Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Понятие и классификация специальных средств применяемых сотрудниками полиции в РФ

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать курсовую на тему Понятие и классификация специальных средств применяемых сотрудниками полиции в РФ

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом


Пенза, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...... 5

1.1 Понятие и классификация специальных средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел....... 5

1.2 Нормативно-правовое регулирование применения специальных средств сотрудниками полиции в Российской Федерации.................... 8

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ 12

2.1 Основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел.............................. 12

2.2 Ответственность за незаконное применение специальных средств сотрудниками полиции................... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.... 31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с порядком применения специальных средств сотрудниками полиции в РФ.

В основу принятого в России Федерального закона «О полиции» положено несколько концептуальных идей, среди которых обратим внимание на две: закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе и гуманизация форм и методов работы полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Для достижения указанных целей сотрудникам полиции предоставлено право применять к лицам, злостно нарушающим установленные правовые запреты, состоящие на вооружении ОВД специальные средства принуждения, значительная часть которых по своим тактико-техническим характеристикам является оружием несмертельного действия.

Чтобы иметь представление о способах принудительного воздействия, используемых при применении специальных средств, необходимо дать характеристику специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел, и провести их классификацию.

Объектом работы является общественные отношения, складывающиеся в процессе применения специальных средств сотрудниками полиции.

Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее порядок применения полицией специальных средств.

Целью работы является изучение порядка и правовых основ применения специальных средств сотрудниками полиции, их практического значения путём исследования и анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих вышеуказанные вопросы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и классификацию специальных средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел;

2. Разобрать нормативно-правовое регулирование применения специальных средств сотрудниками полиции в Российской Федерации;

3. Проанализировать основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел;

4. Раскрыть ответственность за незаконное применение специальных средств сотрудниками полиции.

Курсовая работа состоит из введения, основной (исследовательской) части, заключения и списка использованных источников. В основной части работы две главы и четыре параграфа, в которых последовательно решаются поставленные задачи: понятие и виды специальных средств, применяемых сотрудниками полиции России раскрываются в первой главе, а порядку применения сотрудниками полиции специальных средств посвящена вторая глава.

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и классификация специальных средств, применяемых сотрудниками органов внутренних дел

Специальные средства – это средства, состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[1] в отличие от Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»[2] конкретизировал и увеличил основания применения специальных средств, предусмотрел такие основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширил запреты, связанные с их применением.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоит 15 видов специальных средств: палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности (наручники), специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебные животные (собаки, лошади), световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения (сети), водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (спирали), средства разрушения преград, специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам.

Специальные средства в зависимости от объекта защиты, способа защиты и некоторых других факторов подразделяются на следующие группы:

- средства индивидуальной бронезащиты, предназначенные для защиты личного состава от поражения различными видами оружия, а также для эффективного ведения активных наступательных действий;

- средства активной обороны используются для воздействия на правонарушителей с целью лишения их возможности вести активные, целенаправленные действия;

- средства обеспечения специальных операций, которые позволяют максимально обезопасить сотрудников, быстро и эффективно пресечь активное сопротивление правонарушителей, применив к ним предусмотренные законом меры.

1.2 Нормативно-правовое регулирование применения специальных средств сотрудниками полиции в Российской Федерации

Сотрудники полиции при использовании огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы обязаны руководствоваться рядом нормативно-правовых актов, основное место среди которых занимают Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ[3]. Но при всей своей значимости вопросы о соотношении этих источников продолжают вызывать споры. В научной литературе и на практике распространено суждение о том, что материально-правовой основой использования мер принуждения работниками полиции является положение УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а ФЗ «О полиции» имеет лишь вспомогательное значение и к нему прибегают в случаях решения вопросов, которых не касаются нормы УК РФ.

Но утверждение о том, что УК РФ и ФЗ «О полиции» в правовом регулировании использования работниками полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, являются конкурирующими нормативными правовыми актами, основное место среди которых занимает УК РФ, лишь на том основании, что он является кодифицированным нормативным правовым актом, в принципе, ошибочно.

Во-первых, если брать за основу данное утверждение, то закрепленные в ФЗ «О полиции» основания применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, будут мерой в лучшем случае бессмысленной, а в худшем – вредной.

Но здесь нельзя не отметить, что такие же нормы закрепляет не только в ФЗ «О полиции», но и в Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[4], Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[5], Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[6], Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»[7]. Такое обстоятельство объясняется тотальным невежеством разработчиков данных нормативных правовых актов.

Во-вторых, в Конституции РФ в ст. 76 закреплена иерархия нормативных правовых актов, которая не предусматривает приоритета кодифицированных актов перед другими федеральными законами[8]. В Определении Конституционного Суда от 05.11.1999 № 182-О отмечено, что «ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой»[9].

В-третьих, даже если считать УК РФ и ФЗ «О полиции» конкурирующими нормативными правовыми акты, то доминирование УК РФ совершенно не очевидно, так как существует правило приоритета специальной нормы по отношению к общей норме.

Сотрудник полиции действует как представитель власти, но по общему правилу это не ограничивает его в правах, которые предоставлены любому физическому лицу. Здесь в полной мере действуют положения УК РФ об обстоятельствах, которые исключают преступность деяния. Следовательно, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны, либо же действует, как любое физическое лицо, его не ограничивают те запреты и ограничения, которые сформулированы в главе 5 ФЗ «О полиции».

Использование работниками полиции специальных средств является инструментарием, который предоставляется для решения возложенных на него задач. Право использовать указанные меры принуждения является неотъемлемым элементом особого ранга работника полиции. Дабы установить данный элемент общих норм УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, недостаточно.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФЗ «О полиции» и УК РФ, которые составляют правовую основу использования сотрудниками полиции специальных средств, не противоречат друг другу и не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Основания и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел

Порядок применения специальных средств – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию. Если основания применения специальных средств указывают на то, когда и в каких случаях их можно применять, то порядок применения заключается в том, как и каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении специальных средств не должны применяться приемы и способы, причиняющие необоснованные ситуацией повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство[10].

Нормативные правовые установления регламентируют, что сотрудник полиции, обязан прибыть незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, потребовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а в случае необходимости пресечь противоправные деяния, устранить угрозы безопасности граждан и общественной безопасности вплоть до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Как требует ФЗ «О полиции», сотрудник полиции перед применением специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

Сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение специальных средств, о том, что он является сотрудником полиции.

Данное положение связано с тем, что полицейский должен соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина независимо от их возраста, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, являются ли они законопослушными либо совершают преступление или административное правонарушение.

Также следует отметить, что у сотрудника полиции есть возможность применять специальные средства во всех тех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия согласно ФЗ «О полиции».

2.2 Ответственность за незаконное применение специальных средств сотрудниками полиции

Сотрудникам полиции, согласно действующему законодательству, запрещается применять огнестрельное и специальное оружие в отношении беременных женщин (с явными признаками), инвалидов, малолетних лиц. Исключения составляют случаи, когда указанные выше лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иного вида нападение, угрожают жизни и здоровью граждан или сотрудникам полиции.

Также запрещается использовать указанные виды оружия, если пресекаются незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия, которые носят мирный и ненасильственный характер, которые не нарушают работу общественного транспорта.

Сотрудники полиции не имеют полномочий и права применять огнестрельное оружие в местах большого скопления граждан, когда могут пострадать невинные люди.

Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

- не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

- не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

- не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

После применения специальных средств сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате их применения, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Таким образом, применение огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы должно быть обоснованным и законным с неукоснительным соблюдением правовых пределов допустимости совершаемых действий, в противном случае наступает юридическая ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, как и любое социальное явление, имеет две стороны:

- первая, данные действия повышают эффективность властных действий сотрудников полиции, так как являются серьезным аргументом для пресечения противоправных действий нарушителя и обеспечения законности.

- вторая, необдуманное применение оружия и специального средства может подорвать авторитет государства и веру в законность.

Действия одного сотрудника полиции могут дискредитировать всю правоохранительную систему.

Применение оружия не смертельного действия, которое входит в состав специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, несмотря на его наименование, не исключает возможность летального эффекта. Задачей его является сокращение вероятности смертельных исходов, но не полное их исключение; при любом организованном применении силы, особенно предпринятом в разных условиях окружения и обстоятельствах, против людей с разным состоянием здоровья и физической силы обязательно существует хотя бы минимальная опасность летального исхода. Применение специальных средств помимо смертельного исхода может причинить различной тяжести вред здоровью.

Особый интерес с точки зрения оценки правомерности вреда, причиненного в результате применения специальных средств, представляет положение, закрепленное в ч.3 ст. 19 ФЗ «О полиции», согласно которому «сотрудник полиции при применении специальных средств действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба».

На этом фоне достаточно позитивно выглядит ряд положений ФЗ «О полиции». Главным принципом деятельности полиции является «Принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина».

В заключение хотелось бы отметить, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является исключительным правом сотрудника полиции, поскольку наделяет его возможностью существенно ограничивать права и свободы граждан. Особенность этого права заключается в том, что его реализация возможна лишь при наступлении определенных юридических фактов. Отличается от других прав эта категория закрепленных полномочий тем, что существует и тесно переплетается с обязанностями. Более того, обязанности сотрудника полиции вынуждают его реализовывать закрепленные в гл. 5 ФЗ «О полиции» права, существенно расширяющие возможности их обладателя. Остается надеяться, что реализация исключительных прав сотрудника полиции улучшит эффективность борьбы с преступностью и не приведет к ухудшению положения граждан.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021). // Российская газета. - 08.02.2011. - № 25.
  • Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. - № 275. - 07.12.2011.
  • Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. − 18.04.1991. − № 16. − Ст. 503. – утратил силу.
  • Бочаров С.Н. Государственная служба в органах внутренних дел. - М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя. - 2015. - 230 с.
  • Жевлакович С.С. Основы профессиональной деятельности. - М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя. - 2016. - 146 с.
  • Овчинников Н.А. Административно-правовое регулирование обеспечения законности в системе МВД России. - М.: Юридические наук. - 2021. - 233 с.
  • Сильников А.М. Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 51 (3). - С. 66-70.
  • Тихонов А.А. Основные принципы деятельности полиции на современном этапе и их сравнительно-правовая характеристика // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 8. - С. 282-284.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. – № 8. - 13.01.2000.
  • http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс».

Учебная литература

Научная литература

Судебная практика

Иные источники

[1] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021). // Российская газета. - 08.02.2011. - № 25.

[2] Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -18.04.1991. - № 16. - Ст. 503. - утратил силу.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. − № 25. - Ст. 2954.

[4] Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 11.06.2021) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. - № 10. - 30.04.1992.

[5] Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 19.08.1993. - № 33. - Ст. 1316.

[6] Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. - № 29. - 20.07.1995.

[7] Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Российская газета. - № 149. - 05.08.1997.

[8] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.

[9] Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. – № 8. - 13.01.2000.

[10] Тихонов А.А. Основные принципы деятельности полиции на современном этапе и их сравнительно-правовая характеристика // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 8. - С. 282-284.

Уникальность
40
Год сдачи
2023
Loading...

Последние статьи из блога

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором