В работе нет списка литературы
ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КМОПАНИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ...................... 4
1.1. Понятие и сущность стратегии развития............. 4
1.2. Значение и виды стратегии предприятия............. 9
1.3. Содержание и этапы разработки стратегии компании машиностроительной отрасли.................. 17
2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МПЗ»................................................... 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.................................................................... 24
2.2. Стратегический анализ внешней среды предприятия.................................................................... 29
2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия.................................................................... 34
3. ПУТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ООО «МПЗ»................................................................................... 41
3.1. Импортозамещение в машиностроительной отрасли на примере ООО «МПЗ»................................ 41
3.2. Выбор стратегических альтернатив и определение направления реализации стратегии на предприятии.................................................................... 44
3.3. Детализация рекомендаций и расчет их экономической эффективности.................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................. 62
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в повышении значимости разработки стратегии для обеспечения устойчивого развития предприятия машиностроительной отрасли в долгосрочной перспективе. В настоящее время в связи с большой конкурентной борьбой на рынке необходим совершенно новый подход к решению проблем и по этой причине возникает потребность совершенствования стратегического управления в компании.
Каждая организация разрабатывает свой собственный план по стратегическому развитию и достижению поставленных целей в долгосрочной перспективе. При этом формирование и реализация стратегии развития на предприятии машиностроительной отрасли предполагает комплексный подход, учитывающий множество разных факторов внешней и внутренней среды. От качества проведенного анализа и объективности оценки зависит успех реализации запланированных мер в рамках реализуемой стратегии. Это обуславливает необходимость ответственного подхода к данному вопросу со стороны руководящих и ответственных лиц.
Концепция стратегического управления основывается на необходимости учитывать внешние и внутренние факторы, а также их взаимосвязь и взаимозависимость. Для реализации целей предприятия машиностроительного комплекса необходимо обеспечить его функционирование в стратегическом режиме. Невысокая рыночная устойчивость в настоящее время обуславливает необходимость управления стратегическим развитием предприятия, необходимым для поддержания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, а также для обеспечения возможностей для его дальнейшего расширения. Поэтому разработка усовершенствованной стратегии развития предприятия в настоящее время представляется актуальной темой.
Анализ изученности темы показал, что теоретические основы стратегического менеджмента освещены в трудах таких авторов как В.С. Абрамов, Р.И. Акмаева, С.П. Бараненко, В.А. Баринов, Л.Е. Басовский, О.С. Виханский, Л.Г. Зайцев, А.В. Тебекин и других. Вместе с тем, в современных условиях проблема повышения роли стратегического управления на российских предприятиях машиностроительной отрасли требует дельнейшей комплексной разработки с целью адаптации теоретико-методических подходов к текущей практической ситуации.
Целью работы является определение направлений совершенствования хозяйственной деятельности на основе формирования и реализации стратегии развития предприятия машиностроительной отрасли на примере ООО «МПЗ».
Задачи:
– рассмотреть теоретические основы стратегического управления на предприятиях машиностроительной отрасли;
– представить общую характеристику и выполнить стратегический анализ ООО «МПЗ»;
– разработать стратегию дальнейшего развития для ООО «МПЗ».
Объектом исследования является ООО «МПЗ».
Предметом исследования методы и инструменты стратегического управления.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, группировка, графический метод, табличный метод, SWOT-анализ, PEST-анализ, GAP-анализ и т.д.
Структура работы представлена введением, тремя главами основной частью, заключением, списком использованных источников и приложениями. Первая глава содержит описание теоретических основ формирования и реализации стратегии на предприятии машиностроительной отрасли. Вторая глава включает общую характеристику ООО «МПЗ» и анализ его стратегического положения и существующих проблем. В третьей главе на основе проведенного анализа формируются рекомендации по развитию деятельности ООО «МПЗ» на основе формирования и реализации стратегии. Практическая значимость работы состоит в выработке конкретных решений по формированию предпосылок, обеспечивающих устойчивое развитие хозяйственной деятельности ООО «МПЗ» в долгосрочной перспективе.
В заключение приведем основные выводы по результатам проведенного исследования.
Исходя из исследования теоретический аспектов было определено, что стратегия развития представляет собой детализированный ориентир по достижению целей организации в рамках долгосрочного планирования. Его наличие позволяет сфокусировать внимание на наиболее важных вопросах, касающихся обеспечения устойчивого развития и расширения хозяйственной деятельности организации. Ее разработка и применение основывается на ряде определенных принципов, которые позволяют следовать передовой опыт в этом вопросе.
Существуют разные виды стратегии развития компании. Каждый из видов соответствует определенному жизненному циклу или сложившейся ситуации в компании. Руководство предприятия, исходя из имеющихся ресурсов, сложившейся ситуации и преследуемых целях подбирают наиболее подходящую стратегию.
Разработка и реализации стратегии развития компании машиностроительной отрасли представляет собой многоаспектный процесс, предполагающий последовательную реализацию определенных этапов. Первоначальный этап предполагает планирование, в след за которым происходит расчет прогнозных показателей и практическая реализация запланированного комплекса мер. Каждое мероприятие должно иметь точки контроля, на которых происходит оценка соответствия достигнутого ожидаемому. По мере необходимости в реализуемую стратегию могут вносится корректировки, которые должны отражать реакцию руководства компании на изменения во внешней и внутренней среде.
Практическая часть исследования проводилась на базе ООО «МПЗ», которое осуществляет деятельность в сфере производство автомобилей специального назначения. Структура управления предприятия линейно-функциональная, что обеспечивает строгую иерархию и подчиненность отделов.
Наибольшую степень влияния имеют государственные и муниципальные организации, которые обеспечивают стабильный спрос на продукцию ООО «МПЗ».
По итогам проведенного SWOT-анализа было определено, что ООО «МПЗ» в текущих неблагоприятных условиях должно сфокусировать усилия на сохранении достигнутых объемов производственно-хозяйственной деятельности, оптимизировать контакты с поставщиками и применять новые подходы к привлечению клиентов.
В качестве рекомендаций по обеспечению стратегического развития было предложено акцентировать внимание на повышении осуществлении мероприятий по импортозамещению, а также внедрение ERP-системы.
Импортозамещение в современных условиях стало необходимостью для многих российских производственных предприятий. ООО «МПЗ» также не является исключением и в силу негативного влияния санкционного давления ощутило на себе пагубность зависимости от иностранных поставщиков. В связи с этим было рекомендовано осуществить ряд мер по поиску, подбору и выбору наиболее подходящих российских производителей автозапчастей и деталей. Несмотря на необходимость значительного объема работы на первоначальных этапах и существующих рисках при реализации импортозамещения, в долгосрочной перспективе все усилия себя окупят и избавят от необходимости подстраиваться по влияние внешней среды в виде изменения политики продаж у иностранных поставщиков.
Кроме того, в ситуации, когда цены стремительно растут, а выбор поставщиков сужается, необходим пересмотр подходов к управлению издержками производственно-хозяйственной деятельности. Для решения проблем подобного содержания сейчас все активнее используются системы планирования ресурсов предприятия (ERP). Данная система представляет собой программное приложение, используемое для управления бизнес-операциями по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности. Это комплексное и интегрированное решение, которое собирает, хранит, управляет и интерпретирует данные из нескольких бизнес-процессов. ERP-система предоставляет организации единое унифицированное представление о своих бизнес-операциях, повышая эффективность бизнес-процессов и повышая общую эффективность их операций.
Произведенные расчеты свидетельствуют о положительном экономическом эффекте в виде 14784 тыс. руб. Экономическая эффективность больше 1. Срок окупаемости составит 0,9 года (10 месяцев), что подтверждает целесообразность реализации предложенных мероприятий.