Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Критический анализ этиологии и патогенеза расстройств чтения у детей

В наличии
500 руб.

Купить уникальную курсовую Критический анализ этиологии и патогенеза расстройств чтения у детей

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 87

Нижний Новгород – 2021 г.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………..………...3

Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования.........

1.1 Психологическая структура чтения

1.2. Психофизиологическая организация процесса чтения

Глава 2. Научно-теоретические представления о симптоматике и патогенезе дислексии.

2.1. Характеристика патогенеза расстройств чтения………………………..

2.2. Симптоматика дислексии

2.3. Современные методы профилактики и коррекции дислексии…………………..............................................................................................

Заключение…………………………………………………...…………………

Список литературы.………………………… …………...................................

Приложение………………………………………..…………………….....…...

Введение

Самые первые упоминания расстройства чтения или дислексии как самостоятельной речевой патологии относятся к 1877 году, в работах А. Куссмауля.

На данном историческом этапе дислексия и расстройства письма изучались в совокупности, как составные части письменной речи.

В конце XIX и начале XX веков в научной литературе все больше набирало популярность мнение о дислексии как об одном из проявлений умственной отсталости.

Позже, немецкий врач Рудольф Берлин в 1887 году применил термин «дислексия» к пациенту с явными трудностями в обучении чтению и письму. При том, что интеллектуальные способности испытуемого соответствовали пределам нормы, как и физические характеристики.

Несколько позднее, в 1896 году, В. Прингл Морган – британский врач, разместил в «Британском медицинском журнале» статью «Врождённая словесная слепота». В данной работе он дал описание специфическому психологическому расстройству, воздействующему на способность к обучаемости чтению. Основу статьи составило наблюдение за четырнадцатилетним подростком, испытывающим трудности в чтении, при абсолютно сохранном интеллекте.

В начале ХХ века, благодаря работам невропатолога Самюеля Т. Ортона появилось мнение о возможном существовании синдрома, мешающего освоению чтения, но не имеющего в своей основе органических повреждений ГМ.

В этот же период английским психиатром и ученым Д. Гиншельвудом был описан случай нарушения процесса чтения без наличия у пациента каких-либо нарушений интеллекта.

Следовательно, в XIX и XX века имелись совершенно противоположные точки зрения на природу расстройств чтения: «Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью».

Самое же распространенное мнение о дислексии было сформировано гораздо позже, в процессе практической деятельности врачей и педагогов. Основой расстройств чтения считалась: «…неполноценность зрительного восприятия и памяти.». Исходя из этого, механизмом нарушений чтения является: «дефектность зрительных образов слов и отдельных букв». Так, благодаря Ф. Варбургу и П. Раншбургу, дислексия получила название: «врожденная словесная слепота».

Проблематикой расстройств чтения занимались еще и такие ученые как: А.Куссмауль, В.Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др.

В 30-е годы XX века психологами и педагогами Ф. A. Pay, М. Е. Хватцевым, Р. М. Боскисом, Р. Е. Левиной, А.Н. Корневым, Р.И. Лалаевой, Р.А. Ткачевым, С.С. Мнухиным дислексия рассматривается в связи с дефектами устной речи и слуха.

Актуальность проблемы возникновения расстройств чтения:

Если обратиться к отечественной статистике, можно увидеть, что около 37% учащихся начальных классов страдают дислексией. Среди наиболее явных проявлений дислексии отмечают замену или перестановку слогов/слов в предложении, искажение звуко-слоговой структуры слова, затруднения в понимании прочитанного и другое.

15−20% населения испытывают трудности в обучении. Среди учащихся с особыми трудностями в обучении, которые получают специальные образовательные услуги, 70−80% имеют дефицит в чтении. Дислексия - самая распространённая причина трудностей в чтении, письме и правописание. Она почти одинаково влияет на мужчин и женщин, ей безразличен этнос и социально-экономическое состояние человека.

Так, по данным Государственного института русского языка имени Пушкина среди младших школьников было выявлено 30% детей с дислексией, а с дисграфией - более 37%. Мировая статистика сообщает нам, что во всем мире (ЮНЕСКО) дислексиков 300 миллионов.

Чтение - базовый учебный навык, без освоения которого эффективное обучение затруднено или просто невозможно. Чтение во многом способствует развитию логического мышления, памяти и внимания школьника, стабилизации эмоционального фона, развитию навыков коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие выразительности речи), прививанию ребёнку вкуса, формированию языкового чутья и многого другого. Можно сделать общий вывод о том, что чтение улучшает работу мозга.

Научный аппарат исследования данной работы состоит из следующих компонентов:

Цель исследования состоит в том, чтобы вести теоретический анализ этиологии и патогенеза расстройств чтения у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.

Объект исследования - чтение обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.

Предметом особенности развития навыка чтения у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  • Изучить психологическую структуру чтения.
  • Определить особенности психофизиологической организации процесса чтения.
  • Раскрыть научно-теоретические представления о симптоматике и патогенезе дислексии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 47 источников.

Заключение

Многочисленные исторические данные, исследования ученых и методы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) позволяют сказать, что в ядре расстройства чтения находится нейробиологическая причина, нарушение. У дислексиков задняя часть левой средней височной извилины функционально менее активны, чем у людей с нормальным навыком чтения. Различается и структура мозговой ткани: «дислексикам характерно наличие зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева».

Английский исследователь Дж. Хиншелвуд, 1917 год: «установил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией». Затем данный факт существования семейных случаев дислексии подтверждался и другими исследователями. В 1950 годах исследователь Б. Халлгрен выполнила первое фундаментальное изучение семейных случаев расстройств чтения, по средствам изучения генеалогии таких лиц. Это же подтверждают и близнецовые исследования: «…у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %). Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %».

По данным молекулярно-генетических анализов было сделано следующее заключение о существовании генов, влияющих на возникновение дислексии. Сейчас учеными исследовано несколько таких генов, ассоциированных с дислексией: DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутационные процессы, связанные с данными генами, приводят к «нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга». Дальнейшие исследования показали, что «экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями».

Соответственно, дислексия может быть классифицирована наряду с такими генетическими патологиями, как цилиопатии.

Ключевыми факторами, влияющие на развитие дислексии, как уже было сказано ранее, являются: «наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков». Человеку, страдающему дислексией, сложно одновременно применять в работе оба полушария ГМ.

Прогнозирование развития людей с дислексией варьируется в зависимости от каждой конкретной ситуации. Сами по себе расстройства чтения невозможно вылечить в привычном понимании, но существуют способы научиться читать и писать на должном уровне. Методика зависит от типа дислексии. Если это дислектики, способные читать по буквам, то они «испытывают трудности с идентификацией и группированием букв, и узнаванием слова». Если это дислектики, старающиеся угадать текст, то они определенные слова распознают хорошо, а другие слова – нет. В ситуации, когда предложение просматривается в целом, они успешно закрывают недостающие слова. Однако, они затрудняются называть слова по буквам, поскольку совершаются одни и те же типичные ошибки.

Существует следующая статистическая закономерность: «в семьях, в которых родители или родственники страдают дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%». Именно поэтому необходимо как можно раньше выявлять дислексию, чтобы ребенок не очень отстал в обучении. По современному стандарту в образовании можно сказать, что «…официальная справка о дислексии означает, что ребенок имеет право на дополнительное время во время контрольных работ и экзаменов, а также на применение спеллинг-контроля на компьютере».

Конечно же, как и любое другое расстройство, дислексия связана с воздействием на плод во время беременности различных патогенных факторов. В меньшей степени на проявление дислексии влияет экологическая обстановка и климатические условия, в которых проживает будущая мать. В гораздо большей степени на развитие качественных изменений повлияют профессиональные вредности, с которыми сталкивается женщина, иногда даже до момента зачатия ребенка. К данным вредностям относят сильные шумы, выбросы химических средств в окружающий воздух, элементарный тяжелый физический труд. В эту же группу наиболее значительных факторов риска относят и различного рода инфекционные заболевания, а также вирусные болезни. Если, предположим, вирус будет воздействовать на плод на относительно ранних сроках, то велика вероятность естественного абортирования плода, что не приведет к рождению младенца с предполагаемым нарушением. Если же различные инфекционные или вирусные возбудители воздействуют на крупный плод, начиная с середины переменности, то риск развития у плода дефектов развития значительно возрастает.

Генетический фактор является решающим, однако, в современном мире можно предупредить появление ребенка с дислексией за счет сбора анамнеза и генетического консультирования.

Нельзя не отметить, что на данном этапе в большинстве российских современных школ о расстройствах чтения знания довольно ограничены, информационной грамотности общества недостаточно, а центры помощи малочисленны или нуждаются в привлечении бюджетных финансовых средств.

Несмотря на то, что дислексию именуют иногда не очень корректно «врожденной» безграмотностью, она поддается значительной степени коррекции. При должном уровне знаний орфографических правил, ребенок не может их применить в письменной речи. В моменте упорных усилий при прочтении текста, ребенок делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, проявляет сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект у ребенка сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения не наблюдается.

Если родители ребенка замечают подозрения на наличие дислексии, необходимо немедленно обратиться к ряду специалистов, среди которых: нейропсихолог, детский психолог. Совершенно некорректно надеятся со стороны родителей, что ребенок «перерастет» дислексию, такое заблуждение не приносит результатов. Чем раньше будет проделана комплексная диагностика и коррекционная работа, тем выше будут возможности скорректировать трудности ребенка. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность. Низкие оценки, негативные отзывы или замечания учителя оказывают сильное психологическое воздействие и на психофизиологическое состояние школьника.

О лечении дислексии как о заболевании не принято говорить. Нет четкого определения, относится ли дислексия к какой-то конкретной группе заболеваний. Вся система коррекции основывается на виде и причинах каждого отдельного случая дислексии. Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет профилактировать специфические трудности в обучении, а также неврологические нарушения в поведении у детей с дислексией: «плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы».

Учащиеся с дислексией, при своевременной диагностике и разработанной индивидуальной образовательной траектории, способны успешно освоить школьную программу и реализоваться в профессиональной сфере. При несоблюдении этих условий у учащихся с дислексией может развиться невротизация и последующая социальная девиация.

Уникальность
87
Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды