Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Решения европейского суда в системе источников права России и Западной Европы

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую Решения европейского суда в системе источников права России и Западной Европы

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

Скачать



Содержание

Введение 3

I. Теоритические аспекты решений европейского суда 5

1.1 Понятие «источник права» и «решение» 5

1.2 Статут Европейского суда 7

1.3 Природа решений Европейского суда 11

Вывод к главе 1 13

II. Решение европейского суда в системе источников права Западной Европы 14

2.1. Порядок формирования европейского суда 14

2.2 Юрисдикция европейского суда 18

2.3 Процедура судопроизводства 26

Вывод к главе 2 31

III. Решение европейского суда в системе источников права России 32

3.1 Место и роль решений Европейского Суда по правам человека в российской судебной практике 32

3.2 Распространение решений ЕСПЧ в российской судебной практике 38

3.3. Распространение решений ЕСПЧ на российское законодательство 42

Вывод к главе 3 46

Заключение 47

Список использованной литературы 49


Введение

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы заключается в том, что социально – экономические и общественно – политические отношения в современном мире находятся в тесной взаимосвязи с процессами глобализационного характера. Именно эти процессы требуют нового понимания сущности механизмов и инструментов управления обществом. В частности, это касается правовой составляющей регулирования общественных отношений. Правовые системы стран романо-германского и англосаксонского типов начинают терять четко очерченные границы своей уникальности. Прежде всего, речь идет о прецеденте, который, в свою очередь, является необходимым элементом эволюционного развития правовой системы страны в целом. Прецедент, как источник права имеет способность оперативно реагировать на изменения в социально – политической обстановки в России и на международной арене. Делает его в некоторых случаях более эффективным регулятором общественных отношений, в отличии от традиционных нормативно – правовых актах. характерных для континентального права

Чрезвычайно важным является тот факт, что среди прецедентов отдельное место занимают решения судов различных инстанций. Судебный прецедент способен не только решить спор по существу, но и оперативно устранить недостатки действующего законодательства Российской Федерации. С повышением роли защиты прав и интересов лица значительной актуализации получают проблемы, связанные с восприятием и признанием государством судебных решений международных инстанций, уполномоченных рассматривать споры, вытекающие из нарушения международных договоров и конвенций в отношении задекларированных прав человека и гражданина. Несмотря на то, что каждое государство устанавливает и закрепляет в своем Основном законе целый массив подобных прав, современные демократические процессы в мире требуют восприятия международных конвенций по данной проблеме как базовых и неотъемлемых элементов правового поля демократических стран.

Европейский суд по правам человека в данном случае выступает в некоторой степени как гарант применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 году, однако сейчас существует проблема выполнения его решений на территории Российской Федерации и дальнейшего их использования в отечественной правоприменительной практике как источника права.

Степень научной разработки темы. Проблемам практического использования решений Европейского суда по правам человека как источников права посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Ершов В.В., Евинтов В.С., Караманукян Д.Т., Рабинович П.М., Федик С., Туманов В.А., Дудаш Т.М., Шевчук С.А.,Блекстоун В., Роулз Дж., и других.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по вопросу применения решений Европейского Суда в системе источников права России и Западной Европы.

Предметом исследования являются судебные прецеденты Европейского Суда.

Цель данной работы заключается в определении проблемных аспектов применения решений Европейского суда по правам человека в качестве источников права в России, а также права Западной Европы.

В связи с поставленной целью передо мной стояли следующие задачи:

Во-первых, раскрыть значение решений Европейского суда в системе источников права Западной Европы;

Во – вторых, рассмотреть решения Европейского суда в системе источников права России.

Методологической основой данной работы стали такие методы как сравнительно-правовой, комплексный, логический, структурный, аналитический и другие.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы



I. Теоретические аспекты решений европейского суда

1.1 Понятие «источник права» и «решение»

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.

Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и' признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Используя термин «источник права» в формально-юридическом значении, мы ставим перед собой задачу ответить на вопрос, имеют ли решения Европейского суда по правам человека признаки источника права. Что собой представляют источники права?

В юридической литературе под источниками права понимают нормативные правовые акты, также обычаи, которые санкционируются государством и наконец, судебные прецеденты. Следует заметить, что в последнее время под источниками права представляют не только внешнюю форму выражения права, но и отношения, складывающиеся в обществе (социальные предпосылки), также самого субъекта правотворчества и его деятельность, правотворческие решения.

При этом необходимо обратить внимание на то, что рассматривать источник права изолировано невозможно. Таким образом, анализируя решения Европейского суда по правам человека, следует выделить, прежде всего, те из них, которые содержат норму права и являются общеизвестными, то есть опубликованными.

Следует также обратить внимание на то, что хотя мы и используем определение «решение» в отношении актов Европейского суда по правам человека, однако лишь потому, что в отечественной науке в основном употребляют этот термин. Как показывает анализ отечественной литературы, все акты Европейского суда по правам человека,как правило, авторы называют «решениями», однако в большинстве случаев, используя термин «решение», авторы имеют в виду его итоговые решения - постановления, в которых содержатся суждения или его правовые позиции.

1.2 Статут Европейского суда

Суд Европейского Союза является одним из семи институтов Европейского Союза. В структуру этого института входят три органа: 1)Суд - высшее звено, 2)Трибунал и 3)Специализированные трибуналы.

Трибунал (до редакции Лиссабонского договора - «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза, передав в ведение Трибунала менее значимые дела. Трибунал первой инстанции приступил к работе в 1989 г. Его деятельность основывается на ст.254 ДЕС и соответствующих положениях Статута Суда.

Юрисдикцию Трибунала составляют:

Все трудовые споры;

Все дела по искам физических и юридических лиц;

Все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 г.

Юрисдикция Трибунала определяется специальным решением Совета Европейского Союза Решение Совета Европейского Союза от 24.10.1988 г. “Об учреждении Суда первой инстанции” с последующими изменениями и дополнениями;, а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов Статута Суда ЕС Раздел 4 “Трибунал” Статута Суда ЕС г. (Протокол №3 к ДЕС). Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда ЕС

В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системе ЕС в целом, которая нашла признание в ст. 51 Статута Суда ЕС редакции 2004г., согласно которой он был наделен юрисдикцией рассматривать некоторые иски, подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами членами Ст. 51 Статута Суда ЕС.;.

В целях ускорения разрешения дел в структуре Суда ЕС могут быть образованы судебные палаты (специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке возможно обжаловать в Трибунал. На сегодняшний день создан и действует только одна судебная палата - Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию в соответствии с «Приложением 1» к Статуту Суда ЕС входит рассмотрение т.н. «служебных споров», споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками.

Состав Суда Европейского Союза формируется правительствами государств - членов ЕС “по общему согласию”. Каждое государство - член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на замещение этого места. Государство делегирует судью либо генерального адвоката, но, уже став членом Суда ЕС, он становится полностью независимым и несменяемым. Каким-либо образом проконтролировать деятельность судьи государства-члены не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Каждое государство - член ЕС имеет право вето при формировании Суда ЕС. На практике же государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья и, возможно, один генеральный адвокат).

К кандидатам на должность судей и генеральных адвокатов Суда ЕС предъявляются следующие требования:

Личная независимость судей и генеральных адвокатов. В соответствии с Договором о Европейском Союзе, судьи и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений Договор о ЕС с изм., вступившими в силу 01.12.2009г., Ст. 253;;

Профессиональная пригодность. Допускается назначение на должность судей и генеральных адвокатов только лиц, обладающих необходимой компетентностью Договор о ЕС с изм., вступившими в силу 01.12.2009г., Ст. 253.. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых является общепризнанной.

Кандидатом в члены Суда ЕС может быть:

Лицо, соответствующее в своем государстве требованиям для назначения на высшие судебные должности (например, в Греции - член Верховного суда Греции, в Испании - член Конституционного трибунала Испании);

Юрисконсульт с общепризнанной компетентностью. К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие ведущие специалисты в области права.

Таким образом, с учетом специфики правовых традиций различных государств - членов ЕС, в Суд Европейского Союза назначаются:

В государствах англо-саксонской правовой системы, характеризующейся применением норм общего права и ведущей ролью судебного прецедента и судебной практики, - профессиональные судьи;

В государствах романо-германской правовой системы, где господствует традиция приоритета закона и правовой доктрины, - академические юристы, теоретики права.

Срок полномочий всех членов Суда ЕС составляет 6 лет. Как видно, он довольно непродолжительный, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество таких повторных назначений никак не ограничено - некоторые члены Суда ЕС находятся в его составе десятки лет. С целью обеспечения преемственности в работе Суда ЕС обновление его состава осуществляется постепенно, каждые 3 года. Соответственно в этот период замещаются должности половины судей и генеральных адвокатов.

Число членов Суда ЕС и порядок их назначения определены в учредительных договорах. Число членов Суда ЕС зависит от числа государств - членов ЕС. На сегодняшний день в Состав Суда ЕС входят 27 судей, т.к. в Европейский Союз объединены 27 государств.

Как упоминалось выше, назначение судей происходит с общего согласия правительств государств - членов ЕС. Судья занимает свою должность сроком в 6 лет. До вступления в должность избранный на пост судьи должен принести присягу, публично обещая осуществлять вверенные ему полномочия ответственно и беспристрастно, а также не разглашая тайны совещательной комнаты Бущенко А.П. Практика Суда ЕС. - М., 2004. - С. 60;. Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей принципов добропорядочности. Судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься деятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срока полномочий, а также не имеют права занимать правительственные должности.

Каждые 3 года состав Суда ЕС обновляется. Это не мешает судьям, срок полномочий которых истек, быть вновь избранными. До истечения срока своих полномочий судья не может быть отправлен в отставку государством - членом ЕС. Однако если остальные судьи и генеральные адвокаты придут к единогласному выводу о том, что судья более не отвечает требованиям в связи с выполнением им служебных обязанностей, то он может быть освобожден от обязанностей судьи Суда Европейского Союза Статут Суда ЕС, ст.6;.

Каждые 3 года судьи избирают Председателя Суда ЕС путем тайного голосования абсолютным большинством голосов. Председатель Суда ЕС играет особую роль в руководстве Суда. Он осуществляет руководство деятельностью Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждении дел в совещательной комнате.

Наиболее сложные дела рассматриваются Пленумом Суда ЕС (собранием всех судей). “Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Союза, участвующие в разбирательстве, просят об этом” Договор о ЕС с изм., вступившими в силу 01.12.2009г, ст.221. Ст. 16 Статута Суда о ЕС.. В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению направить дело на рассмотрение в одну из своих палат.

Вторая, дополнительная категория членов Суда ЕС - генеральные адвокаты. Институт генеральных адвокатов был введен по образцу судебной системы Франции, где подобная должность существовала еще со средних веков. Подобная модель организации суда существует также в Бельгии и Голландии.

Главная задача генерального адвоката - самостоятельное проведение предварительного, независимого, беспристрастного исследования и представление своего заключения по изученному им делу Суду Европейского Союза. Генеральный адвокат также проводит анализ документов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов.

Таким образом, заключение генерального адвоката - это своего рода альтернатива решению Суда ЕС. Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины ЕС. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки ЕС и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Однако это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката. Напротив, судьи могут полностью или частично отступить от этого решения, но, все же, мнение генерального адвоката всегда играет значительную роль.

Корпус генеральных адвокатов Суда ЕС насчитывает 8 человек. Как показывает практика, этого количества явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен отдельный генеральный адвокат. В связи с этим Договор о ЕС в редакции Лиссабонского соглашения 2007г. предусматривает возможность расширения числа генеральных адвокатов, а Декларация к ст. 252 ДЕС уточняет количество, до которого корпус генеральных адвокатов может быть расширен - 11 человек.

Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств - членов ЕС. Принцип “одно государство - один генеральный адвокат” здесь не действует. 6 генеральных адвокатов назначаются из числа граждан Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии и Польши. Остальные 5 замещаются гражданами других государств - членов ЕС в порядке ротации.

1.3 Природа решений Европейского суда

Суд Европейского Союза обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств - членов ЕС.

Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:

Разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция). Дела прямой юрисдикции - это споры, возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинстве случаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Европейского Союза, а также ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕС не рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств - членов ЕС;

Рассмотрение запросов судебных органов государств - членов ЕС, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция). Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта - это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случае функция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которой сталкиваются органы правосудия государств - членов ЕС в ходе применения юридических норм ЕС;

Разбирательство дела в порядке предварительного контроля. В делах предварительного контроля Суд рассматривает правомерность юридических актов на этапе подготовки проекта решения. Сюда относятся, в первую очередь, запросы о соответствии учредительному договору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьими лицами и международными организациями - предварительный контроль международных договоров, аналогичный существующему во Франции.

К сфере предварительного контроля Суда ЕС можно также отнести следующие категории дел:

Дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов. Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так и на основании обращения заинтересованных государств - членов ЕС в случае совершения членом Суда правонарушения;

Дела о снятии иммунитета с имущества ЕС. Здания и помещения ЕС являются неприкосновенными. Государства - члены ЕС, на территории которых расположено имущество Союза, в.т.ч. денежные активы, могут применять к этому имуществу меры принудительного характера (реквизиция, конфискация и т.д.) лишь с разрешения Суда ЕС, полученного заблаговременно;

Проверка законности процедуры привлечения государств - членов ЕС к ответственности за нарушение общих принципов права ЕС.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд Европейского Союза наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативный орган, заключению которого придается особая юридическая сила.

Вывод к главе 1

Как видно, право Европейских сообществ во многом было создано именно руками судей. За более чем четыре десятилетия своего существования Суд ЕС превратился в настоящий «локомотив интеграции». Его заслуги в этой сфере трудно переоценить. Именно Суд Европейских сообществ сыграл одну из ключевых ролей в формировании специфического автономного правопорядка ЕС. Именно Суд ЕС, как никто другой, закрепил и развил основополагающие принципы права Европейских сообществ: принцип верховенства права ЕС над внутренним национальным правом государств-членов и принцип прямого действия норм права ЕС на территории государств-участников. Соблюдение же последних, несомненно, имеет принципиальное значение для устойчивого функционирования всей системы Сообществ и, по сути, является гарантией того, что с течением времени право ЕС не окажется размытым, а его положения не растворятся в бесчисленном количестве национальных правовых норм.



II. Решение европейского суда в системе источников права Западной Европы

2.1. Порядок формирования европейского суда

Состав Суда формируется правительствами государств-членов «по общему согласию» в соответствии с охарактеризованными выше (п. национальными квотами (ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество).

Каждое государство ЕС, таким образом, имеет при формировании Суда право вето. Однако в отличие от процедуры назначения Комиссии серьезных препятствий оно здесь не представляет. На практике государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья плюс, возможно, 1 генеральный адвокат).

Государство-член, таким образом, просто делегирует «cвoeго» судью/генерального адвоката, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа. тайны совещательной комнаты. Реальная личная независимость служит одним из двух обязательных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку).

Второй критерий, обусловленный характером функций и полномочий Суда, — профессиональная пригодность его членов. Договор, учреждающего Европейское Сообщество (ст. 223) допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:

— либо человек, который в своем государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Испании;

- либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права. С учетом специфики правовых традиций разных стран ЕС от Великобритании и Ирландии (стран общего права с ведущей ролью прецедента и судебной практики) в Суд Европейских сообществ назначаются обычно профессиональные судьи. От остальных государств-членов, где господствует романо-германская традиция с приоритетом закона и правовой доктрины, судьями и генеральными адвокатами чаще становятся «академические юристы», т.е. теоретики права.

Срок полномочий всех членов Суда — шесть лет. Как видно, он весьма небольшой, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда находятся в его составе десятилетиями. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит «трамплином» для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года. Соответственно в этот период замещаются должности половины судей (8 или 7) и (генеральных адвокатов (4).

Число членов Суда и порядок их назначения определены в учредительных договорах (например, ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Но если порядок назначения судей не подвергался изменениям, то количественный состав Суда приходилось не раз пересматривать. По мере того как расширялись сообщества, а это происходило неоднократно, росло число членов Суда. Тут действует незыблемое правило: число членов Суда зависит от числа государств-членов; при этом число судей совпадает с числом государств-членов. Теперь, когда в сообществах объединены 25 государств, в состав Суда ЕС входят 25 судей. С учетом того, что Европейский Союз постепенно расширяет свои границы, можно ожидать очередного, и притом весьма значительного, увеличения состава Суда.

Таким образом назначение судей происходит с общего согласия правительств стран-участниц Европейского Союза. Судья занимает свою должность сроком в шесть лет. Следует отметить, что к кандидатам в судьи предъявляются достаточно строгие требования: в ст. 223 Договора о ЕС, говорится о том, что «судьи должны быть лицами, независимость которых не подлежит сомнению, и которые обладают качествами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высших судебных должностях в своих странах, или являются экспертами по вопросам права высокой и общепризнанной квалификации».

До вступления в должность избранный на пост судьи должен принести присягу, таким образом публично обещая осуществлять вверенные ему полномочия ответственно и беспристрастно, не разглашая тайны совещательной комнаты. Кроме присяги каждый из судей подписывает заявление, в котором говорит о соблюдении в течение всего срока исполнения своих полномочий и обязанностей. Кроме этого, судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься деятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срока своих полномочий, не имеют права занимать какие-либо должности (политические, правительственные).

Каждые три года состав суда наполовину обновляется. Это не мешает судьям, срок полномочий которых истек, быть вновь избранными. Возрастного ограничения не существует. До истечения срока своих полномочий судья не может быть отправлен в отставку государством-членом, но если остальные судьи и генеральные адвокаты (о них будет сказано ниже) придут к единогласному выводу о том, что судья «более не отвечает требованиям в связи с выполнением им служебных обязанностей» (ст.6 Статута Суда ЕС), то он может быть отстранен.

Каждые три года путем тайного голосования, абсолютным большинством голосов судьи избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда («в случае, если не один из кандидатов на пост председателя не наберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, где избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов»). Также как и судья, он может быть переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководством работой Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует при обсуждении дел в совещательной комнате, на пленарных заседаниях Суда. К его компетенции также относится назначение судьи-докладчика, распределение дел между палатами.

В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда образуются палаты, наиболее сложные дела рассматриваются пленумом (собранием всех судей). Следует напомнить, что «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Сообщества, участвующие в разбирательстве, просят об этом» (ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению направить дело на рассмотрение в одну из своих палат.

На пленарном заседании Суда для кворума полного состава необходимо присутствие 15 судей. Решения в Суде принимаются большинством и в принятии решения должно участвовать нечетное количество судей. Если по какой-либо причине один из судей не может принимать участие в голосовании, то самый младший из присутствующих судей не принимает участие в заседании.

Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждое государство — член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требования к судье высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании Суда, на котором вновь избранный член присутствует, он приносит присягу, в которой клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны членов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может повлечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до; принудительной отставки последнего. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов.

Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей правил добропорядочности и скромности, в частности, в том, что касается принятия различного рода предложений о. работе или получении каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время — по состоянию на начало 2000 г. — каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том же порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь.

Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой инстанции (далее СПИ). Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела член Суда.

2.2 Юрисдикция европейского суда

Суд обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция — это всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.

По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:

разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;

рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;

разбирать дела в порядке предварительного контроля.

Дела прямой юрисдикции — это споры, возникающие в ходе реализации в жизнь норм права ЕС, т.е., по сути своей, дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам).

Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие дела (и гражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды государств-членов, которые обязаны в том случае применять непосредственно действующие нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.

Суд Европейских сообществ по общему правилу иски к частным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов не рассматривает. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.

В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом могут привлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должности лица и служащие.

Иски к государствам-членам. Государство-член привлекается Суду в случае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о ЕС, т.е. невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нор

Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды