МОСКВА – 2019 год
Содержание
1.1. Методологические проблемы исследования групповой сплоченности…………………………………………………………………………7
1.2. Роль групповой сплоченности в деятельности и обучении. ..……..11
1.3. Влияние групповой сплоченности на успешность взаимодействия коллектива. 14
Выводы………………………...……………………………………………..22
2.1. Организация, цель, гипотеза, задачи эмпирического исследования. 24
2.2. Методики эмпирического исследования. 25
2.3. Результаты эмпирического исследования. 28
2.4. Анализ результатов эмпирического исследования. 41
Выводы.. 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 53
Список сокращений. 61
Приложения. 62
Актуальность исследования. Преувеличенное внимание к проблемам групповой деятельности стало заметной чертой российской психологии на рубеже ХХ-ХХI веков. Субъектно-деятельностная концепция С.Л.Рубинштейна, развитая в дальнейшем К.А. Абульхановой, А.Л.Журавлевым, А.В. Петровским и другими, дополненная положениями представителей иных школ и направлений отечественной психологии, занимает сегодня ведущее место в ее методологическом фундаменте.
Однако необходимо констатировать, что по степени и глубине проработки проблематика коллектива значительно уступает исследованиям субъекта в его традиционном понимании, т.е. как отдельного человека. В последние десятилетие отмечается резкое снижение психологов к исследованию данной темы. Так, в последние время не было опубликовано не одной статьи, в которой бы рассматривались вопросы групповой сплоченности в трудовых коллективах.
Процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности. В социальной психологии процесс развития малой группы изучается через нравственную направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к какой-либо деятельности в едином трудовом коллективе.
Степень разработанности темы: Обобщение целого ряда отечественных и зарубежных исследований показывает, что феномен сплоченности проявляется во многих видах профессиональной деятельности, при этом в качестве индикаторов сплоченности выделяют: мотивационные и побудительные основы, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная привязанность и взаимная привлекательность членов группы, статусно-ролевые позиции. (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Н.П. Фетискини др.)
Актуальность и теоретическая значимость проблемы групповой сплоченности и успешного взаимодействия в трудовом коллективе позволяет нам определить методологический аппарат исследования.
Цель исследования: изучение взаимосвязи индекса групповой сплоченности коллектива со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива как слагаемыми успешного взаимодействия в трудовом коллективе.
Объект исследования: групповая сплоченность трудового коллектива.
Предмет исследования: групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в трудовом коллективе ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и его филиала.
Гипотеза исследования: предполагаем, что групповая сплоченность трудового коллектива связана со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива. В частности, высокая групповая сплоченность коррелирует с коллегиальным и деловым стилями межличностного взаимодействия, с благоприятным психологическим климатом в группе и благоприятными социометрическими статусами членов коллектива.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования.
2. В соответствии с выдвинутой гипотезой разработать программу эмпирического исследования.
3. Установить индекс групповой сплоченности исследуемого коллектива.
4. Определить стиль межличностного взаимодействия сотрудников коллектива.
5. Установить степень благоприятности психологического климата в реальном трудовом коллективе.
6. Выявить социометрические статусы испытуемых сотрудников.
7. Установить наличие и характер взаимосвязи групповой сплоченности как степени приверженности к группе ее членов коллектива со стилем межличностного взаимодействия, с психологическим климатом коллектива и социометрическими статусами его членов как слагаемых успешного взаимодействия в трудовом коллективе.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора;
2.Методика определения опосредованной групповой сплоченности (В.С.Ивашкин, В.В. Онуфриева);
3.Методика определения стиля межличностного взаимодействия (С.В.Максимов, Ю.А.Лобейко);
4. Определение психологического климата в группе (Л.Н.Лутошкин);
5. Социометрическая методика (разработана Дж.Морено).
В исследовании принимали участие сотрудники педагогического состава коллектива ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского»и его филиала в количестве 40 человек.
База исследования - ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и филиал ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского».
Практическая значимость исследования. Полученные нами результаты исследования могут иметь практическое значение в работе руководителей среднего и высшего звена, администрации и руководителей организаций всех уровней, а также в психологическом консультировании по вопросам управления коллективом.
Структура работы: работа содержит введение и заключение, две главы, выводы по работе, состоит из 7 параграфов, списка использованных источников и 11приложений.
Сплоченность группы имеет особое значение, так как она является одной из основных характеристик группы.
Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива.
Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе каждому его члену на первый план приходится ставить не личные, а общественные цели.
Следует отметить, традиционно принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.
Таким образом, руководители организацией, учреждений и т.д. должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.
Теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования показал, что феномен сплоченности с позиций групповой динамики связан с сохранением группового членства, уменьшением числа уходов из группы; усилением влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов; возрастанием участия каждого в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности.
Для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то успешное взаимодействие группы обеспечивает и успешность деятельности организации.
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом успешность групповой деятельности. Деятельность малой группы может быть исследована на различных уровнях. Производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель успешности. Другой показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Проблема удовлетворенности имеет другую сторону - как проблема групповой сплоченности коллектива, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности.
В связи с этим целью нашего исследования было изучение групповой сплоченности как фактора успешного взаимодействия в трудовом коллективе.
В исследовании принимали участие сотрудники педагогического состава коллектива ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» в количестве 40 человек. База исследования - ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и филиал ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского».
В ходе исследования нами было установлено, что в исследуемом нами трудовом педагогическом коллективе выявлена высокая групповая сплоченность, как через индекс групповой сплоченности, так и через значимость деловых, моральных и эмоциональных качеств сотрудников коллектива, отражающих ценностные ориентации этой группы.
При этом сотрудникам исследуемого коллектива присущи коллегиальный и деловой стили межличностного взаимодействия и устремленность к взаимодействию с людьми.
Большинство сотрудников исследуемого трудового коллектива оценивают степень благоприятности психологического климата как высокую. В коллективе проявляется баланс делового и эмоционального отношения, сформировано активное, деловое ядро коллектива, отсутствуют явные или скрытые группировки, негативное отношение друг к другу, многие в группе удовлетворены своей профессией.
Также в исследуемом трудовом коллективе выявлены различные группы с разным социометрическим статусом в межличностных отношениях их членов. В исследуемой выборке половина сотрудников имеют социометрический статус «звезды» и «предпочитаемые», тогда как социометрический статус «принятые» выявлен нами у большинства же сотрудников из оставшегося числа испытуемых, а социометрический статус «отвергаемые» - только у десятой части сотрудников коллектива от общего числа испытуемых.
Проверка на статистическую значимость результатов исследования взаимосвязи групповой сплоченности и слагаемых успешного взаимодействия в трудовом коллективе показала наличие статистически значимой взаимосвязи между групповой сплоченностью коллектива и стилем межличностного взаимодействия (при р> 0,05), а также наличие статистически значимых взаимосвязей между групповой сплоченностью коллектива и психологическим климатом и социометрическим статусом членов коллектива (при р > 0,05).
Результаты нашего исследования позволили сформулировать следующие психологические рекомендации по повышению сплоченности коллективов и успешного взаимодействия:
1) Психологическое состояние каждого сотрудника связано со степенью дружественности сотрудников трудовых коллективов. Степень успешности работы членов коллективов и формирование их личности как профессионалов носит зависимый характер от степени сплоченности. В сплочении коллектива ведущая роль принадлежит руководителю.
2) Формирование трудовых коллективов - это ежедневная, кропотливая и ответственная работа, в которой авторитет руководителей чрезвычайно значителен.
3) С целью выявления явных, скрытых и негативных лидеров конкретных трудовых коллективов необходимо проводить тестирование в коллективах.
4) В планах работ ввести большее число мероприятий, направленных на сплочение коллективов.
5) В трудовых коллективах необходимо поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат, разрешать вспыхивающие конфликты оптимальными методами.
6) Следует избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным сотрудникам коллективов со стороны руководителей.
7) Работа по сплочению коллективов должна быть ежедневной и планомерной, не должна носить эпизодический характер.
8) Особое внимание следует уделить «отвергнутым» сотрудникам коллективов.