Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Воплощение художественного образа на сцене

В наличии
1 000 руб.

Скачать ВКР или диплом Воплощение художественного образа на сцене

Категория: Дипломы(ВКР)

АП 79

Содержание

Введение. 3

1.1 Истоки и сущность художественного образа. 9

1.2 Эволюция выразительных средств в танце. 13

1.3 Исторические аспекты становления образности в театральном искусстве. 20

Глава 2. Методологические основы воплощения художественного образа в театральном искусстве. 25

2.1 Обзор систем актерской работы над образом.. 25

2.2 Педагогическое аспекты подготовки актеров в современной России 31

2.3 Методика работы над театральным художественным образом драматического актера. 38

Глава 3. Воплощение художественного образа в балетном искусстве. 49

3.1 Влияние театральных систем развития актерского мастерства на хореографию.. 49

3.2 Развитие выразительности в современной хореографии. 53

3.3 Сходства и различия в психолого-педагогической подготовке драматических актеров и артистов балета. 60

Заключение. 65

Список использованных источников. 70

Введение

Всякое представление на сцене требует определенных средств выражения. Формы выразительности, язык и художественные средства выражения различны для разных видов искусства, каждое формирует присущие ему приемы и способы выражения, создает свой неповторимый язык воплощения художественного образа. С течением времени и под влиянием происходящих в обществе и культуре изменений меняются и средства художественного выражения, трансформируясь и перетекая из одного вида искусства в другое с определенными видоизменениями.

Настоящее исследование посвящено проблеме воплощения художественного образа в театре и в балете. Оба этих вида искусства за историю своего существования создали массивный пласт различных выразительных средств. Каждый вид требует от исполнителя определенных усилий в работе над образом, обусловленных возможностями данного искусства. Так, в балетном искусстве в силу ограничений словесного выражения образа главную роль играют пластические средства выражения. В то время как для драматического актера в театре важен навык сценической речи и поставленный голос, способный донести до зрителя какие-либо оттенки образа путем вербальных интонаций.

Понятие «художественного образа» имеет давнюю историю и изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями театрального и хореографического искусства – К. Станиславским, В. Мейерхольдом, М. Чеховым, А. Николаевым, М. Рехельсом, П. Карпом, Б. Захавой[1] и др . Единого взгляда на это явление искусства не существует, однако исследователи выделяют общие черты, присущие данной категории.

Согласно БСЭ «Художественный образ - это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. … в более общем смысле Художественный образ — самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значности»[2]. Художественный образ – категория исключительно эстетическая, поскольку характеризует особый, характерный только для искусства способ, язык и форму освоения и выражения существующей действительности. Художественный образ по сути выступает истоком, началом, основой любого вида искусства.

В театре искусство актера заключается в максимально выразительном воплощении образа на сцене, в донесении до зрителя не только внешнего, но и внутреннего мира образа героя, спектра его чувств, в наиболее полном раскрытии характера и психологии героя. Великий русский театровед Константин Станиславский считал, что полное перевоплощение и абсолютно органическая жизнь в образе и есть та самая вершина актерского мастерства, к которой должен стремиться актер[3]. Создание сценического образа ведется в несколько этапов через планомерное погружение в специфику произведения, особенности характера образа, через органическое перевоплощение исполнителя (актера, танцора).

В хореографическом искусстве выразительность образа также играет весьма значительную роль. Однако в этом искусстве образная составляющая часто приносится в жертву техническому мастерству. В процессе доведения танцевальных движений до совершенства артисты балета нередко упускают из виду творческое воплощения образа, подчиняя выразительные средства техническим требованиям балетного искусства.

В настоящем исследовании особое значение уделяется выявлению различий в работе над ролью и танцем актера и балетного танцора, изучению особенностей и проблем воплощения образа в балете и театре. Ввиду сложности процесса перевоплощения исполнителя для наиболее полного раскрытия образа на сцене большую роль играет грамотная подготовка работы над образом, системное проживание характера и темы, работа над пластическим выражением образа. Кроме того, необходимо владение на достаточном уровне всем спектром средств художественной выразительности. В этой связи большое значение имеет возможность перенимания опыта воплощения образа одним видом искусства с другим, то есть обогащению работы артиста балета методиками актерского мастерства. Таким образом, актуальность настоящего исследования заключается в необходимости расширения спектра приемов сценического воплощения танцора актерскими методиками.

В процессе исследования была проведена большая работа по изучению литературы по культуре и искусству. Рассмотрены исследования по эстетике и философии искусства: В. Ванслов «Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории» (1983); М. Каган «Философия культуры» (1997), «Морфология искусства» (1972); Г-Г. Гадамер «Актуальность прекрасного» (1991); С. Зись «Виды искусства» (1979) и др. Большой интерес представляют работы по методикам и системам воплощения образа и работы над ролью К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Г. Товстоногова и др.

Ряд вопросов, непосредственное относящихся к теме исследования, изучались в периодических изданиях, специализированных сборниках, а также в диссертационных работах, посвященных актерскому мастерству и хореографическому искусству.

Объектом исследования в настоящей работе является процесс воплощения художественного образа на сцене и средства художественной выразительности.

Предметом исследования стали особенности воплощения художественного образа в театральном и балетном искусстве.

Цель настоящего исследования заключается в изучении особенностей воплощения художественного образа в театре и балете, анализ различий в способах и приемах сценического выражения образа актерами и балетными артистами для выявления взаимного влияния и возможности перенесения приемов одного вида искусства на другое с целью достижения большей выразительности образа.

Достижение поставленной цели осуществляется за счет решения следующих задач:

  • Изучить истоки возникновения и развития категории художественного образа;
  • Проследить эволюцию средств выразительности в балете и в театре, оценить их значение;
  • Изучить основные теории и системы по созданию художественного образа на сцене и развитию актерского артистизма;
  • Выявить характерные особенности воплощения образа артистами балета и театра, определить сходства и различия;
  • Проанализировать трансформацию способов выразительности в балетном и театральном искусстве;
  • Выявить основные педагогические проблемы подготовки артистов балета и драматических актеров.

При подготовке исследования применялись следующие методы работы:

  • метод сравнительного анализа;
  • метод интерпретации художественного произведения;
  • историко-биографический метод;
  • описательный метод;
  • семантический метод.

Методологической базой настоящего исследования послужили работы по эстетике искусства, исследования искусствоведов, театроведов, хореографов, посвященные балетному театру, а также труды, затрагивающие проблемы синтеза театра и балета.

Первая глава исследования посвящена изучению исторических предпосылок возникновения и становления балетного и театрального искусства, формирования категории и сущности художественного образа.

Во второй главе исследования представлен краткий обзор основных систем театрального искусства, а также отражен вопрос современной подготовки драматических актеров, проблема достижения необходимого уровня выразительности драматического актера.

Третья глава посвящена особенностям воплощения образа в балетном искусства, рассмотрены основные системы подготовки танцоров балета, а также выявлены общие тенденции и основные различия в подготовке артистов балета драматических актеров, сформулированы основные рекомендации по совершенствованию данных методов.

Практическим материалом для исследования послужили постановки ведущих театральных режиссеров и балетмейстеров, как отечественных, так и зарубежных.

Теоретическая значимость работы заключается в определении общих тенденций в работе над сценическим воплощением образа в балетном и театральном искусстве, выявлении закономерностей, исследовании новых форм выразительных средств театра и хореографии, а также в выявлении воздействия смежных искусств на процесс трансформации лексики и форм драматургии и хореографии. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования представленных данных в практике преподавания в образовательных учреждениях. Материал работы может быть полезен педагогам-хореографам, артистам балета, студентам хореографических и театральных вузов и кафедр.

[1] Новикова В.И., Телеева И.И. Создание художественного образа театрализованного представления средствами сценической пластики // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. № 6(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 30.

[2] Большая Советская энциклопедия, [Электронный ресурс]. Код доступа: http://bse.sci-lib.com/article120043.html свободный. Дата обращения: 23.05.2019

[3] Система Станиславского. Работа актера над собой. Процесс воплощения. – М.: Эксмо, 2013 – с. 48

Заключение

В современных условиях движущей силой прогресса выступает личность, индивидуальность конкретного человека. Развитие общества, многовариантность мира, взаимопроникновение наций и общественных групп, моделей развития определяют специфические экономические и культурные особенности общественной жизни третьего тысячелетия. Роль личности в истории, культурологии, педагогике, психологии и социологии все больше становится определяющей.

Особенно явственно эта тенденция проявляется в театре и балете, ведь они выступают школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений, в них обнаруживается искусство раскрытия и совершенствования личности человека, приобщение к достижениям культуры. Сочетая в себе возможности разных видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театральное искусство обладает неоценимой силой воздействия на эмоциональный мир человека. В этой связи театральная и хореографическая педагогика призвана решать различные педагогические задачи по формированию актерской выразительности, художественно-эстетического воспитания, развития творческих способностей и личностного роста актера. За исключением некоторых аспектов то же можно сказать и о подготовке балетных артистов.

На протяжении процесса становления театра изыскания многих театроведов, режиссеров, педагогов шаг за шагом совершенствовали систему обучения и воспитания будущих актеров, внедряя новые элементы или меняя имеющиеся. Каждая система подготовки актера, будь то «психологический» театр Станиславского, «условный» театр Мейерхольда или театр Чехова, вносила свой вклад в общую тенденцию театрального развития. Каждая предполагала подготовку большого количества актеров, варьируя педагогические приемы и элементы актерского мастерства. На протяжении длительного периода продолжались дискуссии о целесообразности и эффективности тех или иных методов и приемов. Сложившиеся школы подготовки драматических актеров тем не менее имеют общие черты. Их комлексность проявляется в построении четкой системы подготовки, где все компоненты строго взаимоувязаны.

Современный мир характеризуется динамичным и всесторонним развитием. Культура и искусство все больше изменяются под влиянием новых тенденций развития общества. Активно происходит переоценка привычных способов и форм. Все дальше уходит в прошлое установленное «общее» представление о том, как следует играть пьесы Чехова, Островского, Шекспира. Доминирующую роль играет авторский, личностный взгляд на раскрытие произведения, на воплощение художественного образа. Аналогичное требование современный мир предъявляет и к балетному искусству. Все чаще можно слышать о проникновении в балет новых форм, артистических интерпретаций, синтеза разных танцевальных направлений.

В настоящей работе исследован процесс воплощения художественного образа в театре и в балете, проанализированы особенности сценического выражения образа актерами и балетными артистами, выявлены сходства и различия в методиках подготовки тех и других, изучено теоретическое обоснование художественного образа.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

  • Изучены истоки возникновения и развития категории художественного образа;
  • Рассмотрена эволюция средств выразительности в балете и в театре, оценить их значение;
  • Изучены основные теории и системы по созданию художественного образа на сцене и развитию актерского артистизма;
  • Определены основные характерные особенности воплощения образа артистами балета и театра;
  • Проанализирована трансформация способов выразительности в балетном и театральном искусстве;
  • Выявлены сходства и различия педагогической подготовки артистов балета и драматических актеров;
  • Выявлены основные педагогические проблемы подготовки артистов балета и драматических актеров.

Исследуя существующие теории и системы развития артистизма было установлено, что для самореализации балетного танцовщика большую роль играет необходимость повышения уровня артистизма, выразительности движений в процессе воплощения художественного образа на сцене. Основной проблемой балетных артистов является упущение в процессе подготовки к роли эмоционально-выразительной стороны образа. В стремлении совершенствовать уровень исполнения танцевальных элементов неизбежно страдает образность, содержательное наполнение каждого движения, теряется артистизм.

В современных условиях повышения требований к выразительности на сцене, как в театре, так и в балете, назрела необходимость совершенствования современной хореографической школы подготовки будущих артистов балета. Одним из вариантов обучения танцовщиков актерскому мастерству может стать предлагаемая методика.

Особенность предлагаемого подхода к подготовке балетных специалистов имеет цель углубленного изучения актерского мастерства в балетных классах и заключается в следующем. Наряду с развитием органичности, индивидуальности, исполнительского почерка будущих танцовщиков необходимо обучать художественному, пластически осмысленному действию. Педагог должен добиваться от студентов осознания того факта, что не существует никакого действия без цели, без побуждения его мыслью. Цель, мысль должны лежать в основе любого движения танцора.

С целью развития артистизма балетных танцоров необходимо начинать обучение актерскому мастерству непосредственно с первого года обучения в хореографическом колледже. При этом важно, чтобы обучение осуществлялось профессиональными актерами и педагогами по существующим системам театрального искусства, с применением самых разных методик развития актерского мастерства. В предлагаемой системе образования на первых этапах повышению артистизма достаточно уделять небольшое количество времени, к примеру 1 раз в неделю в течение одного академического часа. Постепенно объем часов на воспитание актерских навыков и развитие артистизма необходимо увеличивать, доведя до максимального уровня на последнем этапе обучения в количестве трех часов в неделю.

Данная система ранней подготовки артистов балета и развития актерского мастерства позволит на раннем этапе снять с детей зажимы, раскрепостить их, научить фантазировать, воображать, развить их внимание, наблюдательность, ассоциативное и образное мышление, партнерские отношения в коллективе, умение формулировать свои мысли, а также способность донести свои идеи и чувства до зрителя.

На старших курсах образовательного учреждения по мере подготовленности детей постепенно следует добавлять к уже имеющимся основам актерского мастерства технические элементы танца, проводить подробный разбор в начале простых сцен балетов, а на последнем курсе переходить к разбору сложных драматических сцен из знаменитых балетов.

При такой системе подготовки артистов балета, несомненно, решится одна из основных задач хореографического обучения: развитие и повышение уровня выразительности подрастающих артистов балета, формирование у них образного и самостоятельного мышления, достижение высокого уровня эмоциональности и жизненной наполненности воплощаемого на сцене образа.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию необходимо отметить, что и в театре, и в балете тело артиста выступает в роли посредника между «внешним» и «внутренним», что подчеркивают большинство театральных концепциях 20-го века. В этой связи огромное значение в процессе воплощения художественного образа на сцене имеют техники и приемы актерской игры, выразительность движений, их смысловая наполненность. Тело актера сегодня воспринимается как инструмент для выражения самых глубинных эмоций и сокровенного опыта, в том числе скрытых в недрах подсознания.

Модель развития самостоятельности профессионального актерского мышления, успешность ее практической реализации может определяться следующими условиями: выявлением и развитием необходимых творческих предпосылок и свойств личности студента, мотивации к артистической деятельности, применение техник развития образности и выразительности студентов. Современный зритель ждет активных, неравнодушных, вдумчивых и виртуозно владеющих техникой артистов, равно блистающих и в театре, и в балете. Сегодня искусство, в том числе театр и балет, - это прежде всего источник духовного преображения человека. А значит, артисту балета и драматическому актеру необходимо неустанно совершенствовать не только техническую сторону своего мастерства, но и уровень эмоциональной выразительности, духовности и внутренней глубины.

Уникальность
79
Loading...