СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
3 |
ГЛАВА 1 . |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ |
5 |
5 |
||
|
1.2. Теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края |
8 |
ГЛАВА 2. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ |
13 |
2.1. Ознакомление с природой Ивановской области |
13 |
|
2.2. Формы организации детей при ознакомлении их с природой |
26 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
32 |
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте учился сознательно воспринимать целостность окружающего его мира, видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это единственный предмет естествознания, в сферу охвата которого входят как природные (природа), так и социальные (население, экономика, социальные вопросы) объекты и явления.
Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана также темпами развития современных детей - количество информации, вызывающей интерес, значительно увеличилось, дети, начиная с юного возраста, готовы воспринимать знания о мир вокруг них.
Особое значение при изучении географии дошкольником имеет природа родного края. Сформировать сознательно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают ежедневно, то есть дети могут любить и научиться заботиться только о том, что их непосредственно окружает [5].
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного выполнения работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание, «прояснение» чувств маленького человека, развитие его способностей. умение различать оттенки цвета и звука, чувство единения с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением на практике.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования - воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
*воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
*формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
*развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
*участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ
Дошкольный возраст - особенно ответственный период в образовании, так как это возраст первоначального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные отношения, которые существенно влияют на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем важнее для него становятся контакты со сверстниками.
Дошкольное детство - чрезвычайно важный период в развитии человека. Его существование обусловлено социально-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретной личности, которая определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство имеет самостоятельную ценность вне зависимости от предстоящего обучения ребенка в школе [4].
Дошкольный период детства чувствителен к формированию у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если в дошкольном возрасте не сформированы основы этих качеств, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет крайне сложно.
В этом возрасте повышается познавательная активность: развивается восприятие, визуальное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует формирование смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и различных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия согласно словесным инструкциям, знания также усваиваются на основе объяснений, но только при опоре на четкие визуальные представления.
Сенсорное познание - восприятие и визуальное мышление - становится основой познания в этом возрасте. От того, как формируется у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, определяются его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и высших, логических форм мышления [7].
Появляются новые виды деятельности:
Игра - первое и главное занятие.
Визуальная деятельность - это первая продуктивная деятельность.
Элементы трудовой деятельности.
Также происходит интенсивное развитие личности ребенка. Начинается развитие воли. Дети дошкольного возраста уже усваивают нравственные идеи и формы поведения в обществе.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей - физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.
В основе содержания любой деятельности ребенка лежат знания и умения, которые формируются у него при знакомстве с окружающей средой, в частности с природой.
Приобщение дошкольников к природе предполагает предоставление им определенного объема знаний об объектах, явлениях неодушевленной и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе выполняются определенные программные задания по приобщению детей к природе. Они обеспечивают постепенное усвоение ребенком естественнонаучных знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, учат изолировать их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (цвет листьев, цветов), движения и голоса. животных, чтобы привести их к первичным зрительным связям и обобщениям (рыба плавает в воде). При этом у детей совершенствуются свои анализаторы (зрительный, слуховой и др.), Развивается внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни они формируют представления об объектах и природных явлениях, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, приводят их к установлению таких связей, которым дети могут обучаться в процессе предметно-сенсорной деятельности на уроках, в классе. игры и отражать их в виде конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений и животных, определять их по сенсорным эталонам (цвет, форма, размер), сравнивать предметы и группировать их по внешним характеристикам. В процессе усвоения знаний у них развиваются высшие формы познавательной деятельности: с наглядно-образного уровня познания к трехлетнему возрасту дети к четырехлетнему возрасту способны приближаться к установлению причинно-следственных связей.
К пяти годам у детей развивается высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению идей, отражающих законы природы. Детей учат выделять характерные особенности строения растений и животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная форма логического мышления: умение анализировать и синтезировать, умение выделять индивидуальные и общие характеристики растений и животных и делать обобщения (например, обобщать различные группы). животных в соответствии с особенностями питания, передвижения, пищи, среды обитания и т. д.).
Дети приходят к выводу, что природные явления вызваны естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К моменту поступления в школу в детях должны развиться наблюдательность, любопытство, любовь и уважение к природе, способность находить в ней красоту [9].
1.2. Теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятиями «природа» и «география»
Слово «география» по-гречески означает «летописи земли». Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей. Земля и ее обитатели постоянно меняются, поэтому география также показывает, как эти изменения происходят. Географию можно разделить на две части: физическая география, наука о Земле и ее ландшафте, и экономическая география, наука о людях и их жизни. Обе эти науки, которые, в свою очередь, подразделяются на разные направления, образуют большой раздел человеческого знания.
География рассказывает о том, как Земля движется в космосе, какие бывают дни, ночи и времена года. Это также объясняет, как энергия приходит на Землю от Солнца, давая жизнь животным и растениям. Географы изучают погоду и изменение климата. Они ведут записи, предсказывают погоду и наблюдают, как климат влияет на жизнь людей, животных и растений. [2]
Вода необходима для жизни на Земле. Он является неотъемлемой частью окружающего нас воздуха и покрывает большую часть поверхности Земли. Океаны создают форму скал на берегах, а реки, размывая скалы, формируют очертания земной поверхности. Изучение океанов и природных ландшафтов помогает людям узнать об эволюции Земли, о том, что может случиться с ней в будущем, и о том, как люди могут наилучшим образом использовать окружающую среду.
Географы изучают людей, живущих во всем мире, их образ жизни, их сходства и различия. География рассказывает о местах, где живут люди и почему они там живут. Она изучает рост населенных пунктов и воздействие на окружающую среду больших и малых городов, поселков и деревень.
Карты - очень важное достижение в географии. На них можно увидеть, где находятся разные реки, моря, пустыни и как они выглядят. Карты помогают нам сравнивать разные места и понимать окружающую нас природу.
География показывает, как люди используют окружающую среду для еды, воды и многого другого, что может дать природа. Она рассказывает о том, чем люди занимаются и как они меняют мир вокруг себя.
Предметом изучения географии также является то, как меняется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. И насколько хрупка Земля, и как нужно сохранять и беречь природные ресурсы. Население мира растет, и наш образ жизни меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Уровень загрязнения очень высок, и человеческая жизнь влияет на Землю настолько сильно, что природные ресурсы могут оказаться в опасности [2].
Изучение географии формирует желание познавать окружающий мир, а познание является функцией не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких качеств, как активность и независимость, уверенность в своих силах и силах.
Целью формирования географических представлений у дошкольника является формирование исходных знаний о природе и обществе, нравственного отношения к окружающей среде и к своему телу. Дети дошкольного возраста воспринимают природу и окружающий мир как единое целое. Таким образом, внедрение комплексных знаний по географии на данном этапе обучения соответствует возрастным характеристикам дошкольников.
Взаимодействие человека с природой не может оставаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования природных ресурсов человеком, последствия этого воздействия на природу и здоровье человека могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой, чтобы сформировать у детей исходную позицию по этому вопросу.
Целью экологического образования детей является формирование принципов экологической культуры, которые позволят в будущем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия людей. с природой, которая обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного образования, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве основы личностной культуры, гуманистических качеств в человеке.
В процессе экологического воспитания дошкольника, прежде всего, следует обратить внимание на следующие вопросы:
- Понимание внутренней ценности природы.
-Осознание ребенком себя как части природы.
-Создание уважительного отношения ко всем видам животных без исключения, независимо от наших симпатий и антипатий.
- Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей приводит к другим изменениям: происходит «цепная реакция».
- Воспитание у детей активной жизненной позиции.
-Обучение основам элементарной экологической безопасности.
-Формирование исходной информации о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в повседневной жизни.
-Формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, на природе.
-Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе ребенка).
-Понимание уникальности, красоты окружающего мира.
Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями преподавания географии, его содержание основано на идее экологизации. Все экологические проблемы, рассматриваемые применительно к географии, можно разделить на три группы.
В дошкольном образовательном учреждении наиболее традиционным является изучение первой группы вопросов, которые касаются защиты отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и др.). Менее представлена вторая группа вопросов, в которой осуществляется ресурсный подход к изучению природы и использования ресурсов.
Третья группа вопросов составляет собственно экологическую «составляющую», поскольку касается защиты окружающей среды и деятельности человека. Включение этих вопросов в программу экологического просвещения дошкольника - дело новое и перспективное.
В процессе решения учебных задач география способствует развитию логического мышления как способа познания окружающего мира, снабжает его знаниями для понимания законов природы. Он учит подключать и обрабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать природные явления [9].
Формируя у дошкольника географические представления, воспитатель решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка. При изучении конкретных предметов и явлений развивается способность наблюдать, что помогает понять их сущность и взаимосвязь.
Все это имеет немаловажное значение для развития умственной деятельности ребенка, развития у него логического мышления, стремления познавать окружающий мир. Именно география учит логическим методам индукции и дедукции, формирует умение рассуждением проникать в глубины явлений, иногда скрытых от глаз наблюдателя.
Изучение предметов и явлений природы - чрезвычайно ценный материал для формирования логического мышления. Учитывая роль сенсорного восприятия в мыслительном процессе, необходимо широко использовать визуализацию и организовывать наблюдения студентов. Правильно организованное наблюдение помогает решать задачи не только воспитательного, но и воспитательного характера.
Наряду с формированием начальных географических представлений и понятий география имеет и воспитательное значение. На экскурсиях дошкольники знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы вызывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
2.1. Ознакомление с природой Ивановской области
Природа окружает ребенка с рождения и остается с ним на всю жизнь. Малыш начинает узнавать ее еще до того, как произнесет первые слова, выучит первое стихотворение или впервые поиграет с друзьями. Природа всегда вокруг нас и очень важно с раннего детства показывать ее малышу.
С раннего детства малыши пристально рассматривают игрушки с изображением птицы, рыбы или кошки. С раннего детства они начинают играть с домашними животными.
Во время прогулки он внимательно следит за тем, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает летающую в небе птицу или бабочку, с интересом смотрит на божьих коровок и цветы в парке.
У ребенка рано появляется желание активно познавать природу. Она привлекательна для него своим красочным миром, который дарит малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Знакомство дошкольников с родной природой - это первые шаги к познанию родного края, воспитанию любви к Родине.
Понятие Родина связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. В его дом, в природу, которая его окружает.
Дошкольный возраст - ценнейший этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе и окружающему миру. В этом возрасте у ребенка формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формируются основы нравственных и экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой.
Детский сад - первое звено в системе непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами стоит задача формирования основ культуры рационального природопользования у дошкольников [14].
Научить чувствовать красоту родного края, красоту края, осознавать, что каждый ребенок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач воспитателя.
Поэтому крайне важно показать ребенку законы окружающей среды, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах вашего региона.
Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения всех живых организмов на Земле, независимо от нашего отношения к ним. Учитель не должен употреблять слова «вредный», «полезный» в разговоре с детьми.
Экологические знания становятся основой экологического образования. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости его жизни, его здоровья от ее состояния. Также важно способствовать пониманию необходимости разумного потребления. У ребенка должна формироваться активная позиция, стремление к чему-то вокруг себя к лучшему [14].
Педагоги всегда придавали большое значение общению детей с природой. Природа окружает ребенка с рождения. I.G. Песталоцци отметил, что это источник, через который ум поднимается от нечетких чувственных восприятий к ясным концепциям. Он писал: «С самых ранних стадий развития необходимо вводить ребенка во все многообразие окружающей его природы». Ушинский считал логику природы наиболее доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость как можно раньше открывать ребенку книгу природы, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к удивительной красоте природы. ». (В.А.Сухомлинский).
Сухомлинский писал, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и плывущие в голубом небе облака, услышал пение соловья и испытал восхищение красотой природы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что полученные в детстве впечатления о родной природе оставляют огромный след в жизни ребенка, часто остаются в памяти на всю жизнь, а для некоторых - профессия на всю жизнь.
В связи с этим передо мной стоит задача познакомить ребенка с миром природы, сформировать у него знания о его предметах и явлениях, научить ребенка наблюдать, замечать красоту в природе, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, осваивая новые знания, навыки и умения.
Книга С.А. «География Ивановской области». Борзов, О.А. Лаврентьева. Из него я взял информацию о редких растениях и животных Ивановской области, ее климатических особенностях, экологических проблемах и охраняемых памятниках природы. У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, где прошли детство и юность, где отдыхали с бабушками в деревне. Она наиболее близка к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: почему на некоторых деревьях листья, а на некоторых иголки? Почему листья только весной и летом? Почему зимой так много сугробов? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? У детей в этом возрасте возникает много вопросов, и большинство из них связано с окружающей природой. Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства. С годами наши знания о родном крае становятся больше, но эти радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Мы всю жизнь соприкасались с природой, чуть больше в детстве. Зеленые леса и поля, красивые цветы и божьи коровки, бабочки, птицы, животные, солнце и облака, гром и молния, падающие хлопья снега, небольшие лужи после весенних и летних дождей - все это привлекает детей, делает их счастливыми .. От пристального внимания до к природе, от привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Разные по запаху и цвету растения, разные листья на деревьях, красочнее бабочек, пение птиц, журчание ручья, шелест травы летом, шелест сухих листьев осенью, скрип снега под ногами зимой - все это служит материал для развития эстетического чутья у детей [4].
Приобретенная в детстве способность видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе приобщения детей к природе проводится нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание в нем любви к родной природе и уважительного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе укрепляют мышцы и нервную систему. Детей нужно обучать простейшим навыкам и техникам выращивания растений и ухода за животными. Детям важно получать удовольствие от процесса и результата совместной работы. Я считаю, что основная задача психологического воспитания детей в процессе познания природы родного края - дать детям знания о неодушевленной природе, растениях, животных, связях между предметами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любопытство. Разнообразный мир растений и животных пробуждает в детях живой интерес к природе, побуждает к активности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют природу, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. Знакомя детей с природой, я основное внимание уделяла знакомству детей с природой родного края. Родная природа окружает ребенка с первого момента его жизни. Для него это более понятно и доступно.
Любой регион уникален. У него есть свои особенности, своя неповторимая природа. В каждом регионе есть свои особые дорожки, дорогие его жителям, леса, особые деревья.
Природа Ивановской области манит туристов густыми лесами, быстрыми и полноводными реками, целебным воздухом, раскидистыми полями, обилием небольших рек и озер.
В то же время это вполне типичный и очень оригинальный образец российской глубинки, который достаточно далек от привычных путей, чтобы сохранить свою самобытность, и вполне доступен для всех, кто интересуется настоящей русской жизнью. В Ивановской области около сотни озер, живописных, очень интересных своей флорой и фауной. По территории района протекают экологически чистые реки. Это пучок рек Люлех, Теза, Клязьма, которые дарят сочетание красивой природы, живописных пейзажей и знаменитых старинных деревень, расположенных на берегах берегов, среди которых Палех, Хотимл, Холуйский быт.
Также в Иванове есть заповедное место для туристов - каякеров - живописно извилистая река Лух с необычайно широкой ледниковой долиной, несущей свои воды к Клязьме.
Природа региона чрезвычайно разнообразна: сосновые леса сменяются дубовыми рощами, густые еловые леса соседствуют с светлыми березовыми рощами, озера и реки с обилием рыбы, песчаные дюны, луговые поймы, болота и леса, обильные клюквой, гоноблемами. , брусника, черника, черника, грибы, лекарственные растения (около 600 видов).
Ивановские пейзажи прекрасно сочетаются со старинными дворянскими усадьбами, которые сохранились до наших дней и открыты для посещения.
Ивановская область, как известно, богата архитектурными памятниками старины. Правда, многие церкви и соборы были разрушены за годы Советской власти или пришли в упадок. Последних можно встретить случайно, бродя по лесу или просто путешествуя по проселочным дорогам деревень.
Но в Иваново можно отдыхать не только летом. Зимой здесь тоже очень красиво. Туристам предлагаются разнообразные зимние развлечения. В вашем распоряжении коньки и лыжи. Местные жители могут даже прокатить вас на санях, запряженных резвыми лошадьми.
Организуя работу с детьми по знакомству с родным краем, я определил цели этой работы:
- воспитывать эмоционально позитивное отношение к природе, развивать способность видеть и понимать ее красоту, беречь ее с раннего возраста;
- вызвать интерес и желание больше узнать о природе родного края, увидеть больше;
- воспитывать уважительное отношение к природе, желание работать на природе;
- научиться определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- познакомить с «Красной книгой» Ивановской области (растения и животные).
В процессе работы продумывала формы и методы знакомства детей с родным краем.
Они бывают разнообразными: визуальные (наблюдение, просмотр картинок, демонстрация диафильмов), практические (игра, работа, опыты), словесные (рассказ учителя, чтение произведений искусства, беседы). Решил, что буду использовать все методы и приемы, но наиболее действенным, доступным и интересным является наблюдение за природными объектами в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Необходимо как можно чаще организовывать прогулки с детьми и экскурсии в разное время года в парк, на стадион, на озеро или прогулки по лесу. Главное, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель каждой прогулки, вопросы детям, инвентарь, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.
Дети отражают свои впечатления в рисунках, придумывают рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на озеро или реку с детьми подготовительной группы лучше выбрать время, когда пробуждение жизни в водоеме только начинается: появление растений, насекомых на поверхности водоема, кваканье лягушек. Рассмотрим жука водомера, мальков рыб. Дети очень любят прогулки по поляне, в роще. Прогулку сопровождает радостное настроение от множества цветов, травы, солнца. Есть возможность собрать букет для мамы или старшей сестры.
Необходимо научить детей правильно собирать букеты, не рвать ненужные растения, а также красиво составлять букеты. Познакомившись с названиями луговых цветов, дети изучат их строение, сравнят с другими цветами, найдут между ними сходства и различия. Ромашку луговую сравнивали с садовой, гвоздику полевую с лютиком.
Для закрепления полученных знаний необходимо проводить дидактические игры: «Цветы», «Букеты», «Летающие бабочки», «Найди такие же». В процессе разговора с детьми плавно приходите к выводу, что цветы необходимы насекомым для сбора нектара. Прогулка по лугу также используется для встречи и наблюдения за бабочками, стрекозами, жуками и другими насекомыми, интересно проследить, на каких цветах они сидят, подумать, вокруг каких цветов летают. Наблюдая за бабочками, дети узнают, что каждая бабочка сидит на определенном цветке: репа и другие желтые бабочки на цветках одуванчика, лютика и рапса. Голубые бабочки - на васильках, пурпурные - на цветках вики. Детям полезно объяснить, что именно так бабочки прячутся от врагов и по этим цветам они узнают, где сладкий сок - нектар. Также интересно наблюдать за стрекозами. Дети сравнивают разных насекомых: кузнечиков и бабочек, обнаруживают сходства и различия между ними - у стрекоз и бабочек одинаковые ноги и брюшко, у кузнечика и стрекозы одинаковая большая голова и большие глаза. Осматривая божью коровку, дети могут заметить, что у нее маленькая черная голова, черные ноги, красные крылья: красные с белыми или черными пятнами. Детям следует рассказать, что капли желтой жидкости, которые выделяет клоп, считается молоком, поэтому его называют «божьей коровкой». А яркий цвет, как вывеска, провозглашает: «Не трогай меня, это безвкусно!»
Направляя познание природы и приобретение детьми различных навыков и умений, педагог использует различные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы детьми и активное овладение навыками. К этим методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко используются методы, основанные на слове учителя - рассказывание историй, чтение произведений искусства, беседы, проводимые с демонстрацией природных предметов или их изображений.
Приемы и приемы, используемые учителем в работе, сочетаются, например, наблюдение с беседой, рассказ учителя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. Д.
Применяя тот или иной метод, педагог использует множество различных приемов. Так, например, при ведении беседы в сочетании с наблюдением педагог «приближает» предмет к детям, сравнивает его с уже известным, вводит элементы игры, использует пословицы, поговорки и т. Д.
Одни и те же техники могут использоваться в разных методах. Например, сравнение используется во время наблюдений, в дидактических играх, в разговоре; игровые приемы также используются в наблюдениях, в беседах; демонстрация, объяснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и т. д.
Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство учителя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природных условий дошкольного учреждения, места и объекта наблюдения, а также от возраста детей и их стажа.
В группах младшего и младшего дошкольного возраста сенсорные восприятия детей имеют особое значение, поэтому наблюдение будет основным методом.
Во время наблюдения ребенок может наблюдать природные явления, сезонные изменения в природной среде, видеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа им служит.
Преимущества наблюдательных классов в том, что здесь дети имеют возможность увидеть растения и животных в их среде обитания. Наблюдение помогает сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о существующих в природе отношениях, материалистическое мировоззрение.
Наблюдения в лесу, в поле, на берегу рек и озер привлекают внимание детей, дают возможность под руководством педагога собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и поработать в группе в уголке. природы. Наблюдательные дети развивают наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они учатся вглядываться в предмет и замечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, уважение к ней, любовь к Родине.
По содержанию наблюдения условно делятся на два типа: естественные - в парк, в лес, на реку, на луг и т. Д., А также в зоопарк, ботанический сад (проводятся в разных времена года); наблюдение за сельскохозяйственными объектами - в поле, на птицефабрике, в саду, огороде и т. д. с целью ознакомления с работой взрослых.
Организация наблюдений.
Наблюдение как форма тренировки применяется в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждого наблюдения определяется содержание программы, обязательное для изучения всеми детьми.
Наблюдения за естествознанием проводятся в особой системе. Их желательно организовать на одних и тех же объектах в разное время года, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста необходимо провести 3 наблюдения в парке с постепенным усложнением заданий. Цель этих наблюдений - познакомить с весенними изменениями, развить способность их видеть и понимать причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные наблюдения проводятся для ознакомления с некоторыми видами взрослого труда. Наблюдение намного сложнее, чем групповое занятие, и оно будет успешным только при тщательной подготовке.
Дидактическая игра
Игра - это не только развлечение, но и способ познать окружающий мир маленькими детьми. Чем меньше дети, тем чаще игра используется как метод воспитательной работы с ними.
Дидактические игры. В этих играх используются природные объекты природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухофрукты), изображения растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с природным материалом природы или ее изображениями являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводятся на занятиях, экскурсии, прогулки в специально отведенное для них время. Дидактические игры, используемые на уроках, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить идеи, полученные в процессе наблюдения на природе.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, распознавание предметов должно даваться сначала по внешнему виду, затем по прикосновению, затем по описанию и, наконец, по ответам на вопросы, заданные к загадке. Самое сложное - комбинировать предметы по общим признакам и угадывать предметы, отвечая на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать к ним уважительное отношение.
Играет с натуральным природным материалом. На прогулках дети широко используют игры с натуральными материалами.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, галькой дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, получают сенсорный опыт. Например, дети узнают, что вода может быть холодной и теплой, она проливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег крошится, мокрый снег можно лепить и т. Д.
Играя с природным материалом (снег, вода, песок), педагог, разговаривая с детьми, помогает им узнать некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он крошится» или «Тоня кладет мокрый песок. в формочке у нее получился хороший пирог ».
Развлекаясь с такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и узнают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавающие объекты в воде, движение в воздухе и т. Д. ).
Гуляя с детьми по лесу, полезно обратить их внимание на веточки, сухие ветки, корни, которые своими очертаниями напоминают птиц и зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и искать в нем что-то похожее на знакомые предметы. Это делает их очень счастливыми и способствует развитию наблюдательности и воображения.
В младших группах игра обычно занимает весь урок, в средних, старших и подготовительных группах, чаще всего является частью урока и длится от 5 до 20 минут.
В младших группах проводятся игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по их внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель просит детей принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. Д.
В средней группе во время игры дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. Эти игры включают «Угадай, что в сумке?», «Узнай, что у тебя в руках?»
Для первой из этих игр учитель заранее готовит пакет и кладет в него овощи или фрукты (картофель, лук, свеклу, морковь, огурцы, яблоки, груши и лимон). Дети по очереди кладут руку в сумку, берут предмет, нащупывают, зовут, а затем вынимают его и показывают всей группе.
После того, как у детей накопятся конкретные представления о растениях (поле, лес, комнатное и т. Д.), В старшей группе можно провести дидактические игры, чтобы сравнивать предметы и узнавать их по частям (цветы, листья). В игре, например «Узнай, чей лист?», Дети сравнивают лист, полученный при угадывании, с листьями растений.
В подготовительной группе к школе проводятся игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры, например, «Выучить предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организованный на материалах, знакомых детям; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Важное значение имеет труд как метод воспитательной и воспитательной работы в детском саду. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают определенные связи между развитием растений и уходом за ними со стороны человека. Все это положительно влияет на развитие детского мышления, создает основу для материалистического взгляда на мир.
Систематическая работа в саду, саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и уважение к природным объектам, способствует формированию высоких моральных качеств.
Посильный физический труд благотворно влияет на общее развитие детей, улучшает функции их анализаторов, в первую очередь двигательных.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).
У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.
Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.
К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой{7;65}.
Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.
Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.
Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи[11].
Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.
2.2 формы организации детей при ознакомлении их с природой
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать{7;40}.
Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.
На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей[14].
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.
Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.
Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.
Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.
Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков иумений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику.
Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.
Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы
стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.