В работе отсутствуют список литературы и приложения
Москва 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА МЕДИА.. 9
1.1. Понятие и сущность контент-анализа медиа как инструмента оценки эффективности PR.. 9
1.2. Инструментарий и алгоритм проведения контент-анализа медиа. 14
1.3. Специфика применения контент-анализа медиа в образовательной сфере. 18
2.1. Анализ деятельности Российского государственного гуманитарного университета. 23
2.2. Анализ внешней среды Российского государственного гуманитарного Университета. 33
2.3. Контент-анализ медиа для РГГУ.. 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR.. 52
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальность исследования сущности оценки эффективности PR и набора ее инструментов, в частности, метода контент-анализа медиа, обусловлена рядом существенных причин.
Так, оценка эффективности PR-деятельности – один из наиболее важных и трудоемких этапов любой коммуникационной кампании. При этом на сегодняшний день в мировой практике не существует единой схемы измерения эффективности PR, имеет место противоречивость и фрагментарность теоретической информации.
Тем не менее, в российской PR-практике уже накоплен достаточно широкий опыт применения различных исследовательских инструментов и методик с целью измерения эффективности коммуникационных усилий. Безусловно, этот опыт нуждается в изучении и обобщении.
Все это актуализирует проблематику оценки эффективности PR, заставляет глубоко исследовать методы и инструментарий измерения PR-эффективности.
Не менее актуальным становится изучение, в частности, методики контент-анализа медиа, как важного инструмента оценки эффективности PR, позволяющего оперативно и точно оценить настроения и тенденции в обществе по отношению к какой-либо определенной тематике, событию, а применительно к образовательной сфере – по отношению к политике конкретного ВУЗа. Это связано с тем, что данный метод, в равной степени подходящий как для систематического мониторинга информационных потоков, так и для разового исследования большого объема данных, является на сегодняшний день одним из наиболее часто применяемых в ходе маркетинговой, рекламной и PR-деятельности. Все большую популярность контент-анализ медиа приобретает, в частности, ввиду появления специализированных аналитических агентств и автоматизированных систем оперативного анализа и мониторинга СМИ («Смыслография», «Медиалогия», «Интегрум», т.д.). Такие системы упрощают и ускоряют процесс сбора и обработки информации, делая контент-анализ более точным.
Не менее актуальна методика контент-анализа медиа в рамках оценки эффективности PR образовательных учреждений. Влияние СМИ на образовательный процесс, настроения, преобладающие в студенческом сообществе в определенный период, изменения в политике, проводимой ВУЗами, уровень доверия граждан к системе образования – все это можно отследить с помощью правильно проведенного контент-анализа медиа-источников.
Если говорить конкретно о данном исследовании, то содержащиеся в работе теоретические положения и выводы позволяют систематизировать существующие по этой тематике данные, а также дополнить их, теоретически обосновав возможности применения контент-анализа СМИ не только в рамках социологических и других исследований, но и в сфере оценки эффективности PR.
Собранный в ходе исследования теоретический и эмпирический материал может быть использован в ходе дальнейшей научной разработки данной проблематики, а также послужить наглядным примером эффективного использования контент-анализа в качестве инструмента измерения эффективности реализованных PR-мероприятий.
Научная разработанность. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, рассматривающие основы связей с общественностью в целом (С. Блэк «Паблик Рилейшнз. Что это такое?», А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров «Связи с общественностью: теория и практика», Ф. И. Шарков «Паблик Рилейшнз»), теорию и методику оценки эффективности PR (Дж. Грюниг, Т. Хант «Managing Public Relations», Е. Ларионов «Краткое руководство по медиаанализу и оценке эффективности PR», А. Питерова «Оценка эффективности PR: современные тенденции»).
Что касается непосредственно контент-анализа, существует достаточно много научных трудов, освещающих основные теоретические принципы метода контент-анализа медиа, специфику и возможности его применения. К авторам этих работ относятся, например, Л. Я. Аверьянов («Контент-анализ»), Е. Малышева («Методология и методы медиаисследований»), А. В. Семёнова и М. В. Корсунская («Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения»), E. Я. Таршис («Контент-анализ: принципы методологии») и другие.
В то же время, по мнению многих авторов теоретических работ, наблюдается некоторая нехватка литературы, содержащей примеры практического использования контент-анализа с подробным описанием всех процедур.
Кроме того, в качестве теоретической основы для данного исследования использовались труды, рассматривающие место и роль контент-анализа в системе измерений эффективности PR («Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» Б.Берелсона, «Анализ количества деловой информации как инструмент маркетинга» И. Антоновой), анализирующие феномен и особенности применения контент-анализа в образовательной сфере (Д. А. Шевченко «Контент-анализ рекламы образовательных услуг», М. С. Разумова, И.А. Тарануха «Практическое применение методик контент-анализа в сфере рекламы образовательных услуг», А. Панкрухин «Маркетинг образовательных услуг» и т.д.).
Объект исследования – Российский Государственный Гуманитарный Университет как элемент образовательной сферы.
Предмет исследования – применение контент-анализа медиа в образовательной сфере.
Цель ВКРМ – выявить особенности методики контент-анализа медиа как инструмента оценки эффективности PR и предложить рекомендации как по его совершенствованию, так и по использованию результатов в коммуникационной деятельности организации, работающей в образовательной сфере.
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
– обозначить теоретические аспекты оценки эффективности PR, ее сущность и особенности проведения;
– выявить инструменты, используемые в оценке эффективности PR;
–раскрыть понятие контент-анализа, привести собственное определение термина и определить роль данного метода в системе инструментария оценки эффективности PR;
– проанализировать практическую значимость контент-анализа медиа и оценить эффективность применения данного метода в образовательной сфере;
–использовать на практике методику контент-анализа медиа для оценки эффективности PR Российского Государственного Гуманитарного Университета;
– сформулировать рекомендации по совершенствованию применения контент-анализа медиа как для РГГУ, выступающего объектом исследования, так и для компании «Медиалогия», на базе которой было проведено исследование;
–разработать ключевые показатели эффективности мероприятий, направленных на повышение медиаприсутствия РГГУ;
–оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Методы исследования. В данном исследовании были применены как общетеоретические методы сбора информации (анализ источников, обобщение, сопоставление), так и эмпирические методы (контент-анализ), а также частно-научные (специальные) методы, применяемые в экономике и менеджменте (SWOT-анализ).
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. В ходе проведенного исследования сформулировано авторское определение контент-анализа медиа, наиболее полно отражающее суть данного метода и его специфику применительно к оценке эффективности PR.
Также в рамках рекомендаций по совершенствованию метода контент-анализа был предложен термин «медиарелевантность», представляющий собой дополнительный показатель для проведения контент-анализа и позволяющий сделать методику контент-анализа более полной и объективной.
Проведенный анализ и сформулированные на его основе выводы представляют собой актуальный материал и могут быть полезны в практике планирования и проведения последующих PR-кампаний в образовательной сфере.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Выводы и положения, представленные в данной работе, были опубликованы в различных научных изданиях.
В частности, идеи, сформулированные в рамках данного исследования, отражены в статьях, опубликованных в журнале «Молодой ученый» (статья «Контент-анализ СМИ как инструмент политического маркетинга»), в издании «Юность науки», публикуемом РГГУ («Контент-анализ медиа в системе методов оценки эффективности PR»), а также в научном журнале «Актуальные проблемы современной науки. Серия: Гуманитарные науки», включенном в перечень ВАК (статья «Контент-анализ СМИ как метод журналистиковедческого исследования»).
Также необходимо отметить, что апробация результатов исследования подтверждается актом внедрения предложенных в данной работе рекомендаций в деятельность компании «Медиалогия», на базе которой проводилось исследование.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные в ходе исследования результаты успешно апробированы и представляют несомненную практическую ценность.
Структура работы. Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Введение включает в себя общую информацию о проведенном исследовании и рассматривает актуальность темы исследования, его научную разработанность и научную новизну, объект и предмет исследования, а также цели и задачи работы. Во введении также приведена краткая информация о структуре работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы контент-анализа медиа», включающей в себя три параграфа, даны определения основных понятий, приведена краткая история измерения эффективности PR и метода контент-анализа, как одного из его инструментов, описана характеристика и процедура использования данного метода, а также рассмотрена специфика применения контент-анализа как инструмента оценки эффективности PR в образовательной сфере.
Вторая глава «Контент-анализ медиа как инструмент оценки эффективности PR РГГУ» представляет собой аналитическую часть исследования и также состоит из трех параграфов. В первом параграфе приведена общая характеристика деятельности Российского Государственного Гуманитарного Университета, а также компании «Медиалогия», на базе которой было выполнено данное исследование. Второй параграф посвящен анализу деятельности РГГУ, третий параграф включает в себя непосредственно проведенный контент-анализ медиа, составляющий эмпирическое подтверждение теоретических аспектов темы, освещенных в первой главе.
Третья и заключительная глава «Совершенствование контент-анализа медиа как инструмента оценки эффективности PR» рассматривает проектную часть исследования и включает в себя практические рекомендации по совершенствованию применения метода контент-анализа как для компании «Медиалогия», на базе которой было проведено исследование, так и для Российского Государственного Гуманитарного Университета, выступающего основным объектом проведенного контент-анализа.
В заключении дается последовательное изложение полученных результатов исследования, а также сформулированы основные выводы, сделанные по результатам работы.
Список источников и литературы включает в себя законодательную базу, а также практические, научные, учебные и методологические труды и пособия, которые были использованы в ходе данного исследования.
В приложении в виде диаграмм и графиков приведены полученные в ходе контент-анализа эмпирические данные, наглядно демонстрирующие результаты исследования.
Завершая данную работу, необходимо остановиться на оценке общего состояния объекта исследования, а именно Российского Государственного Гуманитарного Университета. По результатам проведенного исследования деятельности университета, а также SWOT-анализа, можно заключить, что РГГУ обладает необходимым опытом и ресурсами для постановки и решения актуальных и общественно значимых научно-образовательных, социальных и маркетинговых задач. Университет способен воспринимать современные вызовы и адекватно реагировать на них.
Тем не менее, по результатам SWOT-анализа были выявлены определенные слабые стороны университета, которые следует учитывать при построении коммуникационной политики ВУЗа.
Переходя непосредственно к результатам проведенного контент-анализа медиа для Российского Государственного Гуманитарного Университета, можно сделать следующие выводы:
Если говорить о перспективах развития темы исследования, то необходимо отметить, что проведенный анализ и сформулированные на его основе выводы представляют собой уникальный материал и могут быть полезны в практике планирования и проведения последующих PR-кампаний в образовательной сфере.
Также необходимо упомянуть, что апробация результатов исследования подтверждается актом внедрения предложенных в данной работе рекомендаций в деятельность компании «Медиалогия», на базе которой проводилось исследование.
В целом, в завершение данного исследования можно заключить, что все поставленные в рамках проекты задачи были выполнены в полном объеме, полученные в ходе исследования результаты успешно апробированы и представляют несомненную практическую ценность, а тема исследования представляет собой перспективную и интересную для дальнейшего изучения область связей с общественностью.
По результатам данного исследования можно сформулировать некоторые выводы:
– исследование сообщений российских медиа (газет, журналов, информагентств, радио и ТВ) для определения уровня медиа-присутствия РГГУ за период 2017-2018 гг., а также в ходе приемных кампаний в 2017 и 2018 гг.
– исследование социальных медиа, а именно блогов, для определения уровня медиа-присутствия РГГУ за период 2017-2018 гг., а также в ходе приемных кампаний в 2017 и 2018 гг.
–анализ и систематизация полученных данных, формулирование выводов, составление отчета.
Для проведения данного исследования был составлен бриф, включающий следующие в себя основные положения: объект исследования – РГГУ, тип исследования – аналитический продукт, периодичность – разовое исследование, период проведения – 2 календарных года (с 01.01.2017 по 31.12.2018 гг.)
Итак, завершая данную работу, можно заключить, что поставленная в рамках исследования цель, а именно выявление особенностей методики контент-анализа медиа как инструмента оценки эффективности PR и демонстрация широкого спектра возможностей и целесообразности его использования в рамках проведения исследования эффективности коммуникационных кампаний в образовательной сфере, была достигнута в полном объеме.
Результаты исследования могут представлять практическую ценность как для Российского государственного гуманитарного университета, так и для компании «Медиалогия».
Что касается перспектив развития темы исследования, без сомнений, контент-анализ медиа является одним из основополагающих инструментов оценки эффективности PR, требующих дальнейшего изучения, научного осмысления и совершенствования в рамках практического применения в коммуникационной деятельности.