Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Риторика проповедей А. Виейры

В наличии
1 000 руб.

Диплом или ВКР Риторика проповедей А. Виейры

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

АП 75

Москва, 2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………....стр. 4

Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………..стр. 7

1.1 Определение религиозного дискурса. Его особенности……...стр. 7

1.2 Проповедь как жанр религиозного дискурса……………...…..стр. 12

1.3 Виды проповедей…………………………………………...…...стр. 15

1.4 Проповедь и аудитория…………………………………...…….стр. 19

1.5 Проповедь и индивидуальный стиль…………………………...стр. 23

1.6 Личность проповедника………………………………………...стр. 26

Глава 2. Содержание и форма проповеди………………………………...стр. 30

2.1 Содержание проповеди………………………………………….стр. 31

2.1.1 Библейское содержание проповеди……………………стр. 31

2.1.1.1 Прецедентные тексты в проповеди…………...стр. 31

2.1.1.2 Ветхий и Новый Завет в проповеди

(ономастикон)…………………………………………..стр. 40

2.1.2 Образы рыб в проповеди……………………………….стр. 43

2.1.3 Агиография в проповеди……………………………….стр. 46

2.1.4 Публицистика в проповеди…………………………….стр. 48

2.2 Форма проповеди………………………………………………...стр. 50

2.2.1 Гомилия (беседа), слово, поучение, речь………………стр. 50

2.2.2 Структура проповеди……………………………………стр. 53

Глава 3. Стиль проповеди…………………………………………………..стр. 56

3.1 Классификация стилистических средств выразительности…...стр. 56

3.2 Тропы…………………………………………………….…….....стр. 59

3.3 Стилистические фигуры………………………………………....стр. 65

Заключение………………………………………………………………….стр. 75

Список использованной литературы………………………………………стр. 79

Научная литература……………………………………………….…стр. 79

Словари и справочная литература…………………………………..стр. 83

Интернет-источники…………………………………………………стр. 84

Введение

Проповедь изучается в гомилетике как вид пастырского служения, в риторике как разновидность ораторского искусства, обладающая определенными характеристиками в содержательном, формальном и стилевом плане, что [1]

Предметом нашего исследования является риторика проповедей Антониу Виейры.

Антониу Виейра, португальский и бразильский миссионер-иезуит, считался одним из самых выдающихся миссионеров-проповедников своего времени, сложно переоценить его роль в культуре Португалии и Бразилии. Однако, на наш взгляд, риторике его произведений было уделено недостаточное внимание в португалистике. Личность Виейры интересовала скорее исследователей-политологов, экономистов[3], религиоведов[4], историков[5], литературоведов[6]. Существуют некоторые работы по стилистике некоторых проповедей Виейры, однако они немногочисленны и в них не рассматривается одна из вершин его творчества как проповедника и оратора – «Sermão de Santo António aos peixes».

Материалом данного исследования послужила проповедь Антониу Виейры «Sermão de Santo António aos peixes».

Целью данного исследования является изучение риторики проповедей Антониу Виейры.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

  • Охарактериховать понятия религиозного дискурса и проповеди как жанра религиозного дискурса;
  • Охарактеризовать проповедь «Sermão de Santo António aos peixes» согласно принятой в гомилетике типологии проповедей;
  • Охарактеризовать аудиторию проповеди и ее особенности;
  • Охарактеризовать индивидуальный стиль Виейры с учетом его принадлежности к литературному направлению;
  • Охарактеризовать личность проповедника как исторического деятеля и значение проповеди «Sermão de Santo António aos peixes» в историческом контексте (публицистическое содержание проповеди).
  • Охарактеризовать основные содержательные пласты проповеди: библейское содержание, агиографию, публицистическое содержание, наиболее яркие образы;
  • Охарактеризовать форму проповеди с учетом соответствия/несоответствия традиционным формам проповеди; Охарактеризовать стиль проповеди путем выделения стилистических средств выразительности.

[1] Куклев В. В. Проповедь в гомилетике и лингвистике // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. Пенза, 2012. №27. – https://cyberleninka.ru/article/n/propoved-v-gomiletike-i-lingvistike (дата обращения: 13.04.2019)

[2] Leandro Henrique Magalhães. A legitimidade da restauração portuguesa a partir do discurso do Padre Antonio Vieira (1641-1661). Curitiba. 2006. – 223 p.

[3] Thomas Richard Graham. The Jesuit Antonio Vieira and His Plans for the Eco­nomic Rehabilitation of Seventeenth-century Portugal. São Paulo. 1978. – 216 p.

[4] Thomas M. Cohen. The Fire of Tongues: António Vieira and the Missionary Church in Brazil and Portugal. Redwood City. 1998. – 262 p.

[5] Luiz Felipe Baêta Neves. Vieira e a imaginação social jesuítica: Maranhão e Grão-Pará no século XVII. Rio de Janeiro. 1997. – 490 p.

[6] Thomas Cohen, Stuart B. Schwartz. Antonio Vieira and the Luso-Brazilian Baroque: Special Issue // Luso-Brazilian Review. 2003. № 1 (40). – 336 p.

Helena Pires Nunes, Maria das Dores Marques. Padre António Vieira: análise comentada do sermão de Santo António aos peixes. Sebenta. 2001. – 87 p.

[7] Maria Isabel Saraiva. Análise Estilística de um sermão do Padre António Vieira // Boletim de Filologia. Lisboa. 1960. № 19. – p. 161-175.

Paulo Durão. Um processo estilístico de Vieira. Lisboa. 1951. № 6(52). – p.662- 668.

Заключение

В соответствии с поставленными задачами были получены следующие результаты:

  • Религиозный дискурс – разновидность институционального дискурса, участниками которой являются паства (рецепиент), священнослужители (агент) и Бог (суперагент), которая реализуется в храме или в любом месте в душе человека (молитва) в установленные часы (церковные службы) или в любое время (молитва), транслирует религиозные ценности с целью приобщения аудитории к вере в рамках определенной конфессии в определенных жанрах, первичных или вторичных по отношению к прецедентным текстам, пользуясь призывающей, утверждающей, разъясняющей и другими стратегиями на материале разнообразной тематики с привлечением предецентных текстов Священного Писания и использованием дискурсивных формул (клише и функционально-обусловленных оборотов).
  • Проповедь как жанр религиозного дискурса характеризуется первичностью как первая ступень религиозной коммуникации и вторичностью по отношению к прецедентным текстам. В жанре проповеди религиозный дискурс сближается с бытийным (относительной свободой выбора содержания и формы) и педагогическим (назидательным характером). Задачами проповеди является трансляция и разъяснение религиозных истин и этических требований и побуждение аудитории строить свое поведение сообразно им путем интерпретации и модификации выбранного материала и оказывает сбалансированное эмоциональное и рациональное воздействие. Проповедник является проводником между Богом и паствой, транслирующим Слово Божье и обращающимся к Богу.
  • Согласно принятым в гомилетике классификациям проповедь «Sermão de Santo António aos peixes» является дидаскалией, проповедью перед знакомой аудиторией, проповедью как ораторской речью, носит агитационный характер, имеет нравоучительное содержание с элементами экзегетики и публицистики и является словом, содержание которого происходит из идеи церковного года (проповеди приурочена ко дню Святого Антония).
  • Фактически проповедь была произнесена перед жителями штата Мараньян – потомками колонизаторов и их смешанных браков с индейцами, однако вслед за Святым Антонием Виейра обращается к рыбам, демонстрируя им таким образом свое презрение и отчаяние убедить тех, кто не хочет воспринимать истину.
  • Стиль Антониу Виейры развивался в рамках консептизма – направления барокко, которое характеризуется богатством выразительных средств, в ряду которых особенно выделяется метафора. Произведения консептистов часто строятся на сопоставлении нескольких образов, связь между которыми раскрывает предмет или явление с неожиданной стороны.[1]
  • Виейра вступил в Орден Иезуитов в молодости, был известным проповедником и политическим деятелем, фаворитом при дворе короля Жуана IV, создателем иезуитских миссий на побережье Бразилии. «Sermão de Santo António aos peixes» была написана им в 1654 году, когда обострилось противостояние между рабовладельцами и иезуитами, отстаивавшими свободу коренного населения. Через три дня после произнесения проповеди Виейра тайно отплыл в Лиссабон с целью ходатайства перед королем Жуаном IV о независимости индейцев и успешно исполнил свое намерение.
  • Прецедентными текстами проповеди являются тексты Священного Писания из Ветхого и Нового Заветов.
  • Ономастикон проповеди представлен многочисленными агионимами – наименованиями лиц, наделенных святостью: теонимов Бога, Иисуса Христа, Святого Духа, Девы Марии; агиоантропонимов ветхозаветных пророков, новозаветных персонажей, святых, Папы Римского. Также упоминаются библейские персонажи, не наделенные святостью, и герои античной мифологии.
  • Агиография в проповеди играет важную роль и представлена описанием эпизода из жизни Антония Падуанского – его проповеди рыбам, что определило и аудиторию проповеди Виейры.
  • Публицистическое содержание проповеди заключается в том, что Виейра, пользуясь метафорами или иносказанием, затрагивает такие актуальные для его времени вопросы, как угнетение коренного населения Бразилии, антропофагия, язычество, критика священнослужителей.
  • Центральными образами проповеди являются образы рыб, обозначаемые Виейрой гиперонимом peixes и гипонимами. Образы рыб имеют метафорический (преимущественно образы добродетельных рыб, соотносимых так или иначе с фигурой Святого Антония), аллегорический (образы порицаемых рыб – аллегории пороков) или символический характер (образ рыб как вида – символ душ индейцев).
  • По форме проповедь является словом - самой совершенной формой проповеди, которая характеризуется сложной структурой, полнотой раскрытия темы и внутренним единством содержания, с элементами гомилии (беседы) – наиболее употребительной формы, характеризующейся простотой стиля, естественностью, общедоступностью и назидательностью. Таким образом, форма данной проповеди интересна сочетанием самой древней формы проповеди с наиболее искусной и развитой.
  • Стиль данной проповеди характеризуется большим разнообразием стилистических средств выразительности – тропов и стилистических фигур.

Книги Ветхого Завета: Книга Бытия, Книга Левит, Книга Иова, Псалтирь царя и пророка Давида, Книга Екклезиаста, Книга пророка Даниила;

Нового Завета: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание Иакова, Апокалипсис; апокрифическая книга Страсти Святых Апостолов Петра и Павла.

Виейра приводит и тексты, не являющиеся прецедентными для религиозного дискурса: трактат Аристотеля «История животных», трагедию Сенеки «Фиест», «Одиссею» Гомера.

Среди тропов, обнаруженных в проповеди (метафора, аллегория, сравнение, эпитет, ирония, каламбур, гипербола), предпочтение отдается сравнению и метафоре, что закономерно для автора-консептиста и сообразуется с основным требованием к стилю проповеди – изобразительности и наглядности.

Среди стилистических фигур, обнаруженных в проповеди, встретились фигуры повтора (анадиплозис, анафора, эпифора, изоколон, редупликация, хиазм), контраста (градация, антитеза, оксюморон) и усиления (эллипсис, инверсия, гипербатон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение). Наиболее часто встречаются инверсия, риторический вопросы, восклицания и обращения, что характерно для религиозного стиля в целом, а также синтаксический параллелизм в сочетании с анафорой и другими фигурами повтора.

Таким образом, в целом риторику Антониу Виейры можно охарактеризовать так: как многогранную и разностороннюю по содержанию, затрагивающему актуальные вопросы современности проповедника и включащему обращения к фигуре важного португальского святого Антония Падуанского, толкование эпизодов из Священного Писания и обращение к античной культуре, полному образами разной природы; по форме сочетающую сложную структуру с общедоступностью и назидательностью; в отношении стиля обладающую особенностями, общими для текстов религиозного стиля и характерными для литературного направления барокко – консептизма.

[1] https://mir-es.com/print_po.php?ID=106&p=4 (дата обращения: 11.05.2019).

Уникальность
75
Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ