Грозный, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ__________________________________________________6
1.1. Проблема развития творческих способностей школьников____________6
1.2 Методические аспекты работы над пейзажем_______________________11
Выводы по главе 1
ГЛАВА II. ОПЫТНО_ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ____________________________________________________19
2.1. Организация педагогического эксперимента по развитию художественных навыков в пейзажной живописи______________________19
2.2. Результаты формирующего эксперимента _________________________34
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________40
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________42
Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) это одна из наиболее доступных тем для формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной культуры для учащихся. Пейзажные картины могут захватывать горы, долины, водоемы, поля, леса и берега и могут включать или не включать искусственные сооружения, а также людей. Обучая детей пейзажной живописи, они получают понятия о поэтичности родной природы, природных явлениях. Получают знания о законах композиции, линейной и воздушной перспективе, цветовых и тональных отношениях и колорите картины. На занятиях рисования пейзажа у детей формируется хорошее восприятие многообразия красок природы в картинах мастеров чеченской пейзажной живописи (М.X.Закриева, Р. Ю. Алхазова, А. А. Асуханова и др.).
Именно пейзаж, может пробудить горячее, пронзительное чувство любви к своей родной земле. Пейзаж требует от художника взволнованного, поэтического отношения к действительности. Живописец передаёт не только видимый предметный сюжет, красоту природы, но также и настроение. [7, с. 105]
Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся в Чеченской республике на сегодняшний день представляется одной из самых интересных, и в то же время, самых сложных сфер в системе образования. Сложность заключается в многоплановости взаимных отношений, в множественности составляющих элементов, формирующих основу художественного образования и эстетического воспитания. И анализируя состояния преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе считаем необходимым максимально плодотворно использовать неоценимый опыт народных умельцев, который сохраняет и приумножает свою эстетическую и педагогическую ценность. [14. с. 99]
Таким образом, у детей происходит знакомство с работами чеченских художников пейзажистов и воплощением художественного образа природы в чеченской живописи и графике.
Также важную роль играет формирование у детей художественной компетентности зрителя, ученики приобретают умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
Пейзажная живопись играет большую роль в развитии художественных навыков. Главной целью уроков пейзажной живописью является развитие у учащихся изобразительных навыков в реалистичной передаче видимой натуры средствами живописи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что тема пейзажа широко представлена в учебных программах по изобразительному искусству, а также в программах, одобренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Тема пейзажа интересна, и ее можно изучать в разных классах.
В соответствии с требованиями нового стандарта в процессе изучения темы «Пейзаж» у школьников формируются универсальные учебные действия (УУД), например, такие как:
• Научатся принимать и сохранить учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.
• Научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию и делать выводы.
• Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
• Научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов и имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности,
Поэтому целью данной выпускной квалификационной работы является методическая разработка серии уроков для учащихся 3-их классов по теме: «Развитие творческих способностей школьников в пейзажной живописи на примере Вайнахской культуры»
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
• изучение и анализ методической литературы по теме: «Развитие творческих способностей школьников в пейзажной живописи на примере Вайнахской культуры»
• разработка серии уроков и наглядных пособий.
• самоанализ проведения уроков на педагогической практике по теме: «Развитие творческих способностей школьников в пейзажной живописи на примере Вайнахской культуры»
Объектом исследования ВКР на тему «Развитие творческих способностей школьников в пейзажной живописи на примере Вайнахской культуры» будет процесс обучении детей рисованию пейзажа на примере Вайнахской культуры.
Предметом исследования будет процесс развития творческих навыков; педагогические формы и методы учебной работы на уроках по рисованию пейзажа.
База исследования: эксперимент был проведен нами в МБУ ДО «Ойсхарская ДХШ им. А.А. Ильясова» п. Ойсхара.
В эксперименте приняли участие ученики 3 класса в количестве 8 человек.
Продолжительность исследования: период преддипломной практики. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Развитие творческих способностей детей в живописи, это длинный и сложный процесс, в ходе которого дети получают новые художественные впечатления, происходит приобщение к искусству, овладение различными видами творческой деятельности. Значительное внимание в данном процессе уделяется живописи пейзажной, в связи с тем, что пейзажная живопись дает детям широкие возможности для проявления собственной творческой индивидуальности.
Нами был изучен ряд психолого-педагогической литературы, и на основании теоретических и практических результатов проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы. Была подтверждена гипотеза, которая утверждает, что учебный процесс, направленный на развитие творческих навыков у детей средствами пейзажной живописи будет успешным, если будут для этого созданы благоприятные условия:
регулярное проведение занятий, квалифицированное научно-обоснованное опытное руководство деятельностью детей; процесс художественного творчества непосредственно тесно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью; план занятий по живописи соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям учащихся и др.
Таким образом, используя средства пейзажной живописи возможно развитие художественных навыков детей. Реализация разработанного нами плана занятий уроков по пейзажной живописи показала, что наиболее успешное развитие творческих навыков у детей происходит в процессе выполнения ими заданий по пейзажной живописи, при непосредственном руководстве педагога, что в полной мере было обеспечено нами в процессе исследования.