СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.. 7
1.1. Понятия «общение» и «коммуникативные навыки». 7
1.2. Игровые техники как способ развития коммуникативных навыков. 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИНЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫЗ ТЕХНИК.. 33
2.1. Программа, методы и результаты эмпирического исследования развития коммуникативных навыков. 33
2.2. Рекомендации по развитию коммуникативных навыков с помощью игровых техник. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ. 67
Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия. Процесс изучения личности включает в себя, процесс развития сознательной личности, которая под влиянием внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме в рамках коммуникации и её различных стратегий. Изучение коммуникации представляет собой сегодня основу понимания формирования современного общества.
Актуальность данной работы состоит в том, что современные психологические исследования уделяют большое внимание организации поведения и самореализации личности в социуме через коммуникативные стратегии и формирование коммуникативных навыков. Изучая поведенческие мотивы и влияние индивидуальности на поведение личности современные направления, формируют базу изучения социальной активности личности, воздействия на неё социума и их взаимовлияния. Сегодня связь развития личности и уровня овладения существующим опытом зачастую необходимо корректировать при помощи психологических методов, в частности метода игровых техник.
Объектом исследования является психология общения в коллективе.
Предметом исследования является развитие коммуникативных навыков.
Цель работы состоит в разработке рекомендаций по развитию коммуникативных навыков с помощью игровых техник.
Задачи работы:
1. Дать определение понятия «коммуникативные навыки».
2. Разработать программу эмпирического исследования и подобрать методики для выявления уровня развития коммуникативных навыков.
3. Провести эмпирическое исследование, обработать полученные результаты.
4. Описать технологию развития коммуникативных навыков с помощью игровых техник.
5. На основе полученных результатов проведенного эмпирического исследования разработать рекомендации по развитию коммуникативных навыков с помощью игровых техник.
Данная проблематика изучалась в работах таких авторов как Т. П. Авдулова, Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова, А. Г. Маклаков, Л.Первин, О.Джон, И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых, Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Т. И. Чиркова и ряд других исследователей.
Обобщение большого научного опыта в работах данных авторов, на ряду, с практикой, вывело психологию на принципиально новый уровень. Широкое практическое применение научных открытий в области психологии начало влиять и на развитие общества, на принятие решений, на управление личностью. От изучения и пополнения научного багажа, которое постоянно происходит, психология перешла к практике, которую, ранее и представить, было не возможно в таких масштабах.
В ходе данного исследования применяются теоретические методы исследования, которые состоят в анализе монографий и публикаций по данной теме.
Методы эмпирического исследования: Индекса групповой сплоченности Сишора, Интегральная самооценка уровня зрелости коллектива, определение уровня конфликтоустойчивости.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование игровых техник позволяет в довольно короткие сроки повысить уровень коммуникации и взаимодействия в коллективе.
Данная работа по своей структуре состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы общения и коммуникационных навыков. Во второй главе проводится эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков с помощью игровых техник. В заключении подведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования. В приложении приведены тексты методик исследования.
Психологический аспект исследования проблемы коммуникативного взаимодействия личности предполагает раскрытие ее специфики, как особого процесса человеческой психики. Коммуникация является важным фактором социализации личности, а значит является определяющей для его деятельности. Именно развитие коммуникативных навыков влияет на эффективность развития жизненной стратегии, эффективности удовлетворения мотивационных механизмов и влияет в конечном итоге на эффективность самоопределения личности в социуме. Это важно как для личности в рамках трудового коллектива, так и всего социума.
В результате экспериментального исследования удалось установить, что развитие коммуникативных навыков при помощи игровых техник является весьма эффективным средством психологической работы с коллективом. Как показали результаты методик:
Методы исследования:
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора (Приложение 1).
- Интегральная самооценка уровня зрелости коллектива (Приложение 2).
- Определение уровня конфликтоустойчивости (Приложение 3).
В результате применения игровых техник удалось поднять уровень сплоченности, зрелости и конфликтоустойчивости в коллективе на высокий уровень. Именно коммуникация в игре способствовала данному процессу.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Коммуникативные игровые упражнения – это комплексный вид познавательной деятельности. Успех зависит от того, насколько грамотно построено упражнение, от отношения психолога, и от его готовности помочь классу разыграть свои роли и понять смысл игры.
Игровые техники – это опыт обучения, позволяющий принять участие в деятельности, упрощенно представляющей собой процессы, происходящие в реальном мире и в реальном обществе.
Основным достоинством упражнений является то, что они способны вызывать изменения внутренних установок личности. Игровое моделирование содействует более быстрому и эффективному усвоению техник общения. В большинстве моделирующих упражнений участники играют роли реальных персонажей. Перед участниками ставятся конечные цели, к которым они должны стремиться: например, получить прибыль или добиться переизбрания.
Для выполнения ролей участникам предоставляются те или иные ресурсы, и им приходится принимать решения о том, как эти ресурсы использовать. Чтобы моделирующее упражнение было эффективным и реалистичным, участники должны придерживаться определенных правил. Наконец, моделирующие упражнения включают в себя такие элементы, как обсуждение и разбор, которые помогают ученикам сосредоточить свое внимание на наиболее важном. Хорошо разработанные моделирующие игровые коммуникационные упражнения дают возможность приобретать практические навыки принятия решений по важным проблемам.
Большое значение имеют моделирующие упражнения, которые моделируют ту или иную ситуацию в упрощенном виде, но позволяющие учащимся понять смысл данной ситуации и научится себя правильно вести.
Моделирующие игровые упражнения способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения. Результаты проведения игровых техник действительно показывают рост интереса к коммуникации.
Таким образом, гипотеза, которая состоит в том, что использование игровых техник позволяет в довольно короткие сроки повысить уровень коммуникации и взаимодействия в коллективе, полностью подтвердилась.