Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования агропродовольственного рынка 6
1.1 Виды государственного регулирования агропродовольственных рынков в экономической теории 6
1.2 Особенности агропродовольственного рынка в системе рыночной экономики 9
1.3 Необходимость и эффективность государственного регулирования рынков 18
2. Государственное регулирование рынка зерна 22
2.1 Особенности рынка зерна в Свердловской области 22
2.2 Методы государственного регулирования рынка зерна 26
3 Перспективы государственного регулирования рынка зерна в Свердловской области 31
Заключение 35
Библиография 38
Приложения 42
В настоящее время регулирование агропродовольственного рынка является фундаментальным элементом государственной экономической политики России. Многолетняя дискуссия о целесообразности поддержки агропромышленной сферы утратила смысл после внедрения национального проекта «Развитие АПК», четко систематизирующего механизм поэтапного государственного регулирования агропродовольственного комплекса. Спустя несколько лет приоритетный проект трансформировался в четырехлетнюю государственную программу развития сельского хозяйства, которая получила свое логическое продолжение – государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [3].
В данном, актуальном на сегодняшний день, документе вновь подчеркивается целесообразность государственного вмешательства в механизм агропродовольственного рынка с целью усиления конкурентоспособности отечественной агропродукции и повышения доходности российских сельхозпроизводителей. Тем самым на государственном уровне утвердилась позиция необходимости государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство, так как рыночная система в полной мере не способна решать все проблемы социально-экономического развития.
Приоритетными направлениями государственного регулирования агропродовольственного рынка, в соответствии с программой, являются: увеличение доли российской агропродукции на внутреннем рынке, балансировка сезонных колебаний цен на сельхозпродукцию, а также формирование условий для повышения объемов экспорта и развития товаропроводящей инфраструктуры на отечественном рынке [6].
Эффективное развитие агропродовольственного рынка страны является одной из первостепенных задач любого государства, так как продовольственная безопасность – это основа благосостояния любого общества [13]. Развитие его характеризуется ростом степени глобализации хозяйственных отношений субъектов и усложнением интеграционных связей между ними, что обуславливает необходимость научного обоснования с теоретической точки зрения как категории рынка, так и продовольственных товаров.
Вопросы государственного регулирования агропродовольственного рынка активно изучались отечественными учеными: А.Н. Алексеевым, Г.В. Беспахотным, А.Ю. Грёнлунд, Ю.А. Романовой, А.Ф. Серковым, А.А. Шутьковым и др. Однако, несмотря на многочисленные труды по данному вопросу, недостаточно проработанными остаются ряд аспектов функционирования агропродовольственного рынка в современных условиях хозяйствования, в частности в условиях действия европейского продовольственного эмбарго и вынужденных ответных санкций со стороны Свердловской области.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение современного состояния государственного регулирования агропродовольственного рынка Свердловской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-определение методов государственного регулирования продовольственных рынков;
- анализ особенностей функционирования продовольственных рынков в условиях рыночной экономики;
- обоснование необходимости государственного регулирования;
- анализ особенностей государственного регулирования на примере рынка зерна Свердловской области.
Объектом исследования являются агропродовольственные рынки, в том числе рынок зерна.
Предмет исследования –регулирование рынка зерна и его последствия.
В представленном исследовании применялись следующие методы: табличный при изучении типов агропродовольственного рынка, систем социально-экономических показателей, характеризующих состояние продовольственного рынка, сфер функционирования его субъектов, систематизации проблемных аспектов и потенциальных возможностей развития агропродовольственного сектора экономики Российской Федерации (АПС Свердловской области) от введения продовольственного эмбарго; графический и математический при изучении структуры производства зерна по видам культур, обеспеченности сельхозтехникой производителей сельскохозяйственной продукции, а также динамики поддержки сельского хозяйства за период с 2013 по 2020 гг.
Внимание экономистов к функционированию агропродовольственного рынка обусловлено его значением в экономике страны. При этом исследователи в основном отмечают в качестве одной из главных причин негативных явлений в аграрном секторе и на продовольственном рынке страны переоценку возможностей саморегулирования рыночного механизма и, соответственно, недооценку роли государственного регулирования [9].
В рыночных условиях планы производства разрабатывают и осуществляют действующие субъекты рынка, и только непосредственно на продовольственном рынке согласуются между собой интересы государства, сельхозтоваропроизводителей, а также промежуточных и конечных потребителей [14]. Разумеется, интересы различных групп не всегда совпадают, особенно, если на рынке отмечается дисбаланс между объемами спроса и предложения. По этой причине государственное регулирование агропродовольственных рынков необходимо рассматривать с позиции сложной системы нормативно-правовых, организационно-административных и экономических мер, которая включает ресурсы, аппарат управления и механизм реализации, призванные обеспечить прямые и обратные связи государства с товаропроизводителями и конечными потребителями.
В экономической литературе можно встретить разнообразные подходы к содержанию, сущности, формам и методам государственного регулирования агропродовольственного рынка. Следует отметить, что агропродовольственный рынок нельзя рассматривать отдельно от государственной экономической политики в целом.
Например, П. Пимашков в своей работе разработал следующую классификацию политик регулирования рынков:
1) надежная политика регулирования, направленная на поддержание важных отношений равноправия либо соподчиненности;
2) слабая политика, проявляющаяся обычно проявляется при обеспечении объектов регулирования дополнительными ресурсами;
3) нестандартная политика, которая реализуется, как правило, в рамках реинжиниринга либо отказа от восстановления ресурсообеспечения;
4) сомнительная политика, обычно сопряженная с регулированием риска потерь.
Государственная экономическая политика позволяет установить для всех рыночных субъектов правовой регламент или единые «правила игры» в тех рамках, в которых они действуют, в то время как государственные институты выступают как гаранты обеспечения стабильности правовых регламентов, и проводят санкции по отношению к отдельным субъектам рыночного процесса, которые нарушают установленные нормы. С таких позиций основная цель госрегулирования агропродовольственного рынка состоит в защите интересов государства, интересов товаропроизводителей и прав потребителей. Соответственно, к основным задачам государственного регулирования агропродовольственного рынка можно отнести:
- создание для товаропроизводителей условий, позволяющих производить продовольствие в том объеме и ассортименте, которые соответствуют общественным потребностям;
- гарантирование обеспечения страны продовольствием на уровне, который необходим для воспроизводства человеческих ресурсов и определенного качества жизни;
- поддержание конкурентоспособности отечественной аграрной продукции на мировых рынках.
Основными функциями саморегулирования агропродовольственного рынка, которые реализуются посредством рыночного механизма, являются следующие:
- стремление к достижению рыночного равновесия спроса и предложения, которое побуждает и вынуждает товаропроизводителя приспосабливать объем и структуру производства под нужды и запросы потребителей;
- стимулирование к наиболее рациональному расходованию природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которое побуждает товаропроизводителя снижать себестоимость продукции;
- развитие конкуренции, позволяющей устранить неэффективных товаропроизводителей либо направления деятельности, и таким образом поддерживающей эффективность экономической системы в целом;
- стимулирование расширения инновационной деятельности, внедрения новейших достижений НТП, которое мотивирует товаропроизводителей на повышение качества и конкурентоспособности своей продукции.
Государственное регулирование агропродовольственного рынка с методологических позиций представляет собой форму косвенного государственного управления.
Методы государственного регулирования можно разделить на административные, правовые, экономические и социальные.
Формы и методы регулирования, в свою очередь, воздействуют на отношения обмена посредством специальных инструментов (регуляторов, рычагов, механизмов).
Необходимо отметить, что формы и методы государственного регулирования агропродовольственного рынка не могут быть универсальными для всех стран. Каждая страна при выборе приоритетных направлений своей экономической политики и разработке концепций регулирования агропродовольственного рынка должна, прежде всего, учитывать уровень и динамику спроса и предложения, покупательную способность промышленных и конечных потребителей, уровень удовлетворения потребностей в аграрной продукции, в т.ч. за счет самообеспечения, а также степень насыщения рынка.
1.2 Особенности агропродовольственного рынка в системе рыночной экономики
Современный рынок агропродовольственных товаров можно условно разделить на четыре основных типа, характеризующихся сырьевой направленностью, однородностью продукции с относительной низкой степенью переработки, процессом полной переработки и сервисом.
Рисунок 1. – Типы агропродовольственного рынка.[7, 23-29 с.]
В настоящее время в экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, например, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». Другие экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним «любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом». С. Брю и К. Макконнелл и считают, что «рынок – это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».
Многие российские ученные-экономисты в отношении рынка продовольственных товаров склоняются к следующим определениям: рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов [17]. Продовольственный товар – это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального функционирования его организма. Рынок продовольственных товаров – это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции [21].
Исходя из значимости агропродовольственных товаров можно рассматривать в трех уровнях: локальный, региональный и национальный, каждая из которых характеризуется определенными характеристиками исходящих из условии функционирования рынка.
Решающими условиями функционирования агропродовольственного рынка являются [11]:
- право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы, свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;
- равноправие субъектов различных форм собственности; свобода ценообразования;
- обеспечение продовольственной безопасности страны, в особенности в товарах первой необходимости;
- создание рыночной инфраструктуры.
Агропродовольственный рынок характеризуется и качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые можно объединить, согласно мнению большинства исследователей, в такие группы взаимозаменяемых продуктов питания, как зерно и хлебопродукты; мясо и мясопродукты; молоко и молочные продуты; рыба и рыбопродукты; сахарная свекла, сахар и кондитерские изделия; картофель и картофелепродукты; овощи и овощепродукты; яйцо; семена и маслопродукты; фрукты и фруктопродукты; безалкогольные напитки.
Перечисленные группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков АПК, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на агропродовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении. Сам рынок предоставляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением агропродовольственных товаров, их качестве, ассортименте, ценах.
Также способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами, регулирует производство продовольственных товаров по объему и структуре, стимулирует внедрение достижений науки и техники в производство продовольствия АПК, повышения качества, постоянное изменение и расширение ассортимента.
Рынок уравновешивает производство агропродовольственных товаров с объемом и структурой общественных потребностей в них и в то же время участвует и влияет на уровень дифференциации доходов своих участников.
На эффективную деятельность агропродовольственного рынка оказывает влияние состояние системы сбыта продовольственной продукции, так как он представляет собой тип функционирования хозяйства, в котором рыночные отношения не ограничены сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, регулирующие производство, сбыт и потребление продукции.
Сам по себе агропродовольственный рынок является инструментом согласования интересов сферы производства и сферы потребления, для которого необходимы определенные условия [19]:
- право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;
- свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;
- равноправие субъектов различных форм собственности;
- свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом и покупателем при минимизации государственного вмешательства;
- самофинансирование;
- конкуренция;
- создание рыночной инфраструктуры.
Важной предпосылкой создания агропродовольственного рынка является формирование специализированных зон производства сельскохозяйственной продукции, а также наличие постоянного спроса на продовольствие, с учетом которого формируется предложение продукции. От соотношения спроса и предложения зависят рыночные цены на товары и на сбалансированность спроса и предложения, оказывает влияние конкуренция, стимулирующая снижение цены, повышение качества продукции, расширение ассортимента продукции и т.д.
В практике продовольственный рынок включает четыре основных инструмента рыночного механизма: спрос, предложение, цену и конкуренцию.
Сущность агропродовольственного рынка, как и рынка вообще, проявляется и реализуется через выполнение выше перечисленных функций, среди которых явно выделяются: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, социальная [4]. Суть же рыночных отношений в данном случае сводится к возмещению общественных затрат на производство продовольствия на основе эквивалентности обмена и удовлетворению потребностей населения в нем.
Таким образом, агропродовольственный рынок рождает продовольственную цепочку, в которой непосредственно осуществляется ряд конкретных функций по доведению продукта от поля до конечного потребителя: заготовка, сортировка, транспортировка, хранение, переработка, финансирование, перераспределение и др. Все эти функции имеют две ключевые характеристики: во-первых, добавляют стоимость к продукту, во-вторых, требуют определенных ресурсов для их реализации и тем самым порождают издержки.
Разница между конечной ценой и ценой сельскохозяйственного продукта характеризует величину рыночной маржи, которая, как правило, с развитием сферы маркетинговых услуг, увеличивается по данным некоторых исследователей.
Сущность агропродовольственного рынка, его конъюнктуру нельзя понять и исследовать без использования категорий спроса и предложения.
Спрос можно определить в соответствии с традиционными представлениями, как совокупную потребность в продовольственных товарах при данном уровне цен и доходов, предъявляемая на рынке [2].
Под понятием «предложение», понимается совокупность товаров, при сложившемся уровне цен может быть предъявлена к реализации на продовольственном рынке страны всеми товаропроизводителями, включая и импорт продовольствия из-за рубежа, то есть количество продовольственных товаров, которые при данной цене согласны произвести и предложить к продаже товаропроизводители [2].
Важнейшими элементами агропродовольственного рынка, как и любого, являются конъюнктура, инфраструктура, субъекты рынка, которые можно охарактеризовать и оценить с помощью системы социально-экономических показателей, приведенной в таблице 1.
Таблица 1. Система социально-экономических показателей, характеризующих состояние агропродовольственного рынка
Элемент рынка |
Группы показателей, позволяющие характеризовать состояния агропродовольственного рынка по его основным элементам |
1 |
2 |
Инфраструктура |
- объем торговых сделок на объектах рыночной инфраструктуры (сельские базары, городские рынки, ярмарки, магазины оптовой и розничной торговли продовольствия, биржи, перерабатывающие предприятия АПК, посредники-агенты местной администрации); - объем торговых сделок вне рыночной инфраструктуры (непосредственно у продавцов или покупателей, обмен, прямые поставки). |
1 |
2 |
Конъюнктура |
- общеэкономические – объемы и динамика валового внутреннего продукта, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, уровень и динамика занятости, реальных доходов населения; - показатели внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота – объемы и динамика продаж розничной и оптовой торговли, внешних и внутренних перевозок, экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, движение товарных запасов; - показатели кредитно-денежной сферы – курс акций, величина учетного процента, банковские депозиты, количество банкротств; - объемы инвестиций; - объемы заказов; - уровень и динамика цен. |
Субъекты |
- состав и структура покупателей – население, перерабатывающие предприятия и предприятия торговли, государственные организации; - состав и структура продавцов – сельскохозяйственные производители (население, мелкотоварные хозяйства, акционерные общества, агрохолдинги, концерны) и продавцы готовой продовольственной продукции АПК, импортеры продовольствия; |
Агропродовольственный рынок включает в себя рынок сельскохозяйственных продуктов (аграрный рынок) и рынок продовольствия, получаемого в результате переработки сельскохозяйственного сырья.
Формирование и функционирование агропродовольственного рынка осуществляется через взаимодействие различных отраслей экономики, совокупность которых составляет агропромышленный комплекс, объединяющий традиционно три сферы, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. – Сферы функционирования субъектов продовольственного рынка [7, 23-29 с.]
В первой сфере производства средств производства можно выделить проблемы, требующие своего решения в ходе развития и регулирования продовольственного рынка, на которые также обращает внимание ряд авторов – Розанова Н., Серова Е. и другие:
- низкий спрос на товары и услуги со стороны сельскохозяйственных производителей;
- несоответствие стоимости, предлагаемых сельскому хозяйству машин и оборудования, их качеству и производительности;
- несвоевременность поставок средств производства;
- несовершенство и нехватка энергоснабжения аграрной сферы производства.
В сельскохозяйственной сфере выделяется следующий перечень проблем:
- отсутствие или недостаток оборотных средств;
- нарушение специализации хозяйств;
- сокращение объемов производства, снижение качественных показателей продукции и производительности труда;
- ослабление позиций сельскохозяйственных предприятий в условиях монополизма отдельных субъектов рынка;
- медленное переоснащение материально-технической базы;
- нехватка трудовых и человеческих ресурсов.
В сфере переработки и сбыта (оптовые закупки и продажа, хранение, розничная торговля) сельхозпродукции можно выделить особые проблемы, к ним можно отнести:
- недостаток производственных мощностей, неравномерное их размещение и неритмичное (по периодам года) использование;
- техническое и технологическое несовершенство производственных мощностей;
- недостаток оборотного капитала;
- невысокая квалификация обслуживающего персонала;
- наличие необоснованного количества посреднических структур;
- недостаток и низкий технический уровень транспортной инфраструктуры;
- недостаток и низкий технический уровень складской инфраструктуры;
- монополизация продовольственных рынков;
- отсутствие должного контроля качества и стандартизации продукции;
- невысокая покупательная способность;
- недостаточный уровень развития вспомогательных институтов;
- недостаточная информационно-аналитическая база.
Развитие и функционирование агропромышленного комплекса и в его составе сельского хозяйства осуществляется в условиях меняющихся характеристик субъектов продовольственного рынка – состава и структуры производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) продовольствия.
Поэтому для выявления сущности современного состояния продовольственного рынка и выработки адекватной аграрной политики необходимо постоянно исследовать происходящие на нем изменения, выявлять проблемы и основные тенденции развития, учитывать основные элементы продовольственного рынка, такие как субъекты продовольственного рынка, его инфраструктура, конъюнктура.
Основными потребителями (покупателями) на аграрном рынке выступают различного рода заготовители, оптовые торговцы, перерабатывающие предприятия, на рынке продовольствия основной покупатель – население, которое, как правило, обслуживают предприятия розничной торговли и общепита [9].
Поскольку между субъектами рынка в новых экономических условиях устанавливаются связи нового типа, создаются новые продовольственные цепочки, обусловленные текущей конъюнктурой, меняющимися методами государственного регулирования, оценка изменений в этой области должна проводиться регулярно для корректировки основ формирующейся системы агробизнеса в государстве в соответствии с принципами кластерной структуризации. Переход от нынешней системы к кластерной, предполагает не только формирование рыночно ориентированных производителей в самом сельском хозяйстве, но и создание принципиально иной рыночной инфраструктуры, позволяющей эффективно перемещать продукт к конечному потребителю, с одной стороны, с другой, - эффективно доставлять рыночную информацию от потребителя к производителю и обратно.
Для нормального функционирования рынка необходима пропорциональность между объемом производства продуктов питания и мощностями инфраструктуры: емкостями элеваторов, хранилищ, холодильного оборудования, тарно-контейнерного фонда, с акцентом на оптимальном пространственном распределении продуктов питания.
В настоящее время региональная среда производства характеризуется теснотой связей между регионами. Складывается высшая форма региональной среды - социально-экономические комплексы, которые образуются вокруг крупных городов в границах региональных систем, и формируется пригородный агропромышленный комплекс – высокоинтенсивный многоотраслевой комплекс, основанный на системе взаимосвязей предприятий производства, переработки и сбыта продовольствия, на базе малотранспортабельного скоропортящегося сырья. В рамках решения продовольственной безопасности региона актуальность приобретает проблема развития инфраструктуры реформируемого АПК, вычленение инфраструктуры как подсистемы АПК дает возможность для эффективного развития его сфер и решать социальные задачи обеспечения продовольствием в регионах.
1.3 Необходимость и эффективность государственного регулирования рынков
Мировая практика выработала эффективные подходы к регулированию товарно-денежных отношений и на уровне государства, и на уровне предприятия. Экономический смысл управления рыночными процессами состоит в повышении эффективности производства и рациональном использовании производственных и трудовых ресурсов, повышении конкурентоспособности продукции, создании новых товаров и ускорении их продвижения на рынки [3].
Принципиальным недостатком проводившейся до сих пор экономической политики является ее ориентация на достижение макроэкономической стабилизации. При этом мало внимания уделялось содержательным вопросам динамики общественного производства, его эффективности, развитию рыночной инфраструктуры, социальной защищенности населения и другим важнейшим элементам экономического развития. Необходимыми его условиями являются четкая постановка реалистичных и разделяемых обществом целей и соответствие им используемых средств.
Сегодня время уже очевидно, что в отношении агропродовольственного рынка механизмы саморегулирования не могут эффективно функционировать, что связано со значительными отличиями в условиях производства и потребления товаров в разных странах, поскольку различна степень их технического, технологического и социально-экономического развития. Все это приводит к осложнению конкурентной борьбы, так как она ведется разными группами субъектов, по различным правилам, в условиях различного материально-технического обеспечения, экономического, политического и финансового климата и т. д
В частности, предъявление санкций Свердловской области западными странами – это не что иное, как одно из проявлений недобросовестной международной конкуренции.
Известно, что государство может отказаться от производства продовольствия и, сосредоточившись на промышленном производстве, импортировать продовольственные товары в необходимом объеме. Однако это ставит его в зависимость от стран-поставщиков, от конъюнктуры мирового рынка, а также может привести к крайне острым социальным и экономическим проблемам в стране. Именно поэтому, все развитые страны оказывают поддержку своим сельскохозяйственным производителям, несмотря на то, что такая поддержка достаточно дорого обходится налогоплательщикам.
Ученые-аграрники отмечают, что экономическая и правовая среда агропромышленной деятельности в российской экономике отличается незавершенностью и нестабильностью, при том, что в последние годы было принято достаточное большое количество законодательных и нормативных документов, регулирующих и поддерживающих развитие сельского хозяйства и других сфер АПК [11]. Однако принятые государственные программы, с одной стороны, в основном регулируют производство и государственные закупки сельскохозяйственного сырья, и почти не затрагивают должным образом вопросы формирования агропродовольственного рынка (инфраструктуру, организацию товародвижения, технологию торговли и др.). С другой стороны, многие уже принятые решения не выполняются в полном объеме ввиду отсутствия механизма их реализации, недостаточной финансовой обеспеченности и слабого уровня менеджмента в системе управления АПК.
В этой связи, в соответствие с опытом многих развитых стран, на несколько лет следует принимать всеобъемлющий аграрный закон, задающий главные ориентиры аграрной политики в определенном периоде, в котором оговариваются пределы возможных изменений экономических и иных регуляторов (уровня налоговых ставок, внешнеторговых и транспортных тарифов и т. д.). В этом законе могли бы регулироваться следующие вопросы: межотраслевые связи сельского хозяйства и обеспечение эквивалентного обмена в агропромышленном комплексе; вопросы кредитования и страхования в сельском хозяйстве; вопросы реализации сельскохозяйственной продукции; основные меры поддержки селекции, семеноводства и другие.
Следует отметить, что агропродовольственному рынку и добросовестной конкуренции необходима правовая защита, поэтому необходимо усилить воздействие антимонопольных органов, в частности, разработать новый механизм контроля над монополистической деятельностью, принять соответствующие правовые акты и т. п.
Следует выделить три основных аспекта регулирования агропродовольственного рынка, обеспечивающие:
1) баланс спроса и предложения на рынке в любой момент времени;
2) экономический паритет для всех участников рынка, включая производителей сырья и его переработчиков, всех импортеров, оптовых торговцев;
3) продовольственную безопасность страны.
Государственное регулирование агропродовольственного рынка осуществляется через систему центральных и местных органов управления разных уровней подчинения – федерального, местного, смешанного. При этом государство имеет возможность использовать многообразные методы регулирования – правовые, экономические, политические [10]. Каждая группа методов предполагает применение определенных инструментов и механизмов, позволяющих государству воздействовать на агропродовольственный рынок в целях его оптимального функционирования.
2.1 Особенности рынка зерна в Свердловской области
Рынок зерна является основой продовольственного рынка Свердловской области, а зерновое производство – наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. От уровня развития зернового подкомплекса вследствие многосторонних связей со смежными отраслями сельского хозяйства и пищевой промышленности во многом зависит развитие всего АПК. Производство зерна составляет основу растениеводства и в целом сельского хозяйства.
Зерновой подкомплекс представляет собой совокупность отраслей производства, переработки, торговли зерном и продуктами его переработки. В подкомплекс входят как независимые предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производстве зерна и конечной продукции, так и крупные вертикально-интегрированные агрохолдинги, выполняющие в последнее время важную функцию формирования современного рынка зерна [6].
Приоритетная роль зерна в продовольственном обеспечении обусловлена необходимостью создания резервов, предназначенных для стабильного обеспечения населения продовольствием. По мировым стандартам продовольственная безопасность считается обеспеченной, если переходящие запасы зерна по отношению к уровню его потребления составляют не менее 17%.
В настоящее время рынок зерна Свердловской области всё ещё находится в стадии формирования. Экономические характеристики рынка зерна Свердловской области в значительной степени отличаются от ведущих мировых производителей зерна с развитой рыночной экономикой. Наблюдаются положительные тенденции формирования новой институциональной структуры рынка зерна Свердловской области, включая как сферы производства, так и переработки. В структуре производства зерна по видам наблюдается стабильное преобладание пшеницы (рис. 3).
|
Рисунок 3. Структура производства зерна по видам в Свердловской области в хозяйствах всех категорий 2010-2017 гг., % [2]
Особенность производства зерна в Свердловской области заключается в несоответствии потребностей животноводства уровню и качеству производимого в стране фуражного зерна. При этом, по оценкам экспертов, на удовлетворение потребностей животноводства расходуется около 60% общего объёма валового сбора зерна в Свердловской области.
Для сельского хозяйства Свердловской области характерен постоянный дефицит фуражного зерна, который покрывается зерном продовольственного назначения – главным образом, пшеницы. Кроме того, для российского рынка зерна характерна неравномерность территориального размещения производства при более равномерном распределении регионов-потребителей по территории Свердловской области с основными центрами потребления в крупных промышленных городах, что определяет устойчивые товарные потоки зерна.
В 2014 г. получен рекордный валовой сбор зерна за период с 2009 г. –105,3 млн. тонн. По данным Росстата, на 01 октября 2015 г. валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий в первоначально оприходованном весе составил 95,1 млн.тонн, что на 1,7% меньше, чем на аналогичную дату 2014 г. По прогнозам Минсельхоза Свердловской области, в 2015 г. ожидается, что валовой сбор зерна превысит 100 млн. тонн, что позволит в полной мере обеспечить внутренние потребности в зерне и сформировать объёмы экспорта в размере не менее 30 млн. тонн. [2].
Технико-технологические риски являются основным ограничением в развитии зернового хозяйства и рынка зерна на период до 2020 г., когда согласно Госпрограмме развития сельского хозяйства на период 2013–2020 гг. к 2020 г. предстоит довести производство зерна до 115 млн. тонн, муки – до 10,3 млн. тонн, крупы – до 1,4 млн. тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащённых микронутриентами до 0,3