Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы организации внеклассной работы по математике в начальной школе как средства повышения познавательной активности и обучаемости младших школьников…………………………….7
Глава 2. Практическое изучение действенности методики проведения внеклассной работы по математике с целью повышения уровня познавательной активности и обучаемости младших школьников…………. 41
2.1. Диагностика познавательной активности и обучаемости младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Разработка системы упражнений внеклассной работы по математике с целью повышения уровня познавательной активности и обучаемости младших школьников……………………………………………………..…….54
2.3. Действенность методики проведения внеклассной работы по математике на уровни познавательной активности и обучаемости младших школьников (контрольный эксперимент )…………………………………………………….61
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы…………………………………………………………….. 78
Приложения……………………………………………………………………...84
Как известно, основы математической подготовки обучающихся закладываются в начальной школе.
Обучая детей математике, учитель начальной школы призван решать различные задачи: готовить учащихся к изучению предмета в старших классах, формировать основы научного мировоззрения, развивать логическое мышление, прививать и развивать интересы к математике.
Именно поэтому целесообразно проводить систематическую внеклассную работу, направленную на решение вышеназванных задач.
В настоящее время такая работа не всегда находится на должном уровне ввиду отсутствия учебно-методических пособий для учителей начальных классов.
Актуальность изучаемой темы обусловлена также и тем, что динамизм происходящих в настоящее время глобальных изменений в мире, а также преобразования, происходящие в обществе, нуждаются в существенных изменениях и в системе образования, принципах её организации, формах и методах учебно-воспитательного процесса, в разработке инновационных технологий обучения и воспитания.
Школа должна быть сориентирована на использование таких педагогических технологий, которые бы предусматривали обучение и воспитание активной, высоко образованной, творческой личности.
Достижению цели обучения математике и реализации личностно ориентированного обучения, выдвигающего на первый план задачи создания определённых условий для выявления и развития познавательной активности и творческой самостоятельности младших школьников, повышению уровня обучаемости детей в целом, содействует внеклассная работа по математике.
Обращение к внеклассной работе по математике в начальной школе оправдано обострением противоречий между возрастающими требованиями, установленными обществом перед школой, и результатами исследований по данной проблеме.
В новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная работа выделена особо: на неё отводится до 1350 часов (за 4 года обучения)[4, с.6].
Внеурочная работа оплачивается и может проводиться не только в школе, но и в образовательных учреждениях дополнительного образования. Она направлена на развитие у учащихся мыслительных операций, познавательной активности, интереса к предмету. Проведение такой работы требует специальной подготовки учителя, в том числе и в области математики.
Объект исследования – познавательная активность и обученность младших школьников .
Предмет исследования - повышение познавательной активности и обучаемости младших школьников посредством внеклассной работы на уроках математики с применением возможностей интерактивной доски.
Цель работы - на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить методику организации внеклассной работы по математике с целью развития познавательной активности и уровня обучаемости младших школьников.
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические вопросы организации внеклассной работы по математике в начальной школе, а именно: содержание и построение курса математики, формы организации внеклассной работы по математике в начальной школе;
- изучить возможности использования интерактивной доски как одной из прогрессивных форм во внеклассной работе по математике;
- раскрыть сущность понятий «познавательная активность» и «обучаемость» младших школьников;
- осуществить первичную диагностику познавательной активности и обучаемости (в рамках констатирующего этапа);
- разработать методику проведения внеклассной работы по математике с целью повышения уровня познавательной активности и обучаемости младших школьников
- осуществить повторную диагностику познавательной активности и обучаемости (контрольный эксперимент) с целью определения действенности внедрённой программы.
Методы экспериментально-практического исследования: анализ литературы, изучение передового педагогического опыта, диагностические методики, сравнение, обобщение.
С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников и обучаемости было проведено исследование на базе МБОУ лицей №7.
Гипотеза исследования – содержание программы внеклассной работы, основанное на активном использовании технологий интерактивной доски как прогрессивной формы внеклассной работы, оказывает существенное влияние на повышение познавательной активности и уровня обучаемости младших школьников.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Абросимова Т.А., Пономарева М.Г., Кириченко Е.Б., Алексеев В.М., Алмазова О.В., Алпатов А.С., Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П., Артемьева, Т. П., Бабкина Н.В., Болгарова М.А., Булатова О.В., Гаращук Н.А., Епишева О.Б., Жаринова Н.Д., Каирова Л.А., Ковель М.И., Логвинова И.В., Лубовский В. И., Машарова В.А и другие.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система занятий с элементами внеклассной работы по математике с применением интерактивной доски может и должна быть применена на практике в общеобразовательных школах, что, в свою очередь, будет способствовать повышению познавательной активности к предмету «математика», а также повысит обучаемости младших школьников в целом.
Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы.
Основные задачи её преподавания заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики.
Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса.
Под внеклассной работой понимается совокупность необязательных занятий учителя и учащихся во внеурочное время в начальной школе.
Внеклассная работа преследует следующие задачи: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике; расширение и углубление знаний по математике; развитие логического мышления, смекалки, математической зоркости; развития творческой самостоятельности, эстетического, нравственного воспитания школьников; воспитания у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; вовлечение детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм
Внеклассная работа по математике в учебном году ведётся параллельно с классными занятиями.
Внеклассная работа по математике как форма внеурочного процесса обучения математике занимает одно из центральных мест в структуре методической подготовки будущего учителя начальных классов. Для профессионального педагога знание форм, содержания и методики внеклассной работы является основополагающим наряду с умениями давать уроки по предмету.
Все формы внеклассной работы по математике можно разделить на: массовые (вечера, олимпиады и др.);групповые (кружки, стенная печать и пр.); индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.).
Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.
Без развития познавательной активности, воспитания готовности и умений самостоятельно пополнять свои знания нельзя окончательно решить задачи формирования нового человека.
Познавательная активность отражает определённый интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению и расширению знаний, развитию кругозора.
«Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции».
Степень обучаемости человека – совокупность пяти последовательных показателей (распознавания, запоминания, понимания, элементарных умений и навыков, и переноса), усвоенных в процессе обучения и учения.
- методика М.Я. Басова (выявление уровня развития познавательного интереса к урокам математики).
На первом этапе исследования проводилась методика «Фотоальбом».
Обобщив полученные результаты, выявили следующие типы эмоционального отношения - 60% обучающихся положительно относятся к школьной деятельности, с удовольствием посещают школу, работают в классе, общаются с учителем, не имеют дискомфорта при общении с одноклассниками и родителями. 25% учеников имеют равнодушное отношение к школьной жизни: им безразлична дорога в школу, работа у доски и на уроке, беседы с учителем.
Выявление отношения учеников к учебным предметам проводилось с помощью опросника «Цветик-семицветик».
На первое место по желанию посещать предмет поставили 3 ученика или 15 % учащихся, на второе -0 человек, на третье -1 человек или 5%, на четвёртое место 6 человек или 30%, на пятое место 4 ученика или 20%, на шестое 1 ученик или 5%, на седьмое место 2 ученика или 10 %, на восьмое и девятое места 0 учеников и на десятое место 3 ученика или 15% от всех опрошенных.
Таким образом, исследование по методике «Цветик-семицветик» показало, что 20 % учеников с удовольствием посещают предмет, ответственно к нему готовятся.
Большинство обучающихся класса - 65 %, принимают нейтральную сторону, не считают предмет «Математика» - важным для себя.
И 15 % учеников показали негативное отношение к данному предмету, посещают его без желания.
Выявление уровня развития познавательного интереса к урокам математики проводилось методом наблюдения по методике М.Я. Басова
Средний уровень – продемонстрировали 75% учащихся
Низкий уровень оказался свойственен 5% учащихся.
Высокий уровень продемонстрировали 20% учащихся.
Как показал количественный анализ результатов обучаемости, высокий уровень обучаемости оказался свойственен всего двум учащимся из всей выборки, что составило 10%, средний уровень продемонстрировали 5 учащихся, что составило 25% от всей выборки, низкий уровень продемонстрировали по результатам мониторинга 10 учащихся, что составило 50% от выборки и наконец, очень низкий результат, а именно оценка «неудовлетворительно» оказался свойственен троим учащимся, что составило 15% от всех учащихся 3 «Б» класса.
Таким образом, результаты диагностики по двум категориям –обучаемости и уровню познавательной активности, полученные на констатирующем этапе позволили сделать вывод о необходимости проведения формирующего эксперимента посредством внеклассной работы со школьниками.
При разработке программы мы посчитали целесообразным решить, прежде всего, три основные задачи внеклассной работы по математике:
- повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
- организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.
Мы не должны были забывать о том, что внеклассная работа по математике является лишь составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Отличается от классной работы тем, что должны строиться на принципе добровольности.
Целью контрольного этапа исследования являлось выявление уровня развития познавательной активности и обучаемости у учеников 3 «Б» класса повторно, после внедрения системы занятий по внеклассной работе.
На первом этапе повторного исследования проводилась методика «Фотоальбом».
Обобщив полученные результаты, мы выявили что никто из детей не испытывает эмоционального дискомфорта или равнодушия после проведения системы занятий внеклассных мероприятий по предложенной нами программе, все дети высказали положительное отношение – все дети выбирали «фотокарточки» с эмоциями «радость» и «удивление».
100% обучающихся положительно относятся к школьной деятельности, с удовольствием посещают школу, работают в классе, общаются с учителем, не имеют дискомфорта при общении с одноклассниками и родителями.
Повторное выявление отношения учеников к учебным предметам проводилось с помощью опросника «Цветик-семицветик».
На первое место по желанию посещать предмет поставили 17 учеников или 85 % учащихся, на второе - 3 человека – 15%, на третье, четвёртое, пятое,
шестое, седьмое, восьмое, девятое, десятое места не поставили предмет «математика», после проведения программы с внеклассными мероприятиями, никто из учащихся опрошенных.
Обобщив полученные данные, мы выявили следующие типы отношения обучающихся к предмету «Математика» :
Выявление уровня развития познавательной активности к урокам математики на контрольном этапе эксперимента проводилось методом наблюдения по методике М.Я. Басова.
Подводя итог проведённого исследования, мы сделали следующий вывод: большинство учащихся класса – 15 человек, что составляет 75 %, показали высокий уровень познавательной активности.
Высокий уровень – характеристика не только по активности на уроках, а по всем показателям: эмоциональное отношение, отношение к предмету и познавательный интерес оказался свойственен всего 10% учащихся.
Средний уровень – продемонстрировали 5 учащихся, что составляет 25% от всей выборки. Низкий уровень не продемонстрировал ни один учащийся.
Проведённое исследование показало, что большинство обучающихся имеют высокий уровень развития познавательной активности, следовательно, работа по развитию познавательной активности с внедрением внеклассных мероприятий для данного класса оказалась эффективной.
Для математической обработки полученных данных и достоверности мы обратились к статистическому критерию Т-критерию Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
Полученное эмпирическое значение Tэмп оказалось в зоне значимости, следовательно, произошла существенная динамике в уровне познавательной активности учащихся.
На следующем этапе контрольного эксперимента мы изучили второй компонент предмета нашего исследования - уровень обучаемости младших школьников. Как показал количественный анализ результатов обучаемости, высокий уровень обучаемости оказался свойственен 4 учащимся из всей выборки, что составило 20%, средний уровень продемонстрировали 16 учащихся, что составило 80% от всей выборки, низкий уровень не продемонстрировали никто из учащихся.
Для математической обработки полученных данных и достоверности мы также обратились к статистическому критерию Т-критерию Вилкоксона,
Полученное эмпирическое значение Tэмп оказалось в зоне значимости.
Таким образом, результаты диагностики по двум категориям –обучаемости и уровню познавательной активности, полученные на контрольном этапе, позволили нам сделать вывод об эффективности проведения формирующего эксперимента посредством внеклассной работы со школьниками с использованием интерактивной доски.
Гипотеза исследования – содержание программы внеклассной работы, основанное на активном использовании технологий интерактивной доски как прогрессивной формы внеклассной работы, оказывает существенное влияние на повышение познавательной активности и уровня обучаемости младших школьников – подтвердилась.