Москва, 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………....стр. 4
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………..стр. 7
1.1 Определение религиозного дискурса. Его особенности……...стр. 7
1.2 Проповедь как жанр религиозного дискурса……………...…..стр. 12
1.3 Виды проповедей…………………………………………...…...стр. 15
1.4 Проповедь и аудитория…………………………………...…….стр. 19
1.5 Проповедь и индивидуальный стиль…………………………...стр. 23
1.6 Личность проповедника………………………………………...стр. 26
Глава 2. Содержание и форма проповеди………………………………...стр. 30
2.1 Содержание проповеди………………………………………….стр. 31
2.1.1 Библейское содержание проповеди……………………стр. 31
2.1.1.1 Прецедентные тексты в проповеди…………...стр. 31
2.1.1.2 Ветхий и Новый Завет в проповеди
(ономастикон)…………………………………………..стр. 40
2.1.2 Образы рыб в проповеди……………………………….стр. 43
2.1.3 Агиография в проповеди……………………………….стр. 46
2.1.4 Публицистика в проповеди…………………………….стр. 48
2.2 Форма проповеди………………………………………………...стр. 50
2.2.1 Гомилия (беседа), слово, поучение, речь………………стр. 50
2.2.2 Структура проповеди……………………………………стр. 53
Глава 3. Стиль проповеди…………………………………………………..стр. 56
3.1 Классификация стилистических средств выразительности…...стр. 56
3.2 Тропы…………………………………………………….…….....стр. 59
3.3 Стилистические фигуры………………………………………....стр. 65
Заключение………………………………………………………………….стр. 75
Список использованной литературы………………………………………стр. 79
Научная литература……………………………………………….…стр. 79
Словари и справочная литература…………………………………..стр. 83
Интернет-источники…………………………………………………стр. 84
Проповедь изучается в гомилетике как вид пастырского служения, в риторике как разновидность ораторского искусства, обладающая определенными характеристиками в содержательном, формальном и стилевом плане, что [1]
Предметом нашего исследования является риторика проповедей Антониу Виейры.
Антониу Виейра, португальский и бразильский миссионер-иезуит, считался одним из самых выдающихся миссионеров-проповедников своего времени, сложно переоценить его роль в культуре Португалии и Бразилии. Однако, на наш взгляд, риторике его произведений было уделено недостаточное внимание в португалистике. Личность Виейры интересовала скорее исследователей-политологов, экономистов[3], религиоведов[4], историков[5], литературоведов[6]. Существуют некоторые работы по стилистике некоторых проповедей Виейры, однако они немногочисленны и в них не рассматривается одна из вершин его творчества как проповедника и оратора – «Sermão de Santo António aos peixes».
Материалом данного исследования послужила проповедь Антониу Виейры «Sermão de Santo António aos peixes».
Целью данного исследования является изучение риторики проповедей Антониу Виейры.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
[1] Куклев В. В. Проповедь в гомилетике и лингвистике // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. Пенза, 2012. №27. – https://cyberleninka.ru/article/n/propoved-v-gomiletike-i-lingvistike (дата обращения: 13.04.2019)
[2] Leandro Henrique Magalhães. A legitimidade da restauração portuguesa a partir do discurso do Padre Antonio Vieira (1641-1661). Curitiba. 2006. – 223 p.
[3] Thomas Richard Graham. The Jesuit Antonio Vieira and His Plans for the Economic Rehabilitation of Seventeenth-century Portugal. São Paulo. 1978. – 216 p.
[4] Thomas M. Cohen. The Fire of Tongues: António Vieira and the Missionary Church in Brazil and Portugal. Redwood City. 1998. – 262 p.
[5] Luiz Felipe Baêta Neves. Vieira e a imaginação social jesuítica: Maranhão e Grão-Pará no século XVII. Rio de Janeiro. 1997. – 490 p.
[6] Thomas Cohen, Stuart B. Schwartz. Antonio Vieira and the Luso-Brazilian Baroque: Special Issue // Luso-Brazilian Review. 2003. № 1 (40). – 336 p.
Helena Pires Nunes, Maria das Dores Marques. Padre António Vieira: análise comentada do sermão de Santo António aos peixes. Sebenta. 2001. – 87 p.
[7] Maria Isabel Saraiva. Análise Estilística de um sermão do Padre António Vieira // Boletim de Filologia. Lisboa. 1960. № 19. – p. 161-175.
Paulo Durão. Um processo estilístico de Vieira. Lisboa. 1951. № 6(52). – p.662- 668.
В соответствии с поставленными задачами были получены следующие результаты:
Книги Ветхого Завета: Книга Бытия, Книга Левит, Книга Иова, Псалтирь царя и пророка Давида, Книга Екклезиаста, Книга пророка Даниила;
Нового Завета: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание Иакова, Апокалипсис; апокрифическая книга Страсти Святых Апостолов Петра и Павла.
Виейра приводит и тексты, не являющиеся прецедентными для религиозного дискурса: трактат Аристотеля «История животных», трагедию Сенеки «Фиест», «Одиссею» Гомера.
Среди тропов, обнаруженных в проповеди (метафора, аллегория, сравнение, эпитет, ирония, каламбур, гипербола), предпочтение отдается сравнению и метафоре, что закономерно для автора-консептиста и сообразуется с основным требованием к стилю проповеди – изобразительности и наглядности.
Среди стилистических фигур, обнаруженных в проповеди, встретились фигуры повтора (анадиплозис, анафора, эпифора, изоколон, редупликация, хиазм), контраста (градация, антитеза, оксюморон) и усиления (эллипсис, инверсия, гипербатон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение). Наиболее часто встречаются инверсия, риторический вопросы, восклицания и обращения, что характерно для религиозного стиля в целом, а также синтаксический параллелизм в сочетании с анафорой и другими фигурами повтора.
Таким образом, в целом риторику Антониу Виейры можно охарактеризовать так: как многогранную и разностороннюю по содержанию, затрагивающему актуальные вопросы современности проповедника и включащему обращения к фигуре важного португальского святого Антония Падуанского, толкование эпизодов из Священного Писания и обращение к античной культуре, полному образами разной природы; по форме сочетающую сложную структуру с общедоступностью и назидательностью; в отношении стиля обладающую особенностями, общими для текстов религиозного стиля и характерными для литературного направления барокко – консептизма.
[1] https://mir-es.com/print_po.php?ID=106&p=4 (дата обращения: 11.05.2019).