Псков
2021
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития иноязычной монологической речи обучающихся на старшей ступени. 6
1.1 Монологическая речь как продуктивный вид речевой деятельности. 6
1.2 Классификация монологических умений, развиваемых при использовании коллективных форм обучения иностранному языку. 14
1.3 Анализ содержания УМК «Spotlight» для старшей ступени на предмет развития иноязычной монологической речи. 22
Выводы по главе 1. 30
Глава 2. Проектная деятельность как средство развития иноязычной монологической речи обучающихся на старшей ступени. 34
2.1Психолого-педагогические особенности учеников старшего школьного возраста………………………………………………………………………….34
2.2 Проект как интерактивная педагогическая технология обучения монологическому высказыванию. Организационно-педагогическая модель реализации проекта на старшей ступени. 38
2.3 Анализ УМК "Spotlight" для старшей ступени на предмет использования проектной деятельности. 54
2.4 Практическая разработка реализации иноязычного проекта. 58
Выводы по главе 2. 68
Заключение. 72
Список использованной литературы.. 76
Иностранный язык стал в полной мере пониматься как средство общения, как средство понимания и взаимодействия с людьми, как средство приобщения к другой национальной культуре, как важное средство развития интеллектуальных способностей школьников и их общеобразовательного потенциала [4].
Цель преподавания иностранных языков в основной школе - дать возможность обучающимся развить способность к общению на изучаемом языке, как в устной, так и в письменной форме, в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения.
Как мы знаем, общение заключается не только в том, чтобы говорить на иностранном языке, но и в том, чтобы слушать то, что говорит человек. Другими словами, разговор и понимание речи на слух - это основная коммуникативная деятельность с носителями иностранного языка.
По мнению М.В. Ляховицкого, автора «Методики обучения иностранным языкам в средней школе», основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными. Их целью является создание более или менее выраженной иллюзии ознакомления учащихся с естественной языковой средой [29].
Проведение курса полностью на иностранном языке, с помощью аудиовизуальных и аудиовизуальных средств, создает прототип иностранной языковой среды и приближает учебный процесс к условиям реального общения на этом языке.
В последние годы проблема понимания иностранного речи учениками, все больше привлекает внимание психологов, психолингвистов и методистов. Изучение этого сложного процесса является предметом серьезных теоретических исследований. Однако до сих пор в преподавательской практике был достигнут незначительный прогресс. На основании вышеизложенного можно говорить об актуальности выбранной темы [43].
Изначально метод проекта появился в американских сельскохозяйственных школах, затем был передан в средние школы. Этот метод был разработан благодаря идеям американского ученого Д. Дьюи, который считал, что ребенок должен приобретать знания и опыт во время проблемной учебной среды, и его сторонников В. Х. Килпатрик и Э. Коллингс.
В нашей стране метод проектирования начал распространяться в 20-30-х годах 20 века. Однако из-за того, что в теоретической основе метода были выявлены пробелы, и в системе образования не было квалифицированных специалистов, уровень знаний учеников значительно снизился. В результате метод проекта потерял смысл и был полностью запрещен в школах. Однако в зарубежной практике метод проекта продолжал развиваться. Метод проекта снова охватил нашу страну в 90-х годах 20 века.
Значительный вклад в разработку методики проекта внесли отечественные и зарубежные ученые, такие как: Э.Г. Азимов, Е.В. Ахраменко, И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Н.В. Вдовенко, Н.Д. Гальскова, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.Л. Шибко и др.
Объектом данного исследования является процесс обучения монологической речи старших школьников.
Предметом данного исследования является использование метода проектов при обучении монологической речи на английском языке.
Цель исследования - рассмотреть особенности использования методов проектов при обучении монологическому высказыванию на английском языку старших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть монологическую речь как продуктивный вид речевой деятельности; - классифицировать монологические умения, развиваемые при использовании коллективных форм обучения иностранному языку; - провести анализ содержания УМК «Spotlight» для старшей ступени на предмет развития иноязычной монологической речи; - рассмотреть проектную деятельность как средство развития иноязычной монологической речи обучающихся на старшей ступени;
- провести анализ УМК "Spotlight" для старшей ступени на предмет использования проектной деятельности; - предложить разработку реализации иноязычного проекта для учеников старшей школы.
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; анализ учебных программ на иностранном языке и учебников английского языка; беседа; наблюдение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 51 источник.
«Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью».
В процессе изучения английского языка в школе можно наблюдать разные условия сформированности монологической речи относительно самостоятельности и творчества, которые показывают обучаемые. Проанализировав ФГОС по английскому языку, мы установили, что для основного общего образования в этом документе прописаны следующие требования к монологической речи: кратко выражаться о фактах и событиях, применяя такие коммуникативные типы речи, как описание или характеристика, повествование или сообщение, эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; представлять сообщения по прочитанному/ услышанному тексту; выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Обучение монологической речи осуществляется в три этапа.
На первом этапе обучения вырабатываются языковые автоматизмы. Формирование навыков быстрого и безошибочного использования фонетического, лексического, грамматического материала протекает на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.
На втором этапе формируется навык отбора языковых средств, подходящих для цели коммуникации. В центре внимания находится передача содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь формируется умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.
Третий этап обучения базируется на развитии умений инициативной речи. Обучение монологической речи в методике обучения иностранным языкам чаще всего выделяют два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть применено затем в текстах, которые будут создавать сами учащиеся, выстраивая свои монологи: знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ); передача содержания текста (от лица одного из персонажей); изменение ситуации.
«Путь снизу» заключается в развертывании высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу: высказывания школьников на конкретную тему (высказывания строятся в логическом порядке, учащиеся с помощью учителя развивают свои высказывания); этап формирования текстовых и логических связей между высказываниями; учащиеся продуцируют свой монолог по определенной теме, включая в него мнение и оценку
В педагогической теории и практике выделяют следующие разновидности монолога, которые присутствуют в реальном общении. К ним относят: приветственную речь; похвалу; порицание; лекцию; рассказ; характеристику; описание; обвинительную или оправдательную речь и т. д.
Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, с какой целью он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимостью. Цель монолога устанавливается речевой ситуацией, которая, в свою очередь, зависит от места, времени, аудитории и конкретной речевой задачи. На уроке происходит все иначе.
Ситуацию нужно специально создать, а иначе отсутствует самая главная и самая первая характеристика монолога – целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками: целенаправленность (соответствие речевой задаче); непрерывный характер; логичность; смысловая законченность; самостоятельность; выразительность.
Следует выделить то, что проблема обучения монологической речи считается одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового.
В УМК Spotlight содержится множество упражнений на формирование умения монологического высказывания представленные в этом УМК.
Наиболее распространенными являются следующие виды:
- Составление связанного монологического высказывания из однотипных, но различных по способам их лексического выражения речевых действий.
- Монологическое высказывание, ставящее ученика в "предлагаемые обстоятельства".
- Монологическое высказывания, представляющее собой серию взаимосвязанных ответов на вопросы, подсказывающих логическую структуру высказывания.
- Условно-коммуникативное в плане грамматического оформления монологическое высказывание.
- Монологическое высказывание, основанное на предварительно воспроизведенном диалоге, от лица одного из участников диалога. Предполагает комментирование состоявшейся беседы с учетом настроения говорящего, его отношения к собеседнику и темы диалога.
Итак, стратегия обучения монологической речи, используемая в УМК "Spotlight”, позволяет в процессе обучения иноязычному общению на только развивать качества, присущие монологическому высказыванию, но и готовить учащихся к итоговой государственной аттестаций.
В целом, следует отметить, что при правильной работе с этим УМК можно достигнуть действительно высоких результатов при обучении монологической речи.
Имея в своем составе учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3), сборник песен "Game-Songs" с аудиокассетой, обучающие компьютерные программы "Enjoy Listening and Playing", этот курс дает возможности применения проектной методики, но не достаточно широко.
Учебник имеет четыре раздела. Каждый раздел заканчивается уроком «Project», где предлагается выполнить задания в рабочей тетради.
Четыре проекта в год это очень мало и не эффективно.
В связи с этим, роль внедрения проектной методики, по нашему мнению, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного рода упражнений, предложенных в данном УМК, на активную мыслительную деятельность учащегося, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.
Это позволит не только активизировать деятельность учащихся 10-11 класса по овладению английским языком, развить их инициативность, но и поможет преодолеть языковой барьер, возникающий из-за боязни совершить ошибки в процессе говорения. Мы считаем эффективным и необходимым использование проектной методики, поскольку информативный и образовательный материал этого учебника ориентирован на развитие личной активности учащихся и их вовлечение в творческую деятельность.