Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания
По мере своего развития роль рекламы в современном мире стремительно возрастает. Сегодня реклама в качестве коммуникации не ограничивается лишь передачей информации об определено товаре или услуге. B силу особенностей современного общества, главным образом характеризующегося такой чертой как «массовость», реклама становится преобладающим фактором, оказывающим влияние на формирование потребительских убеждений, предпочтений и ценностей индивидов .
Реклама — это особая форма коммуникации. Отнесение рекламы коммуникативным процессам объясняется рядом функций, которые она
выполняет. Рекламная коммуникация обеспечивает передачу информации от рекламодателя к потребителю, оказывает воздействие на мировоззрение, как отдельного человека, так и общества в целом. Также реклама как коммуникация предполагает взаимодействие между потребителем и рекламодателем, иными словами, производство и распространение рекламы подразумевает ответную реакцию, определенный коммуникативный эффект. Основными особенностями рекламы как коммуникации являются массовость, экспрессивность, способность
к увещеванию и побуждению за счет специальной формы подачи и многократного повторения информации, обезличенность и общественный
характер.
Схема рекламной коммуникации в общих чертах повторяет известные социальные модели коммуникаций: коммуникатор; содержание коммуникации; средства коммуникации, каналы распространения информации; аудитория
(получатель), еë профиль, основные характеристики; эффекты коммуникации.
Первый компонент является отправной точкой, началом рекламной коммуникации. B качестве отправителя сообщения (коммуникатора) может
выступать не только отдельное юридическое или физическое лицо – заказчик рекламы у рекламного агентства, оплачивающий ее, но и рекламное агентство.
B качестве канала передачи сообщения может выступать один или несколько технологических способов трансляции информации: телевидение,
радио, пресса, Интернет, а также другие средства распространения рекламы (рекламные щиты, витрины магазинов, общественный транспорт, вывески и т. д.). Выбор оптимального канала передачи рекламного сообщения зависит от ряда факторов, а именно: численного охвата аудитории тем или иным каналом; специфики аудитории, использующей канал; частоты и периодичности прохождения информации по данному каналу и его стоимости.
Следующий компонент рекламной коммуникации – получатель сообщений, или целевая аудитория. Значительную роль в совершении успешного
акта рекламной коммуникации играют характеристики получателя: социальные, демографические, психологические, которые необходимо учитывать при построении рекламной коммуникации.
Одной из составляющих акта коммуникации является эффект коммуникации, под которым подразумевается в большинстве случаев изменение
поведения получателя рекламного сообщения. Называют три основных типа результатов коммуникации : изменение в знаниях; изменение установок, то есть изменение относительно устойчивых представлений аудитории; изменение поведения получателя информации.
При классификации рекламной коммуникации используется множество признаков. Рассмотрим некоторые из них
1. Заказчик рекламы (рекламодатель). B качестве рекламодателя могут выступать производители, торговые посредники, частные лица, правительства и другие общественные институты. ᱸ
2. Тип целевой аудитории. B зависимости от типа целевой аудитории выделяют: рекламу на сферу бизнеса (b-to-b); рекламу на индивидуального
потребителя(b-to-c);также в отдельный вид выделяют рекламу, направленную на правительство (b-to-g).
3. Концентрация на определенном сегменте рынка позволяет различать селективную рекламу (четко адресованную определенной группе потребителей); массовою рекламу (ненаправленную на определенный сегмент).
4. Размер территории, охватываемой рекламной деятельностью. Здесь выделяют следующие виды рекламы: локальную, региональную,
общенациональную, международную, глобальную.
5. Предмет рекламной коммуникации (то, что рекламируется), его характеристики определяют необходимость следующей классификации:
товарная реклама; престижная реклама (реклама, направленная на формирование имиджа фирмы); реклама идеи; реклама личности; реклама территории. Стоит отметить, что данная классификация достаточно условная. Между отдельными типами рекламы нет ярко выраженных границ.
6. Стратегическая цель, которую преследует рекламная кампания, позволяет выделить рекламу: формирующую спрос; стимулирующую сбыт;
способствующую позиционированию и перепозиционированию товара и т.д.
7. Виды рекламы в зависимости от цели (зависит от этапа жизненного цикла товара): первоначальная; конкурентная; напоминающая.