Анализ особенностей организации технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, влияющих на построение интегральной системы управления
В статье рассматриваются проблемы построения интегрированной системы управления на автомобильных предприятиях на основе процессного и системного подходов, моделирования в соответствии с требованиями Национальных и Межгосударственных стандартов на системы управления.
Ключевые слова: автомобиль, техническое обслуживание, ремонт, интегрированная система.
Проблема разработки и внедрения интегральной системы управления на автомобильных предприятиях связано с особенностями их работы.
Деятельность автомобильных предприятий имеет общие функции с предприятиями сферы материальных услуг ввиду большого объема работ.
Наличие сложной производственно-технологической структуры на предприятиях придает им свойства малых предприятий, которым присущи значительные отличия в создании и внедрении интегрированной системы
управления. Рассмотрим основные особенности автомобильных предприятий влияющих на построение ИСУ.
Техобслуживание - это целый комплекс производственных процессов, процессов менеджмента и предоставления услуг. По данным специалистов АДИ (ТУ) на территории России в ближайшие годы будут действовать следующие формы обслуживания автомобилей:
• дилерские предприятия (15-25% объемов работ);
• ремонтные предприятия (45-60%);
• мастерские транспортных предприятий (5-10%);
• самообслуживание (до 20-25%), которое также должно поддерживаться вторичным рынком (предоставление рабочих мест, оборудование, инструмент, информационное обеспечение и т.п.).
В основном предприятия имеют узкоспециализированные производства, в которых функционирует следующая модель: «закупка сырья
- производство - сбыт», ориентированная на установленный сектор оптовых потребителей. Однако с имеющейся узкой специализацией, например, ремонт агрегатов, автомобильные предприятия оказывают широкий спектр
услуг:
• подбор, заказ и доставка необходимых для ремонта оборудования, запасных частей и материалов;
• поиск, оценка, покупка новых и подержанных агрегатов;
• гарантийный ремонт;
• заправка, мойка, уборка и хранение;
• техническое обслуживание и ремонт автомобилей в течение их эксплуатации;
• инструментальный технический осмотр и подготовка к нему;
• продажа запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;
• техническая поддержка на линии, выезд к месту поломки, эвакуация;
• переоборудование и дооснащение, тюнинг автомобилей и агрегатов;
• сбор и утилизация отходов, образующихся при эксплуатации и ремонте;
• информационное обеспечение владельцев ;
• обучение и повышение квалификации персонала автотранспортных предприятий.
Особенности организации технического обслуживания и ремонта АТС, влияющих на уровень качества услуг:
• ограниченное время оказания услуг для снижения простоев автомобилей;
• неравномерный спрос на услуги;
• необходимость учета индивидуальных требований заказчиков;
• высокая квалификация персонала;
• окончательная оценка качества услуги потребителями в процессе эксплуатации.
К качеству работ ТО и Р автомобилей добавляется качество обслуживания, которое включает:
• своевременную и достоверную информацию и рекламу о составе, стоимости и особенностях выполнения услуг;
• достоверность получения услуг (удобное время);
• гарантия выполненных работ;
• выполнение требований заказчика;
• предоставление отчетности о выполненных работах;
Качество оказываемых услуг автомобильными предприятиями, зависит от следующих факторов:
• уровня организации технологического процесса (применение информационных систем и необходимого ПО, в том числе технологических карт с указанием трудоемкости операций, перечня необходимых запасных частей и материалов);
• технологического проектирования и оснащения предприятия технологическим оборудованием;
• высокая квалификации работников всех категорий;
• используемых запчастей (гарантия качество запасных частей, работа локальной сети базы данных, доставка в срок);
• методов управления автомобильным предприятием;
• организации маркетинговой деятельности;
• управления экономической деятельностью предприятия;
• аналитической деятельности предприятия;
• синхронизированной документальной базы;
• учёт требований рынка и нормативной документации.
Взаимодействие работников с физическими и химическими опасными и вредными производственные факторами:
• движущиеся механизмы, производственное оборудования;
• повышенные или пониженные температуры воздуха рабочей зоны;
• повышенный уровень шума на рабочих местах;
• повышенный уровень вибрации;
• недостаток естественного освещения;
Основным химическими факторами опасными и вредными для работника является работа с нефтепродуктами, загазованность воздуха рабочей зоны.
Техногенное и естественное воздействие автомобильных предприятий на окружающую среду включает в себя выброс вредных веществ, выбрасываемых стационарными источниками с отходящими газами, вентиляционным воздухом, стоками. Наибольший вред оказывают следующие вещества: оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа и
другие твердые частицы, свинец и его соединения, прочие тяжелые металлы.
Объекты и показатели экологического контроля на предприятиях:
• воздух, почва, вода;
• вредные факторы условий труда;
• законодательные акты;
• реагирующие меры по расследованиям несчастных случаев;
• проверка состояние оборудования, техническое обслуживание, ремонт, утилизация оборудования, и его безопасная эксплуатация.
Рисунок 1- Схема организации ТО и ремонта АТС с диагностикой на универсальной станции автосервиса
Вклад стационарных источников, находящихся на балансе предприятий, в загрязнение окружающей среды составляет 15-20%. Таким образом, производственно-техническая база автомобильных предприятий , предназначенная для проведения ТО и ремонта автомобилей, является одной из важнейших структур в части экологической безопасности
автотранспортного комплекса в целом. Поэтому наряду с главной целью - обеспечением заданного уровня качества ТО и ремонта и уровня производственной безопасности при проведении работ стоит также цель обеспечения собственной экологической безопасности.
Данные особенности автомобильных предприятий с учетом высокой конкуренции услуг могут привести к уходу потребителей или партнеров в случае негативной оценки качества услуг, росту эксплуатационных затрат в
случае ненадлежащего состояния экологической и производственной безопасности. На основании приведенных особенностей организации автомобильных услуг, схема взаимодействия процессов организаций будет
иметь следующую цепь: «организация работы с клиентами - подготовка производства работ - производство работ ТО и Р». Схема организаций автомобильного бизнеса, влияющие на создание интегрированной системы
управления приведены на рисунке 1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аринин И. Н. Моделирование процессов технического обслуживания и
ремонта автомобилей: Практикум / И. Н. Аринин, С. И. Коновалов. - Владимир:
Изд-во ВПИ, 2017.-88 с.
2. Баженов Ю. В. Проектирование предприятий автомобильного транспорта:
практикум: Учебное пособие для ВУЗов / Ю. В. Баженов. - Владимир: Изд-во
ВлГУ, 2018.-212 с.
3. Латышев М. В. Управление качеством в процессах автосервиса / М. В.
Латышев, А. Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. - 160 с.