СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ 1998 Г. 4
1.1 История создания Орхусской конвенции 1998 г. 4
1.2 Основные составляющие и структура Орхусской конвенции 1998 г. 10
1.3 Задачи и преимущества использования Орхусской конвенции 1998 г. различными целевыми группами. 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ 1998 Г. ………………………………………………………………………..23
2.1 Доступ к экологической информации. 23
2.2 Участие общественности. 30
2.3 Доступ к правосудию.. 38
ГЛАВА 3. ВЫПОЛНЕНИЕ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ 1998 Г. 46
3.1 Стороны Орхусской конвенции 1998 г. 46
3.2 Влияние Орхусской конвенции на национальное законодательство стран-сторон Конвенции. 52
3.3 Осуществление и дальнейшее развитие Конвенции. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 70
Промышленная революция привела к тому, что проблема сохранения окружающей среды стала общемировой. Сегодня людям необходимо знать про эти проблемы, знать, что угрожает их жизни, здоровью и благополучию, какие факторы и как они воздействуют на окружающую среду. Также людям необходимо знать, кто несет ответственность за важные решения в сфере экологии, что конкретно делается (или должно делаться), что может сделать каждый человек, чтобы изменить экологическую ситуацию в лучшую сторону, как в локальном, так и в глобальном масштабе.
Учитывая вышесказанное, и чтобы обеспечить согласованность действий в части защиты окружающей среды, появилась необходимость формирования договоренностей международного уровня.
Несколько техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС, постоянно увеличивающаяся нагрузка на окружающую среду стали своеобразным катализатором, чтобы принять такой документ, как Орхусская конвенция.
В основе формирования стабильного и безопасного общества, способного добиваться экологической устойчивости и экономического процветания, лежат принципы, заложенные в Орхусской конвенции, такие, как открытость, участие общественности, доступ к информации, отсутствие дискриминации, отказ от преследования и доступ к правосудию.
Таким образом, является актуальным изучение положений Охрусской конвенции, ее исполнение, задачи и потенциал дальнейшего развития.
Целью настоящей работы стал международно-правовой анализ Орхусской конвенции 1998 г.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования в работе являются положения Охрусской конвенции.
Предмет исследования – международно-правовые основы действия Охрусской конвенции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Астафьева О.Е., Белокрылова, Е.А., Боклан, Д. С., Гетьман-Павлова И.В., Кашкин С.Ю., Липовецкая А.Ю., Макарова Т.И., Парфинович А.К., Якель Ю.Я., Перфильева Е.В., Тельгерекова А.С., Мальцева Н.В., Степаненко К.И. и других, но, в первую очередь, исследование базируется на тексте самой Охрусской конвенции 1998 г.
Методами исследования в работе являются контент-анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, была принята 25 июня 1998 г. в Орхусе, Дания, на 4-ой Конференции министров «Окружающая среда для Европы». Орхусская конвенция предоставляет общественности права и накладывает на Стороны обязанности в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию.
Конвенция уходит своими корнями в процесс «Окружающая среда для Европы» и многолетние процессы разработки положений законодательства об охране окружающей среды и о правах человека как на национальном, так и на международном уровне.
Орхусская конвенция состоит из следующих частей: преамбула, общие положения (статьи 1-3), доступ к информации (статьи 4-5), участие общественности в процессе принятия решений (статьи 6-8), доступ к правосудию (статья 9), заключительные положения (статьи 10 — 22), приложение I — Перечень видов деятельности, упомянутых в статье 6, приложение II — Арбитраж.
В преамбуле к Орхусской конвенции были определены цели и задачи, которые стали истоком формирования конвенции и стали направлениями ее последующего развития.
В Статье 1 Орхусской конвенции закреплена следующая цель: «Чтобы защищать право каждого человека в нынешнем и в будущем поколении на жизнь в благоприятной для здоровья и благосостояния окружающей среде, каждой Стороной должно гарантироваться право на участие общественности, когда принимаются решения, на доступ к информации и правосудию в части вопросов, касающихся окружающей среды, что соответствует положениям настоящей Конвенции».
В Статье 2 Орхусской конвенции содержатся термины и определения, способствующие более эффективному выполнению норм. Сюда входят понятия «экологической информации», «государственных органов», «общественности» и т.д.
Естественно, основой принятия экологически значимых решений, а также реализации права на благоприятную окружающую среду, является доступ к экологической информации.
В Статьях 4 и 5 Орхусской конвенции данное право закрепляется.
В Статьях 6-8 регулируется право общественности на то, что она может участвовать в принятии решений по окружающей среде.
В Статье 9 регламентирован доступ к правосудию в вопросах, связанных с окружающей средой.
Орхусская конвенция является уникальным, особенным документом, в ней регулируются не только и не столько отношения государств-членов конвенции, сколько отношения, которые формируют между собой государственные органы определенного государства и общественность в этом государстве. При этом, под термином «общественность» понимаются физические или юридические лица, а также их группы, организации и ассоциации согласно национального законодательства или практики (ст. 2).
Поэтому институциональное и функциональное назначение Орхусской конвенции предполагает ее рассмотрение в качестве правового акта, цель которого сблизить позиции государственных органов и общественности, способствующего поиску компромисса в спорных вопросах, относящихся к экологической защите. А это уже цель медиации – поиск общих интересов.
Также стоит отметить название и содержание Конвенции в части расстановки приоритетов в последовательности или очередности действий, осуществляемых государственными органами и общественностью. В первую очередь, это касается доступа к информации. Во вторую очередь, это относится к возможному участию общественности, когда принимаются решения. И только в третью очередь, имеется в виду доступ к правосудию в вопросах, связанных с окружающей средой. Таким образом, есть минимум два этапа, чтобы достичь между сторонами согласия и получить информацию. И только когда на первых двух этапах желаемые результаты не достигнуты, наступает третий этап, когда общественность получает свободный доступ к правосудию.
Соответственно, если на первых двух этапах между государственными органами и общественностью определенного государства находятся решения проблем, то нет необходимости начинать третий этап.
Если у государства есть цель исключить указанный третий этап в развитии отношений, касающихся природоохранной информации, или минимизировать его развитие, то оно должно пользоваться легальными и приемлемыми механизмами, чтобы эти отношения регулировать, включая переговоры при участии квалифицированных посредников и медиацию. При этом, медиация имеет уникальные возможности мирного урегулирования любых конфликтов.
На сегодняшний день выполнение положений Орхусской конвенции странами-участниками можно охарактеризовать, как неудовлетворительное поскольку во многих странах было выявлено формальное отношение стороны конвенции к выполнению своих обязательств, а отчетность не отражает реальной ситуации с выполнением Орхусской конвенции в странах.
Необходимо дальнейшее развитие положений Охрусской конвенции в соответствии с развитием технического прогресса, меняющего возможности получения доступа к информации, в том числе, экологической, а также совершенствовать методы контроля за исполнением положений Орхусской конвенции в странах-участниках.