Москва – 2020
Содержание
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты управления стратегическими изменениями в субъектах РФ……………………………………………………………...6
1.1 Управление изменениями в системе стратегического планирования регионального развития: понятие, цели, регулирование…………………………6
1.2 Роль, полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации в стратегическом планировании………………………………………8
1.3 Механизмы и инструменты управления стратегическими изменениями в субъектах РФ………………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ инструментов управления стратегическими изменениями Свердловской области…………………………………………………………....14
2.1. Анализ ключевых направлений и нормативно-правового обеспечения стратегических изменений Свердловской области………………………………14
2.2 Анализ существующей системы управления стратегическими изменениями Свердловской области………………………………………………………..……16
2.3. Оценка инструментов управления стратегическими изменениями Свердловской области…………………………………………………………..…19
Глава 3. Совершенствование инструментов управления стратегическими изменениями Свердловской области……………………………………….…..23
3.1 Разработка направлений по повышению эффективности управления стратегическими изменениями Свердловской области………………………….23
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов управления стратегическими изменениями Свердловской области………………………….23
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий……24
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..….28
Поскольку многие современные национальные экономики являются открытыми и многоуровневыми, то это определяет «уязвимость» социально-экономического благополучия и конкурентоспособности их территориальных образований. Из-за того, что могут наступить неблагоприятные последствия межстрановой интеграции и усилиться конкурентная борьба между регионами, необходимо разработать эффективную систему стратегического планирования регионального развития, которая позволит спрогнозировать возможные изменения в экономике, а также сформировать инструменты реагирования, в рамках взаимосвязанных стратегических целей, обозначающих траекторию устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Стратегическое планирование является системным, о чем свидетельствует охват всех направлений и социально-экономических сфер, изучение различных проблемных аспектов, в том числе вопросов: как улучшить хозяйственный климат региона, поддержать образовательную сферу и сферу здравоохранения.
Система стратегического управления и планирования должна изучать основные закономерности, которые определяют, в каком направлении будут развиваться социально-экономические процессы.
В хозяйственной практике уверенность стала более относительной. Исходя из опыта, даже если изменения будут рассмотрены во внешней среде, как взаимообусловленные и взаимосвязанные, то это не позволяет добиться формирования четко определенной типичной траектории экономического роста.
Цель курсовой работы – рассмотреть совершенствование инструментов управления стратегическими изменениями на примере субъекта РФ.
Задачи:
- рассмотреть управление изменениями в системе стратегического планирования регионального развития: понятие, цели, регулирование;
- изучить роль, полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации в стратегическом планировании;
- рассмотреть механизмы и инструменты управления стратегическими изменениями в субъектах РФ;
- проанализировать ключевые направления и нормативно-правовое обеспечение стратегических изменений Свердловской области;
- проанализировать существующую систему управления стратегическими изменениями Свердловской области;
- оценить инструменты управления стратегическими изменениями Свердловской области;
- разработать направления по повышению эффективности управления стратегическими изменениями Свердловской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию инструментов управления стратегическими изменениями Свердловской области;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования – Свердловская область. Предмет - инструменты управления стратегическими изменениями.
Методология исследования. Исследование проведено с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, обобщение теоретических данных, научных трудов.
Теоретическая база исследования представлена трудами таких авторов как И.И. Бабленкова, А.А. Адамеску, Л.И. Власюк и др. Ими были разобраны вопросы регионального развития, формы и методы государственного управления, повышения его эффективности и результативности. В последнее время Р.А. Абромовым, Е.М. Бухвальд, А.Р. Бахтизиным активно рассматриваются вопросы того, как развиваются региональные социально-экономические системы.
Первая глава посвящена изучения управления изменениями в рамках стратегического планирования развития региона: определяются цели, понятие, регулирование; выявляется роль государственной власти субъектов РФ и какими полномочиями они обладают; проводится исследование механизмов и инструментов управления стратегическими изменениями в субъектах РФ.
Вторая глава включает в себя анализ ключевых направлений и нормативно-правового обеспечения стратегических изменений Свердловской области, оцениваются управленческие инструменты, используемые для стратегических изменений Свердловской области.
В рамках третьей главы сформулированы предложения, которые позволят увеличить эффективность управления стратегическими изменениями Свердловской области; даны рекомендации и предложены мероприятия, чтобы усовершенствовать инструменты управления стратегическими изменениями Свердловской области; дана оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
Таким образом, в современных реалиях необходимо развивать систему стратегического планирования и прикреплять ее к системе мониторинга развития территорий. В числе основных направлений развития механизмов стратегического планирования можно назвать следующие: системный подход к стратегическому целеполаганию на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном); создание модели оценки условий и ограничений стратегий развития территорий и аналитического инструментария для принятия стратегических решений.
Эти направления нуждаются в развитии, так как существующее законодательство не удается реализовать в полной мере, поэтому необходимо продолжать проводить исследования и формировать на основе их результатов методические рекомендации для специалистов из государственного и муниципального управления. Стратегическое развитие будет нуждаться в исследованиях до тех пор, пока человек будет задумываться о своих дальнейших перспективах.
В настоящее время актуально формировать методологию и методику мониторинга развития территорий, создавать аналитический инструментарий, что позволит разработать рекомендации для практиков.
С помощью стратегического планирования в рамках учебного и научно-исследовательского процесса удается получить полную картину об объекте изучения, а также сформировать специфическое мышление у будущих управленцев.