении и развитии тревожности в младшем школьном возрасте (А.Д. Гонеев, И.Ю. Бондаренко, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Дж. Боулби, К.Хорни и другие) [11,79];
- теоретический подход к изучению методов психокоррекции личностной тревожности (А.Хилл, Дж. Янг и другие).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6» г. Ачинск с учащимися 2 «А» и 2 «Б» классов, обучающимися по ФОАП для детей с задержкой психического развития в количестве 10 детей в возрасте 8-9 лет.
Новизна исследования заключается в обобщении материала по теме коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития, изучена недостаточно глубоко в отечественной психологии, что обуславливает необходимость дальнейшей проработки вопроса.
Практическая значимость работы. Результаты исследования, а также разработанная и внедренная в работу коррекционно-развивающая программа могут использоваться учителями и педагогами- психологами школ для коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, работа может стать основой для написания иных развивающих программ для детей с ОВЗ с использованием арт-терапевтических подходов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (83 наименования), приложения . Общий объем работы составляет 93 страницы.
Данная работа была посвящена изучению влияния психокоррекционной работы с элементами арт-терапии на детей младшего школьного возраста с ОВЗ, имеющими трудности в эмоциональной и личностной сферах. Работа интересна тем, что были изучены особенности развития учащихся младших классов и один из возможных методов работы по преодолению тревожности, а результатом стала разработанная и апробированная арт-терапевтическая программа развития эмоциональной и личностной сфер младших школьников.
Материалы данного исследования психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ позволяют сделать следующие выводы.
Различные аспекты исследования проблемы тревожности и ее коррекции у детей младшего школьного возраста рассматривали в своих трудах педагоги, психологи, физиологи: И.Ю. Бондаренко, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, П.В. Румянцева и другие. О возможностях арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей в своих трудах писали Л.А. Крестовская, М.Е. Бурно, А.И, Копытин, М.В. Киселева и другие. В ходе анализа литературы также было выявлено, что запущенная, не корректируемая тревожность может привести к серьезным психологическим проблемам вне зависимости от возраста человека. У детей с ограниченными возможностями здоровья проблема тревожности проявляется еще ярче по сравнению с нормотипичными сверстниками. Это связано с осознанием детьми с ограниченными возможностями здоровья своих ограничений, сужением круга общения, чувством дискомфорта, социальными факторами, отношением общества.
Своевременная коррекция тревожности важна, так как тревожность приводит к снижению самооценки, ухудшению самочувствия и даже здоровья детей.
Одним из направлений психокоррекции является арт-терапия, дословно, «лечение искусством». Традиционные приемы психокоррекции часто недоступны детям с ограниченными возможностями здоровья, арт – терапия же, за счет своего разнообразия и мягкости воздействия подходит практически всем. К тому же, арт-терапия оказывает положительное влияние на восприятие, мышление, внимание, память, моторику детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение техник арт-терапии в работу с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих тревожность, способствует не только снятию психоэмоционального напряжения, но и направлено на всестороннюю коррекционно-развивающую помощь.
Любая творческая деятельность, которой занимаются младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, благотворно влияет на их психоэмоциональное развитие, помогает снять напряжение, раскрепоститься и раскрыть свои скрытые возможности в полной мере. Наиболее успешным и продуктивным способом борьбы с таким состоянием у младших школьников с ОВЗ является применение арт-терапии.
При работе с учащимися главной целью применения техник арт-терапии является максимально возможная гармонизация личности. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности изменяются стереотипы поведения, повышаются адаптационные способности, включаются компенсаторные возможности и как следствие – происходит успешная интеграция школьника в общество.
Особенности арт-терапии оказывают положительное влияние на развитие личности младших школьников с ОВЗ. Этому способствует безоценочное восприятие всех работ; дети являются экспертами в отношении своих работ; вклад каждого ученика уникален; ученики рассказывают о своей работе только то, что считают нужным.
Основное направление работы МБОУ при преодолении тревожности у учащихся - формирование коммуникативных навыков; гармонизация психоэмоционального состояния, развитие познавательных процессов, саморегуляции; сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование установки на положительное отношение к себе у детей младшего школьного возраста в условиях НОО.
Система работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ должна опираться на основополагающие принципы: комплексности, креативности, гуманности, дифференцированного подхода к каждому ребенку, учета его психологических особенностей, развивающего характера обучения, сочетания научности и доступности материала, наглядности. Предполагается использование различных методов и приемов работы в общей системе образовательной работы с детьми. В комплексно-тематическое планирование на основе интеграции образовательных областей необходимо включать игры, задания, упражнения и т.д. по коррекции тревожности учащихся с помощью арт-терапии.
Арт-терапия позволяет развивать у ребенка эмоциональную устойчивость, формировать навыки адекватной оценки значимости возникающих ситуаций и риска наступления их негативного разрешения через изображение ситуации, которая вызывает тревожность у ребенка, и проработки данной ситуации с психологом, а также позволяет совершенствовать механизм самоконтроля и саморегуляции, что достигается путем регулярных занятий по арт-терапии с использованием различных видов творчества.
Основой нашего исследования стал сравнительный психолого-педагогический эксперимент. Он проводился с 2 группами учащихся (контрольной и экспериментальной). В нем приняли участие дети младшего школьного возраста с ОВЗ в возрасте от 8 до 9 лет МБОУ «Средняя школа №6» г. Ачинска. Суммарное количество наших испытуемых – 10 человек. Деление групп осуществлялось методом деления по классам (для эксперимента были выбраны учащиеся 2 «А» и 2 «Г» класса с задержкой психического развития по 5 человек в каждой группе).
Методика констатирующего эксперимента проводилась на основе наблюдений за учащимися, а также простого отбора диагностических методик: «Эмоциональные лица» Семаго В.В., «Многомерная оценка детской тревожности» Романицина Е.Е., «Тревожность у детей и подростков «Пригожан А.М., «Несуществующее животное» Музыченко Г.Ф.
Таким образом, выборка исследования репрезентативна (на основе простого случайного отбора), психологические методики для диагностики – валидны (действительно измеряют то, для чего они предназначены) и надежны.
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Для этого для учащихся 2 «Г» класса – ребят экспериментальной группы, была составлена коррекционно-развивающая программа «Волшебные песчинки». Цель программы - коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью техники рисования песком и других арт-терапевтических техник.
Основные задачи: - формирование коммуникативных навыков;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование установки на положительное отношение к себе;
- развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логическое мышления, пространственного воображение), саморегуляции;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала ребенка; Можно сделать вывод, что применение такой универсальной техники, как арт-терапия, в работе с детьми положительно влияет на всестороннее развитие ребенка. Данная техника способствует формированию сплоченности, информационному взаимодействию, межличностному общению, коррекции психических функций, моделированию поведения, развитию социальных навыков. Занятия арт-терапией вызвали у ребят множество положительных эмоций, радости, помогли всем без исключения научиться проявлять себя, сформировать более активную жизненную позицию.
Проведенная экспериментальная работа позитивно повлияла на возможности преодоления тревожности у детей школьного возраста с ОВЗ. Подтверждением этого может быть снижение уровня тревожности, которое прослеживалась от начала работы до ее завершения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы: Дети стали более сдержанны, научились переключать состояние тревоги в конструктивное русло, регулировать свои высказывания, соблюдать очередь в разговоре, как со сверстниками, так и с взрослыми. У школьников начала формироваться более адекватная самооценка, снизился уровень застенчивости и агрессии. Фронтальная форма упражнений помогла учащимся сплотиться, научиться прислушиваться и доверять друг другу. Мы убедились, что ребятам нравится заниматься художественным творчеством, работать с песком, они могут на деле видеть результат своего труда.
Полученные данные проведенного контрольного этапа исследования позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы (Программы «Волшебные песчинки») уровень тревожности у детей младшего школьного возраста с ОВЗ экспериментальной группы 8 – 9 лет значительно снизился.
Проанализировав полученные данные, мы увидели, что после проведенного формирующего эксперимента уровень тревожности и агрессивности снизился до нормального у всех учащихся, положительная динамика значительно улучшилась: у Александра К. – на 40%, у Максима С. – на 40%, у Насти Б. – на 40%, у Сергея Ш. – на 20%. Среди учащихся контрольной группы) после проведенного сравнительного анализа только у 1 ребенка отмечается снижение уровня тревожности и агрессивности (Хадижа К.) – с повышенного на средний. У остальных школьников результаты не изменились.
В результате проведения повторного исследования была подтверждена эффективность методов арт-терапии для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Можно сделать вывод, что разработанная и апробированная программа может быть использована в психологической работе с младшими школьниками с ОВЗ, испытывающими трудности в эмоциональной и личностной сфере.
При этом, следует отметить, что для более высокой эффективности данной программы, ее мероприятия должны носить довольно длительный характер, так как эмоциональная и личностная сферы являются глубинными, и слабо поддаются краткосрочной коррекции.
Проанализировав коррекционную работу с младшими школьниками с использованием арт-терапевтических методов, нами были выявлены следующие особенности арт-терапии как эффективного метода работы с эмоционально-личностной сферой:
- арт-терапия позволяет в достаточно короткие сроки снизить эмоциональное напряжение (уровень напряжения и тревоги);
- помогает младшему школьнику создать основу для снижения невротизации;
- позволяет младшему школьнику наладить эмоциональный контакт с окружением, стать более уверенным в себе и спокойнее относиться к трудностям. Безусловно, для поддержания плодотворного и стабильного результата проделанной работы необходимо комплексное сотрудничество родителей, педагогов и психологов. Усилия всех специалистов должны быть направлены на создание теплой, благоприятной и принимающей атмосферы для развития ребенка, как в школе, так и дома.