Содержание
Введение.....................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТЬИ 284.1 УК РФ.....................................................................................................................................7
1.1. Исторические предпосылки к появлению нормы.....................................................................................................................................7
1.2. Объективные и субъективные признаки.....................................................................................................................................13
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТЬИ 20.33 КОАП РФ.....................................................................................................................................17
2.1. Объективные и субъективные признаки.....................................................................................................................................17
2.1. Разграничение преступления и правонарушения ( 284.1 УК РФ и 20.33 КоАП РФ).....................................................................................................................................21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ СТ. 284.1 УК РФ.....................................................................................................................................27
3.1. Особенности отнесения организации к «нежелательной» на территории РФ.....................................................................................................................................27
3.2. Проблемы и пути решения.....................................................................................................................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................43
Актуальность исследования обусловлена тем, что 27 ноября 2014 года депутаты Александр Тарнавский и Антон Ищенко внесли в Государственную Думу законопроект, касающийся ответственности иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых была признана нежелательной в России. Законопроект направлен на установление правовых последствий для таких организаций. В ходе обсуждения законопроекта законодатели заявили, что ужесточение требований к деятельности иностранных и международных организаций в России необходимо по нескольким причинам. Среди них - рост экстремистских групп в России, которые потенциально могут получать финансовую поддержку из иностранных источников, а также санкции, введенные США и другими странами против российского бизнеса. Как уголовное, так и административное законодательство предусматривает ответственность тех, кто участвует в деятельности «нежелательных организаций».
Следует отметить, что перечисленные организации по характеру своей деятельности представляют опасность для основ конституционного строя и национальной безопасности Российской Федерации. Деятельность этих "нежелательных организаций" на территории страны может включать в себя усилия по подрыву государственных институтов, органов местного самоуправления, должностных лиц, оказанию влияния на общественные организации и широкие слои населения посредством распространения информации. Уголовно-правовая политика государства направлена на защиту конституционного строя и безопасности государства, в результате чего в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации были установлены новые и изменены существующие нормы. Эти изменения предусматривают ответственность лиц за любые действия, угрожающие безопасности государства.
По состоянию на март 2023 года в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации входят 76 организаций1.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности и научные разработки по теме.
Методологической основой данного исследования выступают: диалектический метод всеобщего познания; общенаучные методы (синтез и анализ); формально-юридический метод.
Целью исследования является определение аспектов признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной, выявить проблемы и предложить пути их решения.
В рамках достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Рассмотреть исторические предпосылки к появлению нормы 284.1 УК РФ;
- Изучить объективные и субъективные признаки состава преступления по статье 284.1 УК РФ;
- Рассмотреть объективные и субъективные признаки статьи 20.33 КоАП РФ;
- Изучить разграничение преступления и правонарушения (284.1 УК РФ и 20.33 КоАП РФ);
- Рассмотреть особенности отнесения организации к «нежелательной» на территории РФ;
- Изучить проблемы и пути решения.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ и иные нормативные правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили научные публикации и комплексные научные исследования таких авторов как: Гошаев И.М., Козаев Н.Ш., Обухова Т.В., Хлебушкин А.Г.,
Основные положения, выносимые на защиту:
-Научная новизна исследования заключается в выявлении наиболее актуальных и острых проблем, связанных с участием в деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории Российской Федерации.
"-Теоретическая значимость исследования заключается в расширении взглядов на проблематику данного вопроса.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть применён на практике с целью правового информирования граждан, с целью использования в деятельности правоохранительных органов.
Структура исследования включает следующие разделы:
введение, где определены актуальность исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования; три главы с подразделами:
- в первой главе дана уголовно-правовая характеристика статьи 284.1 УК РФ;
- во второй главе дана административно-правовая характеристика статьи 20.33 КоАП РФ;
- в третьей главе рассмотрены проблемные аспекты квалификации преступлений против государственной власти на примере ст. 284.1 УК РФ;
- заключение, где подведены основные итоги и результаты исследования, и библиографический список.
1 Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации // https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/(Дата обращения: 18.03.2023).
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Понимание ст. 284.1 УК РФ имеет большое значение как для ученых в области уголовного права, так и для сотрудников правоохранительных органов. Со временем в эту статью были внесены многочисленные изменения, что подчеркивает необходимость постоянной работы по разъяснению и толкованию ее смысла. Такие усилия необходимы для обеспечения точной квалификации преступных деяний и отграничения их от других смежных преступлений.
Законодатель предпринял целенаправленные усилия по созданию надежной системы уголовного правосудия, способной эффективно бороться с преступлениями, подрывающими конституционный строй и безопасность государства. Для законодателя крайне важно использовать точные юридические формулировки и технику построения при совершенствовании уголовного законодательства, чтобы избежать путаницы среди сотрудников правоохранительных органов и обеспечить правильное применение этих законов. Соблюдение этих правил повысит эффективность правоприменения, унифицирует и усовершенствует уголовное законодательство.
Для признания деяния преступлением против конституционного строя и безопасности государства необходимо, чтобы оно умышленно или по неосторожности создавало угрозу конституционному строю и безопасности государства и причиняло существенный вред личности, обществу и государству либо создавало реальную угрозу причинения такого вреда. Данные преступления имеют особое значение в российском уголовном законодательстве, поскольку посягают на закрепленные в Конституции РФ фундаментальные ценности, определяющие формирование государственности, правовой, социально-экономической и политической системы России.
23 мая 2015 года Федеральным законом № 129 были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ. В новый закон включена административная преюдиция, которая предусматривает ответственность лиц за совершение административного правонарушения, аналогичного тому, которое предусмотрено статьей 20.33 КоАП РФ. Административная преюдиция получает все большее распространение в современной уголовной политике как средство регулирования уголовной ответственности.
Стоит отметить, что одной из проблем в статье 284.1 Уголовного кодекса является то, что отсутствует различие между ответственностью руководителей и рядовых участников организации, что не согласуется с другими нормами того же кодекса, устанавливающими более строгую ответственность за организационную деятельность, чем за участие. Причина такого отказа от разграничения неясна, а наличие различий в конституционных характеристиках сходных правонарушений является некорректным. Другие статьи, такие как 205.4, 205.5, 208, 209, 210, 239, 282.1 и 282.2 УК РФ, устанавливают более суровые последствия за организационную деятельность в определенных объединениях.
Еще одна проблема состоит в том, что Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает действия по созданию и руководству объединениями как преступные в отношении определенных групп, где умысел на совершение преступлений является обязательным условием уголовного права. К таким объединениям относятся, в частности, банды (ст. 209 УК РФ), преступные организации (ст. 210 УК РФ), террористические группы (ст. 205.4 УК РФ), экстремистские группы (ст. 282.1 УК РФ)1.
Одним из способов признания преступными определенных действий, связанных с деятельностью объединения, является включение организации деятельности в объективную сторону преступления, а не только создание и управление самим объединением. Например, согласно ч. 1 ст. 205.5 УК РФ, физические лица могут быть привлечены к ответственности за организацию деятельности террористической организации (а ч. 2 ст. 205.5 предусматривает ответственность за участие в такой деятельности); аналогично, ч. 1 ст. 282.2 УК РФ устанавливает ответственность за организацию деятельности экстремистской организации (а ч. 2 ст. 282.2 предусматривает ответственность за участие в такой деятельности). Как террористические, так и экстремистские организации признаются таковыми по решению суда и впоследствии включаются в официальные списки таких организаций.
Сравнение состава преступления, указанного в статье 284.1 УК РФ, с составами преступлений в статьях 205.5 и 282.2 обнаруживает несколько сходств. Во-первых, эти статьи не требуют наличия умысла на совершение преступлений в качестве обязательного элемента указанных в них объединений. Во-вторых, уголовная ответственность за организацию и участие в таких объединениях регулируется сочетанием уголовного и нормативного законодательства. Эти законы предписывают признание организации террористической, экстремистской или нежелательной на основании таких федеральных законов, как «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции о введении статьи 284.1 Уголовного кодекса подчеркивает необходимость дополнительных критериев для разграничения нежелательной деятельности в России и экстремистской деятельности. Это подтверждает ранее высказанные мнения о схожести обсуждаемых преступлений2.
Исходя из вышеизложенной информации, мы предлагаем следующие решения для решения этих вопросов:
1) Внести изменения в статью 284.1 УК РФ, предусматривающие ответственность за организацию организации, а не только за лидерство;
2) Ввести более строгое наказание для лиц, организовавших организацию, по сравнению с ее рядовыми членами. Это обеспечит правильное разграничение уголовной ответственности в зависимости от степени общественной опасности этих действий. В свою очередь, это будет способствовать индивидуализации уголовной ответственности и реализации принципа справедливости, изложенного в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Мы можем предложить потенциальное решение, пересмотрев статью 284 Уголовного кодекса следующим образом:
«1. Организация деятельности в пределах Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории Российской Федерации. Если лицо, ранее дважды в течение года привлекавшееся к административной ответственности за аналогичное деяние, организует деятельность в пределах Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации нежелательной на территории Российской Федерации, подлежит наказанию».
«2. Если лицо, ранее дважды в течение года подвергавшееся наказанию за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, признанной правительством нежелательной в России, вновь занимается такой деятельностью на территории Российской Федерации, оно будет подвергнуто наказанию в соответствии с законом».
Примечание:
1. Термин «аналогичное деяние» означает любое действие, подпадающее под статью 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. «Если человек решит прекратить участие в иностранной или международной неправительственной организации, которая была признана нежелательной в России, ему не грозит уголовное преследование, если в его действиях нет состава преступления».
Следует отметить, что в предыдущей редакции статьи 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации говорилось, что за одно и то же преступление человек может быть наказан дважды в течение года. Это создавало трудности в применении статьи 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовная ответственность усилена в связи с административной преюдицией. Для обеспечения соответствия гуманистическим принципам важно установить конкретный срок за административную преюдицию в рамках ч. 1 ст. 284.1 УК РФ, учитывая существующий бюрократический процесс расследования и уголовного преследования. Криминализация статьи 284.1 УК РФ может эффективно предотвратить уголовные правонарушения, связанные с участием в иностранных или международных неправительственных организациях, признанных нежелательными в стране.
При оценке ответственности за нежелательную организацию мы принимаем во внимание дифференциацию ролей внутри организации. Выбор законодателя в пользу термина "организация", а не "управление", является уместным, поскольку управление часто может быть простой формальностью, зафиксированной в регистрационных документах юридического лица. В целом, изменения, внесенные в статью 284.1 Уголовного кодекса, должны помочь в точной классификации преступных деяний и отграничении их от смежных преступлений.
Для обеспечения точного толкования и применения закона необходимо постановление Пленума Верховного суда РФ. Это постановление должно разъяснить границы, очерченные в статье 284.1 Уголовного кодекса, а также дать определения таких важнейших терминов, как «участие в деятельности нежелательной организации», «предоставление или сбор денежных средств или оказание финансовых услуг», «организация деятельности нежелательной организации» и «нежелательная организация». Кроме того, было бы полезно подробнее остановиться на криминогенных характеристиках статьи 284.1 Уголовного кодекса.
Требования, изложенные в статье 284.1 УК РФ, не соответствуют установленным ориентирам. В законе указано, что лицо должно привлекаться к административной ответственности, а не к административному наказанию. Более того, мы считаем, что уголовная ответственность за повторное правонарушение должна наступать только после совершения второго административного правонарушения в течение одного года, как указано в статье 4.6 КоАП РФ. Однако в статье 284.1 Уголовного кодекса РФ говорится о совершении третьего аналогичного деяния.
Примечание, прилагаемое к указанной статье, важно тем, что в нем изложены требования к освобождению от уголовной ответственности на основании одного законного основания - добровольного прекращения участия в нежелательной деятельности без совершения лицом каких-либо иных преступных действий. Для применения данного освобождения необходимо соблюдение всех критериев, указанных в статье 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе добровольное, окончательное и своевременное решение лица о прекращении такой деятельности.
Чтобы считаться добровольным, человек должен прекратить участие в деятельности по собственному желанию, без какого-либо внешнего влияния. Если к делу подключаются правоохранительные органы и человек прекращает свое участие, оно не может считаться добровольным. Окончательность означает, что лицо полностью прекращает свою преступную деятельность, а не просто приостанавливает ее до более удобного момента. Согласно статье 284.1 Уголовного кодекса РФ, лицо может отказаться от дальнейшего участия в преступной деятельности только своевременно. Окончательное оказание помощи в одном конкретном виде деятельности не освобождает лицо от уголовной ответственности. Примечание допускает только добровольный отказ от участия в нежелательной деятельности.
Отсутствие правовых норм о добровольном отказе является характерной чертой административного законодательства. Поэтому о возможности такого отказа можно говорить только после того, как физическое лицо дважды получило административное наказание по статье 20.33 КоАП РФ. Это происходит при совершении третьего административного правонарушения.
Примечание к статье 284.1 УК РФ допускает добровольный отказ, но его применение ограничено. Данная статья отличается от других в Особенной части УК РФ тем, что в ней предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности под страхом административной преюдиции, чего нет в других аналогичных нормах.
Таким образом, статья 284.1 считается уникальной по своей правовой форме и содержанию, но требует доработок.
1 Шевелева С.В. Специальное соучастие в организации деятельности нежелательной иностранной или международной организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnoe-souchastie-v-organizatsii-deyatelnosti-nezhelatelnoy-inostrannoy-ili-mezhdunarodnoy-organizatsii (дата обращения: 15.03.2023).
2 Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на проект федерального закона № 662902-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?0penAgent&RN=662902-6 (дата обращения: 15.03.2023).