ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..…………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ………………………
6
1.1. Сущность и содержание системы государственных закупок в Российской Федерации…………………………………………….............
6
1.2. Нормативно-правовые аспекты осуществления государственных закупок …………………………………………………….............................
11
1.3. Особенности управления системой государственных закупок …........ 22
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ……………..…...
29
2.1. Организационно-правовая структура органа государственной власти Херсонской области...………
29
2.2. Анализ системы государственных закупок в органе государственной власти Херсонской области..…
32
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………
38
2.1. Проблематика и анализ эффективности функционирования системы государственных закупок в Херсонской области …………….…………...
45
2.2. Совершенствование государственных закупок в Херсонской области 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………….. 40
66
В современном мире в условиях постоянного развития качества жизни одним из важных факторов развития разных стран является система государственных закупок. Развитие системы государственных закупок способствует росту роли государства в обществе. Управление системой государственных закупок в любом государстве является базой для управления экономикой государства в целом. Система государственных закупок Российской Федерации предусматривает единую систему с едиными правилами для всех участников закупок. Развитие системы государственных закупок Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» []. Данная система постоянно меняется, эволюционирует.
Актуальность исследуемой темы по вопросу совершенствования управления государственными закупками в органе государственной власти Херсонской области обусловлена тем, что рациональное использование разного рода ресурсов, имеющихся в распоряжении органа государственной власти, притягивает все более пристальное внимание государства, так как государство заинтересовано в развитии деятельности направления, в которое были направлены финансовые потоки. Херсонская область стала субъектом Российской Федерации с 30 сентября 2022 года. Вот уже второй год органы государственной власти Херсонской области интегрируются в систему государственных закупок Российской Федерации. Кроме того, сфера государственных закупок призвана не только экономить бюджетные средства, но и развивать конкуренцию, снижать уровень коррупции и повышать инвестиционный потенциал государства. Соответственно, государство стремится, если не исключить, то уменьшить неэффективность использования ресурсов. В настоящее время бюджетные учреждения являются полноправными участниками экономического рынка по предоставлению (образовательные, медицинские и пр.) или потреблению (теплоснабжение, электроснабжение и пр.) различного рода услуг. Персоналу учреждения приходится решать и вопросы обеспечения учреждения всем необходимых для реализации поставленных задач. Положительная динамика роста закупок для государственных нужд привела к увеличению интереса к аспектам правового регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных потребностей товарах, работах, услугах, а так же вырос процент участия в государственных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций. Объектом исследования являются: комплекс экономических отношений по поводу анализа и управления рисков, возникающих при заключении государственных контрактов на этапе планирования и оформления. Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты анализа экономических и гражданско-правовых рисков в сфере государственных контрактов. Целью работы является анализ эффективности системы государственных закупок Херсонской области, выявление условий и факторов, определяющих минимизацию рисков при заключении государственных контрактов в органах государственной власти Херсонской области. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: – определить нормативно-правовые и методологические аспекты системы государственных закупок; – провести анализ эффективности осуществления государственных закупок органами государственной власти Херсонской области; ˗ провести исследование и выявить перспективы развития системы государственных закупок в Херсонской области. Теоретическая и практическая значимость работы заключается: ˗ в особом подходе при рассмотрении вопросов по управлению рисками при процессе проведения государственных закупок; ˗ в достаточности правовой обоснованности и определения законных оснований для минимизации возможных негативных рисков при заключении контрактов; ˗ выявления закономерностей и определение порядка действий с применением законных методов минимизации рисков.
Практическая значимость объекта исследования состоит в увеличении эффективности функционирующей системы государственных закупок в органах государственной власти Херсонской области.
Методами научного исследования, применяемого для достижения решения поставленных целей и решения поставленных задач является системный и аналитические методы, математические и статистические инструменты, метод общения практического опыта и судебной практики, сравнительный анализ, правовой подход.
Таким образом, государственные закупки представляют собой систему правоотношений, возникающих между двумя сторонами, которыми являются заказчик и поставщик различных услуг, товаров и работ, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов и организаций с целью эффективного использования бюджетных средств. Государственные закупки решают большое количество задач по обеспечению государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах в различных сферах общественной жизни. Виды государственных закупок имеют адаптированный характер под сложившиеся государственные, рыночные и промышленные потребности, потребности всех участников контрактной системы, с целью минимизации затрат различных ресурсных средств при максимальной эффективности в решении поставленных задач. Анализ статистических данных и отчетов показал, что наиболее широкое распространение и активное применение в Херсонской области получил такой вид государственной закупки, как закупка у единственного поставщика (80,18%). Среди конкурентных видов государственных закупок электронный аукцион занимает 3,32 % от числа всех государственных закупок, осуществленных конкурентным способом. Данный вид закупки является самым открытым, прозрачным и антикоррупционным, поскольку он осуществляется на электронной площадке.
Дальнейшее повышение эффективности государственных (муниципальных) закупок обладает исключительно положительными чертами для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и особенно актуально в условиях необходимости повышения эффективности расходов бюджетов.
Актуальность темы определена тем, что сфера государственных закупок призвана не только экономить бюджетные средства, но и развивать конкуренцию, снижать уровень коррупции и повышать инвестиционный потенциал государства. Соответственно, государство стремится, если не исключить, то уменьшить неэффективность использования ресурсов.
В работе раскрыты теоретико-методологические аспекты анализа рисков при заключении государственных контрактов. Изучение теоретической базы правового регулирования государственных контрактов показал: несмотря на принятые многочисленные нормативные акты о контрактной системе в сфере закупок, требуется сформировать план мероприятий в целях оптимизации законодательства в части нормирования и планирования закупок и минимизации документов, формируемых заказчиками при осуществлении закупок.
Отмечу и тот факт, что до настоящего времени не создан единый механизм работы принципа государственных закупок «профессионализм заказчика», лишь закреплено требование о теоретических знаниях и навыками привлекаемых на профессиональной основе квалифицированных специалистов. Отсутствуют единые программы подготовки квалифицированных специалистов, позволяющие подготавливать и выпускать высоко-квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям Профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (утв. Приказом Минтруда РФ от 10 сентября 2015 г. N 625н).
В связи с изложенным, можно сделать вывод о необходимости в продолжении большой работы по совершенствованию системы государственных закупок.
Сделан анализ видов, условий и факторов возникновения рисков при заключении государственных контрактов в органе государственной власти Херсонской области в частности, и в Херсонской области в целом, включая тенденции развития системы государственных закупок, особенности применения методик анализа риска при заключении государственных контрактов.
Предпосылками формирования высокого уровня риска государственного заказа является :
– заказчики государственных услуг сталкиваются с необходимостью быстрого освоение выделенных ресурсов, не успевая или не уделяя должного внимание порой качественному составлению технической документации по закупкам;
– поставщики государственных услуг работают на получение заказа любой ценой, в т.ч. жертвуя качеством предлагаемых услуг, что неизбежно ведет к росту объема неэффективно используемых средств;
–предупреждении рисков в сфере государственных закупок является недостаточная квалификация специалистов.
По результатам исследования факторов рисков и условия управления рисками предложены меры, направленные на предупреждение и минимизацию последствий риска. Сформированы основные проблемы в подготовке кадров менеджмента рисков государственных закупок, для решения которых разработаны меры по снижению негативных тенденций, наблюдающихся в вопросе квалификации сотрудников контрактных служб на законодательном уровне. Актуальность темы не вызывает сомнения, так как концепция управления рисками может способствовать предупреждению бюджетных потерь, стать методологической базой для поиска ответов на практические вопросы специалистов. Рассмотренные в работе факторы риска и предложенные рекомендации могут стать основой для формирования нового подхода к осуществлению закупок государственными и муниципальными организациями, в том числе, на основе совершенствования нормативно-правовой основы его реализации в Херсонской области. Для образовательных организаций практическую значимость имеют выводы по формированию значимых компетенций при обучении специалистов, участвующих в проведении закупок.