Банковская система РФ
Банковская система выступает одним из важнейших компонентов, от которых зависит экономическая стабильность и безопасность каждого государства. В свою очередь уровень эффективности находится в зависимости от базовых условий, сформированных в определённом государстве.
За прошедшее десятилетие в России произошло много положительных сдвигов в области реформирования нормативной базы банковского надзора. Однако в то же время правовая среда, в которой на текущий момент функционируют российские надзорные органы, нуждается в последующей модернизации.
Есть очевидные противоречия в нормативных актах, которые следует пересмотреть Центральному банку РФ. Известно, что Банк России осуществляет выпуск огромного количества различных нормативных актов. В этой деятельности реализуются его функции. Само лишь перечисление функций наглядным образом подтверждает, что нормотворчество Банка очень обширно.
В то же время развитие банковского законодательства, кроме прочего, предусматривает улучшение нормативных актов Банка России. В противном случае станут появляться противоречия. Однако, различные противоречия всегда были и будут. Нет такой системы, которая оказалась бы в данном отношении идеальной. То есть противоречия будут сопутствовать любому развитию. При этом противоречия противоречию рознь. Их можно уменьшать, сводить к минимуму. В общем, весь вопрос заключается в их количестве и в качестве.
Главное - необходимо стремиться к тому, чтобы в общей системе нормативных актов банковского права не присутствовали логические противоречия.
Загроможденная старыми (еще являются действующими даже отдельные письма Госбанка СССР 80-х годов XX века) и новыми письмами Банка России, вся совокупность писем увеличивается без каких-либо разумных оснований для этого, осложняя использование банковского законодательства, и за счёт этого объективно формируя разнообразные лазейки для различных нарушителей банковских законов.
Приходится отмечать тот факт, что всё ещё не удалось решить важную проблему писем Госбанка СССР, определяющих нормы банковского права по таким важным вопросам, которые, вроде бы, можно было бы урегулировать с помощью нормативных актов Банка России, с учётом важности рассмотренных в них вопросов.
Специфика деятельности банковской системы в рыночной экономике выражается в необходимости организации регулирования и надзора. Во всех развитых государствах банковские системы выступают объектом повышенного надзора и контроля со стороны государства.
Действенный и качественный надзор требуется центральному банку, который в данной ситуации будет представлять интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика ещё не превратилась в норму деловых операций вовсе не всех банкиров. Отечественные банки допускают большое количество самых разных нарушений, причины которых такие:
1) нет в банках общей банковской политики и скоординированного управления возникающими рисками;
2) действия банков, нацеленные на искажение учёта и отчётности для сокрытия отрицательных ситуаций и приукрашивания показателей;
3) отсутствие проведения анализа кредитной и другой задолженности;
4) неэффективный контроль либо его отсутствие за работой своих филиалов;
5) неодинаковая трактовка банками действующего законодательства и нормативных актов, а порой и вовсе их незнание или откровенное игнорирование;
6) неот опыта или низкий уровень квалификации персонала;
7) плохая работа по организации необходимого внутреннего контроля.
Под надзор должны включаться все без исключения кредитные учреждения. Ко всем кредитным учреждениям, которые выполняют одинаковые виды деятельности, должны быть предъявлены равные требования. Там же, где требования могут либо должны быть дифференцированными, должны применяться стабильные и ясные правила дифференциации. Закон позволяет Банку России дифференцировать, при этом он не пользуется данным правом.
Следует отслежить не только формальное выполнение кредитными учреждениями различных правил, нормативов, требований, указаний, но и качественных характеристик в области их развития, что потребует проведение хорошего мониторинга и не менее качественной персональной аналитической работы.
У банков для эффективности должна вырабатываться политика и методы работы, в том числе строго выполнять важное правило - иметь дело исключительно с проверенными клиентами, что должно помогать повышению профессиональных и этических стандартов в финансовом сегменте.
Если надзор позволяет выявить важные проблемы на раннем этапе их развития, когда «ничего ещё не произошло», то основанием для применения к соответствующему банку определённых регулирующих мер воздействия необходимо признать непосредственную рискованную деятельность, а не только по факту состоявшееся нарушение.
Контроль лишь в форме документарных проверок абсолютно себя не оправдывает. Следует сочетать дистанционный (документарный) и контактный (проверка на месте) методы контроля. Контроль должен находиться в соответствии с адекватной проверкой. Малые банки с небольшим количеством операций объективно потребуют лишь технологического надзора, тогда как средние и крупные будут нуждаться в проведении углубленного анализа.
Основная задача надзорных органов — помочь сохранить работоспособность банка, как можно раньше определить причины вероятных проблем и оперативно содействовать их преодолению. Контроль над банком должен проводиться на основании учета операций всех его структурных подразделений.
Внешний контроль предусматривает использование двух основных инструментов — получение от банков отчётной документации и её дистанционный анализ; проверки различных банков на местах.
Документарный надзор за функционированием банков в России за последнее время получил должное развитие. При этом контролирующим органам необходимо от чисто формальных действий переходить к реальному оцениванию финансового положения банка в целом и его рисков.
В настоящее время надзор Банка России построен на основании единых экономических нормативов, не дифференцированных ни в соответствии с размерами и видами банков, ни в соответствии с их местоположением, что выступает негативным моментом в сфере внешнего контроля.
Для целей надзора Центральный Банк потребует предоставить громоздкие отчёты. Подготовка отчётов довольно дорого обходится банкам, при этом показатели и объём отчётности не считаются статильными, в них постоянно добавляются различные изменения, нередко задним числом. Итак, следует пересмотреть список применяемых для контроля различных экономических нормативов и определить значения упомянутых нормативов.
Банк во время проверки должен оказывать содействие её проведению. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение им предусмотренных обязанностей будет рассматриваться в виде противодействия осуществлению проверки.
Любой банк должен проходить проверку. При этом в Москве и в иных банковских центрах реализовать данное правило нереально при существующем количестве инспекторов. Соответственно, здесь нужны качественно другие подходы. С одной стороны, подобный подход может быть обусловлен реализацией важного принципа - «минимум рисков — минимум контроля», а с другой — банки без каких-либо признаков проблемности, видимо, могли бы проверяться исключительно дистанционно. Инспекторам по факту нечего делать и в банках, которые находятся в критическом финансовом положении, т.к. их следует ликвидировать.
Запрет на осуществление банком определённых операций, которые предусмотрены его лицензией, может вводиться в случае невыполнения им в предусмотренный срок предписаний о ликвидации нарушений, а также, если данные нарушения или осуществляемые банком операции сформировали настоящую угрозу интересам кредиторов.
Все отчёты и документы должны находиться в соответствии с тем, что есть по факту. Нередко банки стараются скрыть либо приуменьшить фактическое положение вещей. При выявлении недостоверности отчётных сведений надзорный орган немедленно использует самые сильные меры воздействия, в том числе подготовку ходатайства об отзыве у банка лицензии. Так, к примеру, 09.01.2014 ЦБ решил отозвать лицензию на ведение банковских операций у Новокузнецкого Муниципального Банка. НМБ не выполнял федеральные законы, регламентирующие банковскую деятельность, и нормативные акты ЦБ, был активно вовлечен собственниками в кредитование их личного бизнеса. Параллельно банк осуществлял высокорискованную кредитную политику, не формировал адекватные взятым на себя рискам резервы на вероятные потери по ссудной задолженности. Также, НМБ не обеспечил оперативное выполнение обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
Или ещё одна ситуация: 18.03.2014 ЦБ РФ решил отозвать лицензию на проведение различных банковских операций у московского коммерческого банка "Стройкредит", занимающего 180-е место в банковской системе РФ по размеру активов. В марте "Стройкредит" определил лимит выдачи вкладов в размере 100 тысяч рублей в день. ОАО КБ "Стройкредит" осуществлялась высокорискованная кредитная политика, кредитное учреждение осуществило существенные инвестиции в паевой инвестиционный фонд, учёт которых производился по значительно завышенной цене.
Основной целью надзорной деятельности, реализуемой Центральным банком РФ, считается сохранение стабильности банковской системы и обеспечение защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В нашей стране, как и во всем мире, есть важная проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. При этом если Центральный банк проявляет интерес в области развития и укрепления системы контроля и надзора, то некоторые коммерческие банки считают, что это помешает успеху ведения их бизнеса. В итоге они специально дезинформируют надзорные органы, а в случае появления такой необходимости через органы государственной власти или СМИ вызывают помехи работе Центрального банка.
Банк России должен оперативным образом применять по отношению к кредитным учреждениям адекватные меры влияния за любые попытки с их стороны скрыть фактическое положение дел.
Итак, можно прийти к выводу о том, что государственный финансовый контроль находится в настоящее время в неудовлетворительном состоянии, т.к. несмотря на весь позитивный опыт, который имеется в области борьбы, эта деятельность, не доведена до логического конца. На этой стадии в России ещё не сформированы предварительные условия для осуществления успешного надзора и взаимодействия.
Несмотря на весьма подробную регламентацию деятельности Банка по отношению к остальным кредитным учреждениям, ЦБ занимается постоянной работой по улучшению процесса работы с этими институтами финансово-кредитной сферы.
Действия ЦБ в области улучшения банковского регулирования и надзора нацелены на обеспечение дальнейшего развития содержательного банковского надзора. Миссия текущего надзора должна обозначаться таким образом: «Создание нормативной и правовой среды для оптимизации качества и эффективности управления банковским риском с целью повышения устойчивости и надежности банковской системы».
Решение этой задачи предусматривает, в частности:
- продолжение деятельности, нацеленной на улучшение качественных характеристик банковского капитала, корректировку финансовых ресурсов, сформированных с применением схем фиктивной капитализации и предотвращение применения подобных схем;
- завершение деятельности по формированию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), основывающейся на модели развития ситуации в кредитном заведении, и введение данной системы в надзорную практику;
- улучшение надзора на консолидированной основе, в том числе проведение анализа рисков, принимаемых кредитными учреждениями в пределах взаимоотношений с организациями и населением;
- предоставление ЦБ законодательно зафиксированного права оценивать работу кредитных учреждений и принимать определённые решения надзорного характера на основании профессионального (содержательного) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, в том числе внутрибанковские системы управления и контроля над рисками, прозрачность структуры собственности.
- введение в надзорную практику института кураторов, что в целом будет отвечать задачам развития содержательного элемента надзора.
Улучшение надзора предполагает не только своевременного и оперативного использования адекватных мер оказания воздействия по факту нарушений, но и способности предотвращать само нарушение с помощью непрерывного контроля над банковскими рисками через оценивание качества деятельности менеджмента банка. В то же время крайне важна ответная положительная реакция со стороны различных кредитных учреждений, готовность пойти на открытый диалог и активное взаимодействие.
Среди внутренних факторов, воздействующих на стабильность обособленных банков или всей банковской системы в общем, следует отметить низкий профессионализм высшего менеджерского состава банков, принимающего ключевые управленческие решения, но нередко не обладающего финансовым или хотя бы экономическим образованием. Как раз от уровня квалификации, опыта и честности высших руководителей, а также от глубокого понимания и знания собственного дела и, что является очень важным, доверия и уважения к надзорному органу будет зависеть эффективность использования систем и процедур управления возможными рисками, адекватность проведения внутреннего контроля и, в конечном счёте, безопасность и стабильность самого банка.
Банковская система осуществляет важную функцию посредника, аккумулируя финансовые ресурсы государства, организаций и предприятий, граждан и предоставляя их государству, предприятиям и гражданам. Ослабление сформировавшейся банковской системы каждого государства, как развитого, так и развивающегося, является угрозой для финансовой стабильности как в этом государстве, так и за его пределами. Потребность в укреплении финансовой системы оказывается проблемой, привлекающей всё большее внимание во всём мире.
Банк России в предстоящий период обеспечит сохранность преемственности выполняемых принципов денежно-кредитной политики и планирует закончить переход к режиму таргетирования инфляции. Приоритетной задачей выступает обеспечение ценовой стабильности, т.е. сохранение стабильно невысоких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика станет помогать достижению более общих экономических задач, таких как обеспечение необходимых условий для стабильного и сбалансированного экономического роста и сохранение финансовой стабильности. Процентная политика будет иметь важнейшее значение.
В среднесрочной перспективе важная стратегическая задача - выстраивание более эффективного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также увеличение доверия к Банку России как органу, который отвечает за ценовую стабильность.
Одной из главных задач Банка России в среднесрочной перспективе останется обеспечение финансовой стабильности. При этом банковская система выступает главным элементом передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Итак, финансовая стабильность является обязательным условием нормального функционирования денежно-кредитной политики.
В рамках увеличения гибкости курсовой политики предполагается поэтапный переход к формированию денежного предложения в значительной мере с помощью рефинансирования кредитных учреждений со стороны Банка России при уменьшении воздействия динамики чистых международных резервов.
Работа Банка России по улучшению банковской системы и банковского надзора будет определяться требованиями отечественного законодательства и задачами по улучшению стабильности банковской системы России и увеличению степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Дополнительное внимание станут уделять проблематике устойчивости банков, которые обладают системным значением.
Банк России станет продолжать улучшение регулятивных требований к оцениванию возможных рисков, в том числе по различным сделкам, которые ведут к увеличенной концентрации рисков. Станет продолжаться работа по развитию и реализации содержательных подходов к оцениванию экономического положения банков для определения проблем в их работе на ранних этапах появления и своевременного использования требуемых корректирующих мер.
Банком России станут предприниматься меры по последующему увеличению успешности функционирования банковского сектора в области противодействия легализации доходов, которые были получены преступным способом, и финансовому обеспечению терроризма.