Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Специфика развития монофункциональных городов России

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно Специфика развития монофункциональных городов России

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Будем благодарны если Вы поддержите проект

Скачать

Содержание

Введение. 5

1 Теоретические аспекты моногородов. 7

1.1 Сущность моногородов. 7

1.2 Федеральная политика в отношении моногородов России. 10

2. Специфика развития монофункционального города. 14

2.1 История развития города Череповец. 14

2.2 Постсоветский период. 17

2.3 Реализация стратегии «Череповец – Город лидеров». 20

5 Перспективы развития Череповца. Стратегия «Череповец – город возможностей». 29

Заключение. 32

Список использованных источников. 33

Приложение. 35


Введение

На современном этапе развития региональной экономики уделяется большое внимание экономике моногородов. В России насчитывается около 342 моногородов, большую часть которых относят к категории депрессивных. Проблемы таких городов схожи. Эксперты отмечают, что создание таких городов было обусловлено прежде всего непосредственной близостью производства к источникам ресурсов. Строились целые производственные цепочки: месторождение полезных ископаемых – производство – электростанция. Такие производственные цепочки были конкурентоспособны и оправданы в эпоху развития СССР и плановой экономики. Рядом с такими цепочками или промышленными предприятиями вырастали целые города, для которых плодотворная работа производственных цепочек являлась жизнеобеспечивающей. В эпоху перестройки градообразующие предприятия оказались в разных руках, что привело к разрыву производственных цепей, спаду производства и регрессу моногородов.

Сегодня таким городам приходится искать новые успешные бизнес-модели, которые дадут их жителям работу, а городам социально-экономическое процветание. Наиболее заинтересованы в развитии моногородов компании, имеющие в этих городах предприятия.

Компания «Базовый элемент» и фонд «Центр стратегических разработок – Регион» в результате проведенного исследования выделили несколько типов моногородов. К первому типу были отнесены динамичные города с хорошо работающим, но постепенно деградирующим предприятием. Ко второму – деградирующие города с динамично развивающимся предприятием. К третьему типу – деградирующие города с деградирующим предприятием. Для каждого типа моногородов может быть предложено свое решение. Так, например, к городам первого типа решением может стать реализация инвестиционных проектов и создание индустриальных парков, поскольку в таких городах имеется хорошая инфраструктура и трудовые ресурсы, подходящие по профилю к новому инвестиционному проекту. Для городов второго типа решением могут стать точечные меры по восстановлению инфраструктуры и решение социальных проблем для привлечения молодых специалистов на градообразующее предприятие. Самый трудный вариант – третий тип моногородов. Как показывает практика, шансы привлечения инвестиций и оживления таких городов невелики. В таких случаях, по мнению Вадима Гераскина, заместителя генерального директора по связям с государственными органами компании "Базовый элемент", можно применить механизм «управляемого сжатия». [15]

В июле 2014 года Дмитрий Медведев подписал постановление об экономической поддержке моногородов «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. [1] В этом документе предусматривается формирование трех категорий моногородов в зависимости от их экономического положения. В ближайшие три года Правительство РФ планирует выделение около 25 миллиардов рублей планируется выделить в 2015 году и по 10 миллиардов рублей в 2016 и 2017 годах на развитие монорогодов. Минэкономразвития вместе с Внешэкономбанком определили около 70 наиболее проблемных с социальной точки зрения моногородов, которые требуют наибольшего участия со стороны государства. Создана специальная структура – Фонд развития моногородов (ФРМ), которая будет отвечать за такие города. Первоначальный стартовый имущественный взнос в ФРМ будет внесен Внешэкономбанком в размере 16,4 млн. рублей. Возглавит Фонд депутат Законодательного Собрания Пермского края Дмитрий Скриванов.[18]


1 Теоретические аспекты моногородов

1.1 Сущность моногородов

К моногородам относят — населенные пункты, экономическая деятельность в которых тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий.

Возникновение и развитие однопрофильного производства непосредственно связано с наличием разнообразных природных условий и ресурсов. Физико-географические условия важны для развития города. Наиболее распространенной является классификация моногородов, исходя из их структурных особенностей и типа экономического развития территорий местонахождения приложение 1. Современный исследователь А.Е. Николаев даёт термину «моногород» следующее определение: «Моногород - поселение, организация, жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населённого пункта». [8]

Е.Г. Анимица сближает понятие «моногород» с термином «город-завод», что предполагает наличие существенной связи между функционированием городского поселения и крупным предприятием, расположенным на его территории и оказывающем значительное влияние на все сферы жизни данного города [8]

Обычно термин моногород применяется в отношении городов, располагавшихся на территории СССР. Соответствующее предприятие называют градообразующим предприятием.

Наконец создана специальная структура, которая будет отвечать за проблемные монопрофильные города. Фонд развития моногородов займется созданием инфраструктуры для запуска новых проектов. Эта информация была опубликована на сайте кабмина.

"В 2014 году будет направлено 3 млрд рублей, и в последующие 3 года - 26,5 млрд", - отметил глава правительства. Предполагается, что деньги пойдут на запуск новых инвестпроектов в моногородах. По словам премьера, ситуация в различных городах складывается по-разному - "часть из них способны решать свои задачи самостоятельно, а часть требует действительно государственного внимания и поддержки". Дмитрий Медведев особо подчеркнул необходимость создавать в моногородах новые рабочие места.

Помощь проблемным монопрофильным территориям будет предоставляться на следующих условиях: до 90% финансирования готов предоставлять фонд при условии, если оставшиеся 10% выделит региональный или муниципальный бюджет. Кроме того, ФРМ собирается готовить документацию для инвестпроектов, а также займется обучением управленческих команд. ФРМ может начать операционную деятельность уже в октябре.

На сайте кабмина сообщалось, ФРМ будет выполнять роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов в моногородах. Как пояснил "РГБ" директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, на практике это означает, что фонд будет собирать заявки, обрабатывать, систематизировать, а затем "выкатывать" готовые проекты, под которые можно выделять финансовые ресурсы в конкретных городах. По его словам, минэкономразвития совместно с ВЭБ определили перечень из 70 моногородов, которые требуют наибольшего участия государства.

Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности - не первая попытка правительства решить проблему моногородов и улучшить социально-экономическое положение их жителей, - рассказал "РГБ" юрист Национальной юридической службы Игорь Царенко. - Деньги уже выделяли немалые, однако предыдущие "пробы пера" провалились. Большинство моногородов не были готовы к освоению бюджетных средств, потому что местным властям не удавалось подготовить качественные инвестпроекты по диверсификации своей экономики. Одна из основных причин парадоксальна - отсутствие у администрации города собственных средств для разработки проекта.

По словам эксперта, основной недостаток идеи фонда в том, что разные проблемы пытаются решить по одному шаблону. Необходимо найти индивидуальный подход к каждой социально-экономической модели моногорода. "ФРМ должен изучать сложившуюся ситуацию, подсказывать план развития во взаимодействии с местными властями, помогать кадровыми, информационными и финансовыми ресурсами, - считает Игорь Царенко. - Эффективной помощью будет составление качественной и квалифицированной заявки на получение бюджетных средств. Исполнение инвестпроектов логично возложить на местные власти. Например, в Канаде в свое время именно региональные власти занимались ревитализацией депрессивных районов. Местная администрация выкупала жилье и продавала его по льготной цене тем, кто хотел переселиться в моногород и был готов открыть в нем недостающий в инфраструктуре бизнес".

Фонд развития моногородов должен обеспечить инвестиционный поток и механизм отбора проектов инвестиционного развития. В качестве способа решения проблемы была обозначена диверсификация экономики моногородов, - рассказал "РГБ" консультант "Нексиа Пачоли Консалтинг" Андрей Солодовников. - Диверсификация должна обеспечить расширение номенклатуры и конкурентоспособности продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями, повысить уровень кооперации с другими предприятиями. Для этого как минимум необходимо повышение объема инвестиционных потоков на территорию моногородов.



1.2 Федеральная политика в отношении моногородов России

Для России моногорода – естественное явление, что обусловлено ее экономико-географическими особенностями, в первую очередь большим массивом неосвоенных территорий. Моногорода были моделью освоения обширных малозаселенных или нежилых территорий, позволяющей развивать производительные силы страны. Сейчас в России, по официальным данным, насчитывается 342 моногорода.

Государственная программа поддержки моногородов, реализованная в 2009-2011 гг., фактически использовала только одну модель – индустриальной диверсификации. Однако эта модель оказалась применима только в тех городах, у которых был потенциал для создания новых крупных производств. Вне госпрограммы остались старопромышленные территории и депрессивные поселки, не обладающие потенциалом индустриального развития.

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за работу с монопрофильными населенными пунктами РФ, определен Минэкономразвития России.

В 2014 году планируется разработка федеральной программы, направленной на развитие моногородов Российской Федерации

12 декабря 2013 г. Президент РФ В.В. Путин в послании федеральному собранию обозначил новый вектор в работе с моногородами: реализацию инвестиционных проектов, поддержку технопарков и индустриальных парков, предложив ряд преференций регионам со стороны федерального центра.

На данном этапе развития правительством Российской Федерации:

ведется подготовка предложений по развитию индустриальных парков в моногородах;

поручено ВЭБу создать проектный офис по реализации инвестиционных проектов в моногородах на базе одного из дочерних обществ ВЭБа;

прорабатываются предложения по программам льготного кредитования организаций малого и среднего бизнеса при реализации бизнес-проектов в моногородах

Меры по развитию в отношении моногородов России представлены на рис. 2

Рисунок 2 Развитие моногородов

Применение новой для России модели городского управления – «Управляемое сжатие» – требуется в 20% кризисных моногородов, где нет потенциала для формирования альтернативной экономики. Управляемое сжатие – это комплекс мер по оптимизации территории моногорода и обеспечению занятости и переселению его жителей при консервации или закрытии градообразующего предприятия. При реализации этой модели проводится оптимизация жилого фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с уменьшающейся численностью населения, отъезду переселенцев предшествует поиск нового места работы, а жители, не желающие уезжать, получают возможность остаться. Эта модель предусматривает сохранение в городе высоких стандартов социального обеспечения, особенно в сфере здравоохранения. Модель «Управляемое сжатие» успешно применяется в некоторых зарубежных странах с похожей структурой экономики (Канаде, Австралии) при истощении месторождений или ухудшении мировой конъюнктуры на продукцию градообразующих предприятий.

В федеральной политике в отношении моногородов России были определены новые ориентиры это развитие предпринимательского климата (рис. 3)

Рисунок 3 Новые ориентиры федеральной политики в отношении моногородов России

Примерами положительной работы в РФ являются:

- 28 января 2013 г. в г. Тутаев Ярославской области начато строительство индустриального парка «Мастер»;

- 04 мая 2013 г. проведена закладка промпарка «Чистополь» (Татарстан) – начато строительство по проектам двух резидентов парка. Инвестиции в инфраструктуру составили 1,2 млрд. рублей за счет средств Внешэкономбанка;

24 июля 2013 г. сертифицирован промпарк «Озеры», г. Озеры (Московская область);

Заявлены к реализации промышленные парки г.Пикалево(Ленинградская область), г. Вятские поляны (Кировская область), г. Сердобск (Пензенская область).



2. Специфика развития монофункционального города

2.1 История развития города Череповец

Город Череповец расположен в юго-западной части Вологодской области на берегах р. Шексны при впадении в неё р. Ягорбы. Город находится на пересечении железной дороги Санкт-Петербург–Вологда с Волго-Балтийским водным путем.

Расстояние по железной дороге от Череповца до Вологды – 120 км, до Санкт-Петербурга – 475 км, до Москвы – 620 км.

Свою официальную историю Череповец ведет с 4 ноября 1777 года. Указом Екатерины II в Новгородской губернии был учрежден город «для пользы водных коммуникаций». В 1782 году Екатериной П был утвержден первый генеральный план города, создавший прямоугольную сетку улиц старого города. Важным событием для города стало создание Мариинской водной системы в 1810 году. Система каналов соединила р. Шексну и р. Волгу и через Петербургский порт дала выход в Балтийское море.

Развитие города ускорилось после реформы 1861 года. В середине ХIХ века в Череповце возникли промышленные предприятия: кирпичный, железоделательный, машиностроительный, лесопильный заводы и завод земледельческих орудий.

Огромное влияние на развитие города оказал Иван Андреевич Милютин, сорок шесть лет исполнявший обязанности городского головы. К началу ХХ века Череповец называли «северным Оксфордом». Учащиеся Череповецких учебных заведений составляли пятую часть десятитысячного населения города. Благодаря усилиям Ивана Андреевича, Череповец и Санкт-Петербург соединила железная дорога. В 1911 году была построена Череповецкая гавань с пропускной способностью 25 млн. пудов груза.

Однако, несмотря на благоприятные транспортные условия, промышленное значение Череповца до 1930 года было незначительным. До 1918 года он оставался небольшим уездным городом Новгородской губернии. В 1918 году город был преобразован в губернский, а в 1927 году включен как окружной город в состав Ленинградской области. С 1930 года Череповец становится городом областного подчинения в составе Ленинградской, а с 1937 года Вологодской области.

Современная история Череповца началась в 1949-50 годах с началом строительства крупнейшего на северо-западе металлургического комбината. Развитые инженерная и транспортная инфраструктуры, крупный строительный комплекс, территориальные ресурсы, а также выгодное географическое положение (рисунок 4) предопределили дальнейшее промышленное развитие города. В Череповце были построены сталепрокатный завод, два крупных химических завода, ряд вспомогательных и обслуживающих предприятий.

Рисунок 4 – Географическое расположение г. Череповец[1]

Развитие промышленности обусловило рост населения города. Максимального значения численности населения Череповец достиг в 2001 году – 323,6 тыс. чел.

В советский период для города были разработаны генеральные планы его развития в 1950, 1969 и 1987 годах. В эти годы Череповец становится одной из крупнейших строек страны — возводятся металлургический комбинат и два химических завода. Прирост населения и развитие промышленности способствовали быстрому возведению первых панельных и кирпичных домов, активному развитию инфраструктуры и социальных объектов: больниц, детских садов и школ. Именно в городе на реке Шексне впервые в СССР применялся и отрабатывался метод сборки домов «с колес». Панельными пятиэтажками Череповец застраивался вплоть до конца 1980-х годов. В городе была самая мощная в стране строительная база.

Рост рабочих мест и необходимость в кадрах высокой квалификации привело к увеличению численности населения города, во многом за счет механического прироста населения (рисунок 5). [11,12,13]

Рисунок 5 – Динамика численности населения в советский период

В советский период Череповец становится самым крупным промышленным центром Вологодской области, предприятиями которого создается 70% областного объема промышленной продукции (рисунок 6).

Рисунок 6 Областной объем промышленной продукции

Доля Череповца в объеме продукции страны в тот период составлял – 1,1%.

2.2 Постсоветский период

Население

Генеральный план развития города Череповца 1987 г. разрабатывался с расчетом увеличения численности населения города с 315 тыс. чел. в 1986 г. до 400 тыс. чел. в 2008 г. Однако, темпы прироста населения оказались значительно ниже прогнозируемых. Рост численности населения продолжался лишь до 2003 года, когда была зафиксирована максимальная численность – 324,64 тыс. человек, но даже это было на 25 тыс. человек меньше прогнозируемого значения. В 2008 г. в Череповце зарегистрировано 309,5 тыс. человек. Причиной явились значительные экономические и политические изменения, которые Череповец, как и вся Россия, претерпел с 2001 года. Поэтому до 2011 года в городе фиксировали стабильную естественную убыль населения (таблица 1)[2].

Таблица 1 Естественная убыль населения

год

Численность, тыс. чел.

Прирост численности населения

абсолютный, тыс. чел.

относительный, %

1986

309

26

9,19

1989

310,5

1,5

0,49

1992

315,9

5,4

1,74

1996

320,9

5

1,58

2001

323,6

2,7

0,84

2003

324,4

0,8

0,25

2004

323,2

-1,2

-0,37

2005

311,869

-11,331

-3,51

2006

309,5

-2,369

-0,76

2008

309,5

0

0

2009

308,4

-1,1

-0,36

2010

307,8

-0,6

-0,19

2011

308

0,2

0,06

Динамика численности населения имела тенденцию снижения (рисунок 7) до 2011 года, спад приходится на период с 2004 по 2010 годы.

Рисунок 7 – Динамика численности Череповца с 1996-2016 гг.

По сравнению с 70-80 годами прошлого века, когда число родившихся на 1000 жителей составляло 17-18,5 чел., современный уровень рождаемости снизился более чем в 2 раза. За тот же период миграционный прирост на 1000 жителей сократился с 8,5 до 3,5 чел., т.е. в 2,5 раза.

Экономическая база. Основу экономической базы города составляет черная металлургия и химическая промышленность. Ведущее предприятие черной металлургии ОАО «Северсталь» производит более 90% продукции отрасли, и более 70% всей промышленной продукции в городе.

Отраслевая структура промышленности по состоянию на 2016 год представлена в таблице 2[3].

Таблица 2 Отраслевая структура промышленности

Отрасли промышленности

Удельный вес по объему производства, %

Черная металлургия

83,2

Химическая

8,9

Машиностроение и металлообработка

2,8

Пищевая

1,8

Лесная и деревообрабатывающая

1,5

Электроэнергетика

1,2

Строительных материалов

0,3

Цветная металлургия

0,1

Легкая

0,1

Полиграфическая

0,1

Итого:

100,0

В отличие от советского периода значительно увеличился удельный вес черной металлургии и снизился удельный вес химической промышленности, машиностроения и строительных материалов (таблица 3).

Таблица 3 Отраслевая структура промышленности

Отрасли промышленности

Удельный вес по объему производства, %

Прирост, п.п.

советский период

в 2016 г.

Черная металлургия

70

83,2

13,2

Химическая

17

8,9

-8,1

Машиностроение и металлообработка

4

2,8

-1,2

Строительные материалы

6

0,3

-5,7

Рост удельного веса черной металлургии была обусловлена прежде всего необходимостью возрождения отрасти в целом по стране в посткризисный период, в том числе реализацией стратегии «Череповец – Город лидеров».

2.3 Реализация стратегии «Череповец – Город лидеров»

Эта стратегия сформулировала главную цель развития города до 2015 года: «Устойчивое развитие города на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития».[4]

Эта стратегия имела 4 основных направления:

I ЛИДЕРЫ В БИЗНЕСЕ:

  • кадровый потенциал XXI века,
  • новая экономика, благоприятная деловая среда для малого бизнеса,
  • проектная работа с бизнесом, туризм;

II АКТИВНОЕ МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ:

  • Череповец – здоровый город;
  • человеческий потенциал,
  • молодежная политика;

III ЭФФЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ, ЛИДЕРЫ В ГОРОДСКОМ УПРАВЛЕНИИ:

  • землепользование,
  • финансовое здоровье города,
  • муниципальное имущество,
  • внедрение системы управления городом на основе сбалансированных целевых показателей,
  • гражданское общество,
  • кадры для бюджетной сферы;

IV БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА ПРОЖИВАНИЯ:

  • экология,
  • архитектура и градостроительство,
  • жилье,
  • транспорт,
  • благоприятная социальная среда,
  • безопасный город,
  • ЖКХ,
  • Имидж города.

Анализ реализации этой стратегии развития города показал в основном положительную динамику развития, хотя город по-прежнему можно считать моногородом (в соответствии с методологией Минфина России: наличие одного или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, доля которого в структуре экономики города занимает более 50%).

По итогам 2013 года индекс физического объема промышленного производства вернулся на докризисный уровень (рисунок 8).

Рисунок 8 – Индекс физического объема промышленного производства 2002-2016, %

Экономический потенциал Череповца, в котором по-прежнему преобладают металлургическая и химическая промышленность, в 2013 году составил около 1% в объеме отгруженной продукции промышленности России. Уровень производства промышленной продукции на душу населения в том же году превысил общероссийский показатель более чем в 4 раза.

Определяющая роль в экономике города сохранилась за крупными предприятиями черной металлургии: ОАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро - Череповец». При этом доля производства города Череповца на промышленном рынке России составляет:

- Металлопрокат - 18%;

- Минеральные удобрения – 14%;

- Метизы – 23%.

Металлургические и химические предприятия постоянно осуществляют инвестирование в развитие производств. Были реализованы крупные проекты по модернизации ключевых производств и созданию новых производственных линий (цех полимерных покрытий, агрегат непрерывного горячего оцинкования; система улавливания неорганизованных выбросов сталеплавильного производства, новый цех по производству карбамида и многие другие).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в черной металлургии в результате финансово-экономического кризиса, компания «Северсталь» находит возможности для инвестирования в развитие производств. Реализованы такие крупные проекты:

  • введение цеха полимерных покрытий металла;
  • реконструкция доменных печей;
  • реконструкция турбогенератора;
  • введен в строй агрегат непрерывного горячего оцинкования;
  • введена новая линия "Шумаг";
  • запущен в эксплуатацию новый стан по производству заготовки для канатной и целлюлозоувязочной проволоки;
  • осуществлен запуск установки по производству защитной азотоводородной атмосферы и др.

В результате реализации стратегии «Череповец – город лидеров» увеличился удельный вес от общего объема промышленной продукции города отрасли машиностроения за счет деятельности таких предприятий, как ООО «ССМ-Тяжмаш», ООО «Северсталь-Промсервис», ОАО «Домнаремонт», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод». В 2013 году удельный вес этой отрасли составил 4,6% от общего объема промышленной продукции города (таблица 4, рисунок 9).

Таблица 4 Общего объема промышленной продукции города

Отрасль промышленности

Удельный вес по объему производства, %

Прирост, п.п.

советский период

2008 г.

2013 г.

2008 к

сов. пер.

2013 г. к 2008 г

Машиностроение и металлообработка

4

2,8

4,6

-1,2

1,8

Рисунок 9 Удельный вес машиностроения в сов. период, 2008 и 2013 гг.

По итогам 2013 года объем промышленного производства составил:

  • в целом по Российской Федерации – 33 678 млрд. руб.;
  • по г. Череповец – 338 млрд. руб.

средняя заработная плата составила:

  • в целом по Российской Федерации – 23 532 руб.
  • по г. Череповец – 26 382 руб.

По итогам 2016 года заработная плата работников крупных, средних и малых предприятий составила 32 180 руб., что превысило такой же показатель 2015 года на 108,50% (рисунок 10).

Рисунок 10 Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных, средних и малых предприятий 2012-2016 гг.

Реализация стратегии позволила городу войти в 2014 году в список моногородов, получивших средства федерального и областного бюджета на реализацию программ поддержки производства. Механизм софинансирования позволил значительно расширить перечень форм поддержки. В результате это привело к изменению структуры малого и среднего бизнеса.

Городской бюджет Череповца согласно стратегии «Череповец – город лидеров» является социально-ориентированным. Расходы городского бюджета были направлены на решение приоритетных задач наиболее значимых социальных расходов и мероприятий. Город не допустил нарушения сроков выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, своевременно выделялись средства из городского бюджета на оплату коммунальных услуг, осуществлялось ежемесячное прогнозирование доходов бюджета и планирование предельных объемов финансирования.

Анализ динамики доходной части городского бюджета показал устойчивый положительный рост доходов городского бюджета с 2 821 042 тыс. руб. в 2006 году до 7 211 974 тыс. руб. в 2014 году. В процентном соотношении этот рост составил 60%. Анализируя структуру доходов городского бюджета можно отметить уменьшение доли налоговых поступлений в городской бюджет; в абсолютном выражении сумма налоговых поступлений увеличивается (2 269 964 тыс. руб.- 2006 год, 3566 385,6 -2014 год). Значительно возросла процентная часть безвозмездных поступлений вследствие перераспределения нормативов отчислений налоговых поступлений в бюджеты. В 2006 году она составляла 10,7%, в 2014году их доля возросла до 42,7% (таблица 6).

Таблица 6 - Динамика основных показателей городского бюджета в период 2006-2015 гг.

Наименование

2006 г.

2011 г.

2014 г.

2015 г.

Доходы, в т.ч.

2821,0

6502,8

7212,0

6 917,0

налоговые и неналоговые

2396,0

3563,0

4132,4

3029,3

безвозмездные поступления

302,8

3003,3

3079,6

3887,7

Расходы

2724,3

6784,2

7091,5

7 217,0

Начиная с 2007 года, в рамках работы по разграничению бюджетных полномочий было передано на уровень Российской Федерации и субъекта Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения, детских домов, специальных (коррекционных) учреждений, центров повышения квалификации, учреждений здравоохранения; оказание высокотехнологичной медицинской помощи; реализация общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях города; оказание адресной социальной помощи малоимущим и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и другие направления. Ряд учреждений переведены были в статус государственных учреждений путем изменения организационно-правовой формы.

В результате реализации этой стратегии в городе с 2011 года наблюдался прирост населения (рождаемость начала превосходить смертность) (рисунок 11, 12).

По плотности и численности населения Череповец теперь может сравниться с такими городами, как Вологда и Великий Устюг (рисунок 10).

Рисунок 11 Динамика численности населения Череповца

Рисунок 12 Прирост населения

Рисунок 13 Плотность и численность населения Череповеца [5]

Однако увеличение численности населения города обусловлено в основном за счет миграционного прироста с 2010 года (рисунок 14).

Рисунок 14 Миграционный прирост

Еще одним направлением развития города и диверсификации его экономики является туризм.

На территории города находится: 77 памятников истории и архитектуры; 18 памятников археологии; 34 памятника монументального искусства; 2 музейных комплекса; 2 театра; 9 муниципальных музеев и 22 музея при образовательных учреждениях города; 7 корпоративных музеев; 3 частные галереи; 6 кинотеатров. Коллегией Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области утвержден ряд культурных брендов, существующих и разрабатываемых, а именно: Череповец – родина Василия Верещагина, Король поэтов – Игорь Северянин, Иван Ан

Loading...

Последние статьи из блога

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором