Экономическое содержание и развитие инвестиционной инфраструктуры регионов

1.1 Понятие инвестиционной инфраструктуры

С латинского языка слово invest переводится как «вкладывать». Понятие «инвестиции» - совокупность денежных ресурсов, трудовых и материальных затрат, которые направлены на расширение воспроизводства во всех отраслях народного хозяйства основных фондов. Осуществлять капитальные вложения можно и за границей, и внутри страны в самые разные отрасли экономики.

Видов инвестиций существует несколько. Они могут быть не только финансовыми, но и реальными, интеллектуальными.

Под реальными инвестициями понимается вложение частной компанией или государством капитала в какое-то предприятие или отрасль экономики, в результате которых приращивается наличный капитал или образуется новый (товарно-материальные запасы, оборудование, строения и так далее).

Финансовые инвестиции – вложения частного или государственного капитала в банковские депозиты и ценные бумаги, например, облигации, акции. Прирост реального капитала в данном случае отсутствует, происходит только передача или покупка титула собственности. Это передаточные или трансфертные операции.

Интеллектуальные инвестиции – совместные научные разработки, передача «ноу-хау», лицензий, опыта, подготовка в научных учреждениях специалистов нужного профиля и тому подобное.

В понятие инвестиционных ресурсов входят все произведенные средства производства, то есть используемые в производстве услуг и товаров, доставке к конечному потребителю их сбытовая сеть, транспортные, складские, фабрично-заводские средства, оборудование, машины, различный инструмент.

Инвестирование – процесс, посредством которого в объекты непроизводственной и производственной сфер народного хозяйства трансформируются ресурсы.

Средства производства, или инвестиционные товары от потребительских отличаются тем, что потребности последние удовлетворяют непосредственно, а первые – косвенно, так как обеспечивают собой производство потребительских товаров.

Инвестиции по своему содержанию представляют собой капитал, с помощью которого национальное богатство умножается. Но при этом нужно учитывать, что деньги термин «капитал» не подразумевает. О «денежном капитале» при этом часто говорят экономисты и менеджеры, когда имеют в виду деньги, направляемые на покупку средств производства, например, оборудования, машин. Но при этом сами деньги производить ничего не могут, поэтому экономическим ресурсом считать их нельзя. Реальный капитал – строения, оборудования, машины, инструменты и прочие производственные мощности, то есть экономический ресурс. Таким ресурсом не может являться финансовый капитал, то есть деньги.

Инвестиции дают возможность в будущем больше потреблять. Не используемые, а откладываемые в запас в текущем периоде потребительские блага – одна часть инвестиций. Направленные на расширение производства ресурсы, например, вложение в сооружения, машины или строения, являются другой частью инвестиций.

Под инвестициями, таким образом, следует понимать направленные на увеличение реального общественного капитала экономические ресурсы. Они идут на модернизацию или расширение производственного капитала. Связано это может быть со строительством мостов, дорог, прочих сооружений, приобретением транспорта, строений, машин и так далее.

В государственной экономической системе инвестиции выполняют очень важную структурообразующую функцию. От выбора отраслей для вложения инвестиционных средств зависит будущая структура экономики. Например, на металлургические заводы может приходиться большой объем инвестиций или, наоборот, на расширение занимающихся легкой текстильной промышленностью комбинатов.

В основном частные инвестиции сосредоточены полностью на получении быстрой прибыли. Уровень инвестиционной предпочтительности предприятия, подотрасли, отрасли определяется уровнем их прибыльности.

В доминирующих случаях на практике прибыльность является определяющим приоритетность инвестиций самым важным структурообразующим критерием.

Прежде всего негосударственные источники инвестиций обычно направляются в имеющие быструю оборачиваемость капитала высокорентабельные отрасли. «Недоинвестированными» остаются имеющие медленную окупаемость вложений сферы экономики, что приводит к дефляции в конечном итоге. К инфляции приводит избыточное инвестирование отрасли.

Эффективная стратегия в области осуществляемых правительством финансово-бюджетных и кредитно-денежных мероприятий, государственных расходов, налогов должна регулировать эти имеющиеся к экономической политике крайние полюсы.

Еще один немаловажный вопрос, который необходимо затронуть, рассматривая вопросы привлечения инвестиций и механизмов их привлечения - это конечная цель привлечения инвестиций. Государственной задачей является повышение качества жизни, которая может быть достигнута за счет экономического роста.

Несомненно, привлеченные при помощи различных механизмов инвестиции в регионы положительно сказываются на снижении безработицы, росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

Для более эффективного процесса привлечения инвестиций в регионе создается инвестиционная инфраструктура. В переходной экономике становление инвестиционной инфраструктуры представляет большую трудность, поскольку многие стороны данного процесса имеют слабое теоретическое обоснование, возникают сложности из-за не сложившейся системы управления и не развитости рыночного механизма.

Выделение инфраструктуры как относительно случайный набор элементов – методологический принцип, который используется в большинстве работ. Это может быть совокупность учреждений и предприятий или комплекс отраслей, которые обеспечивают решение связанных с привлечением инвестиций хозяйственных задач.

Рассматриваемая как ряд выполняющих между предпринимателями и инвесторам роль посредников инвестиционных институтов определяется и инвестиционная инфраструктура.

Полагаем, что понятие инвестиционная инфраструктура несет в себе специфичность предназначения, самостоятельность существования и сложность содержания.

В инвестиционной системе инвестиционная инфраструктура является достаточно специфичным элементом. Несмотря на то, что он располагается «под» системой, этой системе он принадлежит, поскольку одновременно обособлен от нее и выступает как ее своеобразное основание. Своими собственными элементами представлена инвестиционная структура как одна из наиболее важных характеристик всей системы. Общие черты имеются у структуры инвестиционной системы и инвестиционной инфраструктуры. Они обе являются элементами и принадлежат одной системе, несут экономическое содержание этой системы. Цель движения у них одинаковая – сделать возможным эффективное использование денежных средств и их аккумулировать.

«Инвестиционная инфраструктура» как экономическое явление представляет собой отношения, которые реализуются в процессе совершения увеличения капитала. Сбережения служат началом этого процесса. Они могут быть государственными, предпринимательскими, личными. Инвестиции становятся конечным пунктом. Они характеризуются как совокупность трансформирующихся в накопление капитала средств. Обслуживание движения к инвестициям от сбережений, по сути, и есть носящий название «функционирование инвестиционной инфраструктуры» экономический процесс. В данном случае корреспондирующие с предложением и спросом инвестиционных товаров средства выступают в качестве объекта движения.

Для вовлеченных в процесс становления инвестиционной инфраструктуры общими качествами являются: разобщенность собственников или владельцев денежных ресурсов; разный технический потенциал и инвестиционные возможности принимающих участие в процессе. Развитие инвестиционной инфраструктуры зависит от указанных факторов. Они могут тормозить или ускорять развитие инвестиционной системы и инвестиционной инфраструктуры.

Указанное говорит о том, что становление инвестиционной инфраструктуры является особым экономическими процессом. Он имеет свои закономерности и тенденции, собственное экономическое содержание. Свое выражение они находят в повторяющихся и устойчивых связях между видами деятельности.

Процесс становления инвестиционной инфраструктуры организуют такие связи. Благодаря им он приобретает устойчивый и закономерный характер, становится более последовательным и упорядоченным. От потребностей предпринимателей и инвесторов зависят оказываемые инфраструктурными объектами услуги. В становлении инвестиционной инфраструктуры основной закономерностью становится именно это. Экономическим законом становления инфраструктуры инвестиций можно считать соотношение данных явлений. Свое проявление действие закона находит через направленную на привлечение инвестиционных средств деятельность хозяйствующих субъектов, через предоставление информации о цене, обеспечении постоянного притока, предъявлению этих средств предпринимателям.

Становление инвестиционной инфраструктуры происходит по объективным законам. В них отражается зависимость качественных и количественных характеристик разных видов деятельности субъектов, а также качественное и количественно содержание потребностей в таких услугах. Реализация такой зависимости происходит через организационный механизм. На разных уровнях хозяйствования процессы становления инфраструктуры взаимодействуют в зависимости от организационного механизма. Взаимная зависимость их проявляется и реализуется и через показатели количественные: число предложений инвестиционных товаров, величина спроса, депозитные банковские ставки, кредитные ставки процентов, объемы займов и так далее.

Более организованным и простым процесс эволюции также делает складывающий во время реализаций функций инфраструктуры организационный механизм. Экономический смысл этому механизму придают его функции. По этой причине можно говорить о том, что у инвестиционной структуры присутствует организационно-экономический механизм.

Состояние экономики влияет на эволюцию инвестиционной инфраструктуры. В частности, без притока инвестиций туманными являются перспективы роста экономики. Если эффективная инвестиционная структура отсутствует, получить этот приток нельзя. Обществу при этом необходима достаточно совершенная инвестиционная структура, в которой имеются определенные механизмы для саморегулирования. Целый комплекс различных проблем может быть решен благодаря ей. Это и экологические проблемы, и диспропорции в развитии некоторых регионов, и стабильность финансовой системы, и баланс доходности и рисков, и развитие малого предпринимательства.

1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры

Для экономического роста основным фактором является инвестиционная активность. Зависит она от развития деловой инфраструктуры, наличия стратегических инвесторов и эффективных собственников, монополизации ведущих отраслей производства, соотношения спроса и предложения, динамики финансовых и экономических процессов.

Для достижения экономического роста в деятельности органов власти страны одним из основных направлений должно быть проведение в инвестиционной сфере экономики коренных преобразований.

Решить указанную проблему в современных условиях можно только при оптимальном сочетании активного и гибкого воздействия на всех экономических уровнях на процесс со стороны государства и рыночного механизма регулирования.

С одной стороны, первостепенной задачей необходимо признать разработку эффективного воздействия на инвестиционную деятельность государственного механизма. С другой стороны, необходимо все экономические стимулы использовать максимально полно, выявить точки взаимодействия принимающих участие в инвестиционном процессе лиц и организаций.

Особое значение проводимой в регионах инвестиционной деятельности придает неравномерное развитие регионов. Необходимо, чтобы с общими для государства экономическими и социальными приоритетами она пребывала в органическом единстве. Естественно, строго идентичной в разных регионах подобная деятельность быть просто не может. Большое количество экономических, социальных, географических, природных и прочих факторов, которые присущи регионам, предопределяет разнообразие деятельности по масштабам, приоритетам и направленности инвестирования.

Как показывает проведенный анализ проблем привлечения в экономику инвестиций, самые большие сложности создают:

- отсутствие стройной правовой, организационной и финансовой среды на рынке капиталов и конкуренции, что не дает возможность работать в привычных условиях частным инвесторам, инвестиционным фондами и иностранным финансовым компаниям;

- очень сложное состояние предприятий, которые в большинстве своем пребывают в крайне тяжелом финансовом положении, неспособность продемонстрировать потенциальные возможности управленцев предприятий, показать инвесторам, каким образом будет достигнут рост доходов и как будет обеспечено преодоление текущего кризиса;

- слабая подготовка технических документов и экспертная база;

- недостаточная надежность и развитость региональных и государственных систем гарантий защиты интересов инвестора;

- отсутствие на практике убедительных финансовых схем и финансовых инструментов для сопровождения инвестиций;

- визовые и консульские проблемы, далекая от совершенства социальная инфраструктура;

- недостаток связи современного уровня;

- нехватка квалифицированных кадров;

- неразвитость финансово-кредитной системы;

- высокий уровень коррупции и преступности;

- проблемы регулирования работы таможни;

- несовершенство системы налогообложения и нормативной базы;

- отсутствие стабильности на рынке;

- низкий инвестиционный рейтинг.

Необходимо изменить на двух основных уровнях факторы, чтобы улучшить инвестиционный климат.

На международном уровне необходимо обратить внимание на:

- наличие программ содействия международного уровня;

- наличие спроса на виды продукции, которые являются новыми для рынка;

- конъюнктуру сырьевого рынка;

- эффективность и объем инвестиций.

На региональном уровне работать необходимо над следующими вопросами:

- наличие таких элементов деловой инфраструктуры как информационные службы, фондовые структуры, центры проектного финансирования, инжиниринговые и консалтинговые компании и так далее;

- наличие в регионе трудовых и прочих ресурсов в достаточном количестве;

- наличие необходимой для осуществления инвестиционного климата на приемлемом уровне развитой инфраструктуры (личная безопасность, защита имущественных прав, банковская сеть, телекоммуникационные сети, сервис и тому подобное);

- экономическая и политическая стабильность;

- наличие льгот в налогообложении;

- право репатриации прибыли;

- предоставление инвесторам системы гарантий;

- нормативно-законодательная база.

Для роста инвестиционной активности непременным условием является реализация комплекса мер, направленных на согласование бюджетно-налоговых, кредитно-денежных и ценовых регуляторов с технологической и натурально-вещественной производственной структурой.

При проведении анализа развития научных исследований в сфере определения привлекательности региона с инвестиционной точки зрения, практики расчетов этого показателя, становится видно, что понятия «инвестиционная активность», «инвестиционный климат», «инвестиционная привлекательность» в теоретическом плане исследованы недостаточно.

Считаю, что категория «инвестиционный климат» в экономической литературе применяется как объединяющая в себе «инвестиционную активность» и «инвестиционную привлекательность». Характеризуется эта категория совокупностью разнообразных объективных условий привлечения инвестиций, а также степенью реализации через активную инвестиционную деятельность имеющихся возможностей.

Можно рассматривать инвестиционную привлекательность региона как возможность для инвестора достичь своевременно своих целей на базе показанных объектом инвестирования экономических результатов деятельности. По функциональной зависимости существует связь между инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью определенного региона. Степень реального использования инвестиционного потенциала региона хозяйствующими субъектами можно узнать, если сопоставить с инвестиционной привлекательностью фактическую инвестиционную активность.

Потребность в разработке для оценки инвестиционной привлекательности региона в условиях рынка для разных инвесторов концептуального подхода, таким образом, является ярко выраженной. Следующие положения должны лежать в его основе:

- аккумуляция свидетельствующих об инвестиционной привлекательности региона показателей;

- применение при выборе обоснованного круга показателей инвестиционной привлекательности конкретного региона принципа комплексности, показатели должны оценивать инвестиционную привлекательность объективно, в управлении инвестиционным процессом полученные результаты должны быть возможными для использования;

- применение принципа системности, который дает возможность исследовать инвестиционную привлекательность конкретного региона как целостность одновременно совместимых и разнокачественных взаимодействующих элементов, для которых можно зафиксировать определенную структуру, отражающую существенные связи;

- ориентация на потенциальных инвесторов, то есть базироваться при построении модели для оценки инвестиционной привлекательности конкретного региона нужно на удовлетворении потребностей инвесторов разного типа.

Оценка инвестиционной привлекательности региона в некоторых случаях проводится по одному показателю или ограниченному их набору.

Методика составления для региона комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности была разработана с учетом имеющегося отечественного и иностранного опыта.

Рассматривался инвестиционный климат региона как включающая в себя при ключевых подсистемы комплексная характеристика. Указанные подсистемы – это:

Инвестиционный потенциал – совокупность сфер приложения капитала и факторов производства, которые имеются в регионе.

Инвестиционный риск – совокупность факторов риска для инвестирования, имеющих переменный характер.

Законодательные условия – обеспечивающая для инвестора стабильность деятельности правовая система. В зависимости от законодательства находится не только степень инвестиционного риска. Также оно регулирует порядок использования составляющих инвестиционный капитал региона факторов производства, возможность инвестирования в те или иные отрасли и сферы.

Инвестиционный капитал является количественной характеристикой, в которой учитываются потребительский спрос населения, насыщенность факторами производства (инфраструктурой, основными фондами, рабочей силой, природными ресурсами и тому подобным), макроэкономические и прочие показатели. В основе расчета лежат абсолютные статистические показатели.

Следующие интегрированные виды входят в совокупный потенциал региона:

1. Финансовый, который находит свое выражение в общей сумме налоговых и прочих поступлений с этого региона в бюджетную систему.

2. Институциональный, то есть степень развития в регионе ведущих институтов рыночной экономики.

3. Трудовой, расчет которого проводится по данным о количестве экономически активного населения, имеющемся уровне их образования.

4. Инновационный, рассчитываемый с учетом регионального комплекса научно-технической деятельности.

5. Инфраструктурный, расчет которого осуществляется на основе оценки инфраструктурной насыщенности и экономико-географического положения рассматриваемого региона.

6. Потребительский, то есть имеющаяся у населения региона совокупная покупательная способность.

7. Производственный, то есть совокупный результат хозяйственной деятельности населения рассматриваемого региона.

8. Ресурсно-сырьевой, расчет которого осуществляется на основании средневзвешенной обеспеченности балансовых запасов основных видов природных ресурсов на территории региона.

Инвестиционный риск является оценкой вероятности потерять инвестиции и полученный от них доход. Риск – это качественная, вероятностная характеристика. По отношению к региону следующие виды риска могут быть выявлены:

1. Законодательный – совокупность регулирующих на территории региона экономические отношения норм: местные ограничения, льготы, налоги и тому подобное.

2. Финансовый, то есть отражающий совокупные финансовые результаты работающих в регионе предприятий и напряженность бюджета региона.

3. Экологический, для расчета которого используется интегральный уровень загрязнения окружающей среды.

4. Криминальный, определяющийся уровнем преступности и тяжестью совершаемых в регионе преступлений.

5. Социальный, отражающий уровень социальной напряженности в регионе.

6. Экономический, отражающий динамику региональных экономических процессов.

7. Политический, который зависит от политической полярности жителей региона и устойчивости власти в регионе.

Основанная на сочетании экспертного и статистического подхода оригинальная методика была разработана для составления рейтинга.

Из всех относящихся к какому-либо виду риска статистических показателей и потенциала на первом этапе были выделены с применением корреляционного анализа индикативные показатели. После вклад в величину соответствующего риска или потенциала каждого индикативного показателя был определен с помощью факторного анализа.

Методом кластерного анализа на последнем этапе ранжированные по риску и потенциалу, относящиеся к различным видам законодательного климата регионы были по характеру инвестиционного климата объединены в группы.

Для каждого региона интегральный рейтинг рассчитывался по инвестиционному потенциалу как средневзвешенное значение по экспертным весам удельного веса региона по относящимся к каждому из видов потенциала, перечисленных выше, показателям. Наибольший потенциал региона приносил ему рейтинг «1». Если несколько регионов имели равные фактические значения показателей, среднегрупповой значение рейтинга присваивалось всей группе. Восемьдесят пятый рейтинг присваивался регионам в том случае, если какой-либо признак отсутствовал.

Для каждого региона рассчитывался интегральный рейтинг по уровню инвестиционного климата на основе средневзвешенных отклонений от среднероссийских значений выбранных показателей риска. Получивший наименьший риск регион получал значение рейтинга по риску «1». Если у нескольких регионов получались равные фактические значения показателей, среднегрупповое значение рейтинга присваивалось всей группе.

1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры

Для привлечения инвестиций обязательным условием является наличие инвестиционной инфраструктуры.

Необходимо активно привлекать консалтинговые, финансово-кредитные и прочие организации к реализации на территории региона инвестиционной политики на конкурсной основе, чтобы сформировать систему для обслуживания инвестиционного процесса.

Администрация региона по отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры должна направить свои усилия на:

- содействие в создании лизинговых, финансово-инвестиционных организаций, создание для накопления ими инвестиционного капитала благоприятных условий;

- привлечение к разработке регламентирующей на территории региона развитие инвестиционной деятельности, оказанию услуг предприятиям по поиску инвесторов, подготовке инвестиционных проектов аудиторских, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков;

- консолидацию для реализации инвестиционной программы инвестиционного потенциала региона.

В части реализации программ инвестиций взаимодействие с инвестиционными институтами администрации региона предлагается строить на основе агентских отношений.

Чтобы на территории региона обслуживание инвестиционной деятельности было всесторонним, сконцентрировано внимание администрации должно быть прежде всего на развитии фондового и страхового рынков. Концепцию развития в регионе страховой деятельности нужно разработать для развития страхового рынка. Она должна быть направлена на обеспечение страховой защиты объектов инвестиционной деятельности и инвесторов, обеспечение притока в реальный сектор экономики от страховых компаний инвестиционных ресурсов.

Чтобы использовать при проведении инвестиционной деятельности страхование, необходимо создать в регионе страховую инфраструктуру. На территории региона она должна стать инструментом для осуществления страховой защиты инвестиционных проектов и программ.

В направлении интеграции в единую инфраструктуру фондового рынка региона должно идти развитие фондового рынка региона, который является инструментом для эффективного распределения и мобилизации инвестиционных ресурсов.

Необходимо решить следующие задачи в этом направлении:

- содействовать созданию и развитию расчетно-клиринговой палаты, депозитария в регионе, так как они являются элементами инфраструктуры рынка ценных бумаг;

- развивать на основе международных стандартов и новейших технологий высокотехнологическую инфраструктуру фондового рынка, обеспечить создание системы раскрытия информации о профессиональных участниках и эмитентах рынка ценных бумаг, «прозрачного» фондового рынка, которые станут основой для защиты прав инвесторов.

В вопросах организации встреч с предпринимателями потенциальных инвесторов, семинаров, выставок, информационном обслуживании по разным аспектам деятельности предприятий, разработки инвестиционных проектов, поиска инвесторов может привлекаться торгово-промышленная палата региона, если присутствует соглашение о сотрудничестве. Это способствует реализации региональной инвестиционной политики.

Не достаточно эффективной будет любая направленная на улучшение инвестиционного климата деятельность, если не будет четко разработана программа привлечения инвесторов в регион. Она должна включать в себя обоснованную стратегию привлечения инвестиций и программу маркетинга. Только случайный характер без этого будут носить попытки привлечь в регион инвесторов. Методы и принципы организации на региональном уровне инвестиционного рынка, рынка инвестиционных проектов сформулированы должны быть четко.

Осуществляемое в рамках единой политики государства управление инвестиционной деятельностью опирается на совокупность представлений и знаний о том, какие перспективы развития имеются и в каком состоянии находится инвестиционный рынок, который является специфичной сферой рынка. Инвестиционный рынок – комплексная аграрная категория, которая охватывает сложный симбиоз представляющих для различных участников инвестиционной деятельности реальный интерес объектов инвестирования. Роль субъектов рыночной среды отводится таким участникам.

Инвестиционный рынок имеет довольно обширный субъектный состав. В него входят:

- физические и юридические лица других стран;

- выступающие в качестве индивидуальных самостоятельных субъектов граждане;

- международные организации;

- ведущие подрядные работы компании;

- компании инфраструктуры национального рынка;

- конечные пользователи объектов инвестиционной деятельности;

- негосударственные кооперативные заказчики;

- государственные организации и институты.

Осуществлять свою инвестиционную деятельность они могут за счет внутрихозяйственных резервов инвесторов и собственных финансовых ресурсов; облигационных займов, бюджетных и банковских кредитов, то есть заемных средств; привлеченных финансовых средств; централизуемых профессиональными объединениями денежных средств; инвестированных ассигнований из местного, регионального и федерального бюджетов; портфельных или прямых иностранных инвестиций.

Частным, корпоративным и государственным инвесторам возможности обеспечиваются равные, создаются условия для реализации их интересов с точки зрения стремления к укреплению в определенной области инвестиционной сферы своих позиций и эффективности вложения средств.

Два типа объектов инвестирования можно выделить, если проанализировать структуру инвестиционного рынка. Это могут быть представленные на рынке реального инвестирования объекты и являющиеся инструментами финансового инвестирования объекты. Указанные виды формируют собой две рыночные сферы, которые являются относительно самостоятельными. В их составе выделяют денежный рынок, фондовый рынок, рынок других объектов, рынок недвижимости, рынок приватизируемых объектов, рынок прямых капитальных вложений.

Рынок капитальных вложений остается одним из наиболее важных и значимых сегментов национального рынка. Капитальные вложения всех видов являются на этом рынке формой инвестирования. Это могут быть вложения в техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, новое строительство.

Для инвестиционного рынка целевая ориентация заключается в формировании регулирующего действия участников сделок по инвестициям механизма и эффективном его использовании. Для данного рынка функционирование обеспечивает собственная инфраструктура. Она подразделяется на инвестиционную и институциональную инфраструктуры. Регламентирующие инвестиционную деятельность правила внедряются и определяются в их рамках. Рынок объектов реального инвестирования занимает в структуре инвестиционного рынка определяющее место.

Инвестиционные проекты, которые представлены на рынке, являются выразителем потребностей в инвестициях. Они отражают потребности конечных потребителей объектов, которые проектируются. Процесс сегментации в связи с этим целесообразно ориентировать в сторону совокупности нуждающихся в инвестициях и образующих собой рыночную сферу инвестиционных проектов. Она может быть идентифицирована в качестве рынка конкретных проектов для инвестиций.

Базироваться сегментация рассматриваемого рынка инвестиционных проектов должна на определенных ключевых принципах. Принцип комплексности является первым из них. Критерии для сегментации рынка применяются разнообразные. К уменьшению их количества стремится практика сегментирования. Двумя критериями можно ограничиться при предельной степени агрегирования:

- эффективность с социально-экономической точки зрения;

- стратегическая значимость.

Широкая совокупность факторов рассматривается при проведении анализа стратегической важности инвестиционных проектов. Это научно-технические, технологические, территориальные, отраслевые критерии. В единую агрегированную структуру сводятся выстроенные в ряд сегментные структуры за счет использования экономико-математических методов.

В отражающей экологические, социальные и экономические проблемы, иерархические уровни среды экономики симбиозной форме представляется характеристика инвестиционных проектов с точки зрения социально-экономической эффективности.

Выбор целевого сегмента является в процессе сегментации логичным продолжением. В этом случае целевым сегментом становится тот инвестиционный проект, который по сравнению с другими обеспечивает наибольшие преимущества для инвестора. Отражаться преимущества могут разными показателями, которые при выборе целевого сегмента и сопоставлении альтернатив выступают как критерии. Можно выделить такие характеристики и показатели для оценки:

1. Предполагаемое положение на территориальном и отраслевом рынке проектируемого объекта. В этой характеристике находит свое отражение стратегическая позиция объекта, а также его возможности в длительной перспективе удовлетворять потребности конечных пользователей.

2. Степень поддержки проекта со стороны государства. Она не только гарантирует повышение прибыли и возврат вложенных средств инвестора, но и создает для его деятельности по широкому кругу направлений благоприятные условия.

3. Уровень стабильности внешней среды. Определить его можно с помощью проведения анализа динамики внешних факторов, а также их способности возможности для реализации проекта каким-либо образом ограничить.

4. Зависящий от ожидаемых издержек и прибыли планируемый уровень рентабельности инвестиционного объекта.

Проводя анализ предполагаемого положения в рыночной среде проектируемого объекта очень важно оценить уровень конкуренции объективно, так как он является одним из самых важных обуславливающих выбор целевого рынка факторов.

Следующие процедуры нужно провести при выборе на рынке инвестиционных проектов целевого сегмента. Оценить необходимо:

- потребительскую привлекательность проектов для инвестиций;

- факторов в среде рынка;

- уровень рентабельности;

- потребительский спрос пользователей.

Рынок инвестиций с позиций свойственного современной экономической науке системного подхода является сложным системно-организационным образованием, которое взаимодействует и имеет структурные связи с внешней средой.

Подверженная воздействию многих внешних факторов инвестиционная система испытывает со стороны профессиональных общественных объединений, муниципальных, региональных и федеральных органов управления непосредственное воздействие. В качестве полноправных участников рынка инвестиций эти субъекты рассматривать позволяет очень сильное влияние, игнорировать которое невозможно. Для находящихся на разном уровне органов государственного управления основными функциями являются организация деятельности всех участников рынка и ее регламентация. Все должно соответствовать имеющимся в инвестиционной системе единым целевым ориентирам.

В условиях переходной экономики органы государственного управления получают совершенно особый статус, так как происходит переход от основанного на запретительно-разрешительных механизмах «жесткого» административного воздействия к сочетающей в себе элементы правового воздействия со стороны государства и рыночную ориентацию гибкой системе управления инвестициями.

В отношении потенциальных и реальных инвесторов, стратегически значимых инвестиционных проектов, территорий и отраслей протекционизм со стороны государства в условиях, когда инвестиционная активность ограничена, является неизбежным. Идее свободных рыночных отношений такой протекционизм не противоречит. Рассматривать его следует как условие для появления предпосылок к тому, что инвестиционные процессы будут действовать эффективно.

Иностранные инвесторы, то есть представители других государств являются активными участниками инвестиционной деятельности. Они могут быть партнерами отечественных структур предпринимательства или же самостоятельными инвесторами.

Вопросам обоснования решений об инвестициях принадлежит особая роль среди всех проблем по управлению инвестиционной деятельностью.

Степень обоснованности инвестиционных разработок должна увеличиваться в соответствии с мировым опытом и единой методологией экономического управления в сфере рационального инвестирования.

Ряд принципов нужно соблюдать при идеологии системного подхода:

- своевременности, в основе которого лежит связанность с временными характеристиками и прогнозирование. В нем находит отражение готовность к применению на практике;

- оптимальности инвестиционных решений. Суть этого принципа заключается в необходимости разработке большого количества вариантов решений для сравнения, чтобы можно было по определенным критериям выбрать оптимальный из них;

- комплексности, способствующем интеграции интересов участников рынка инвестиций, созданию для всех принимающих участие в процессе инвестиций взаимосвязанных условий.

Организационные структуры управления требуются для того, чтобы рынок инвестиционных проектов функционировал эффективно. На практике это подразумевает организацию в области формирования стратегии инвестирования, инвестиционного поиска управления, а также оптимизацию управляющей инвестиционно-производственной деятельностью системы.

Тесная взаимосвязь с имеющимися в регионе факторами является важной особенностью процесса принятия и формирования решений об инвестициях. В инвестиционной среде вне зависимости от вида системы инвестиций, которая работает, всегда есть элементы муниципальной, региональной инфраструктуры, которые инвестиционную деятельность предпринимателей стимулируют или лимитируют. Прежде всего к таким элементам относятся административные управляющие органы, которые не только создают для инвестиций благоприятный климат, но и оказывают поддержку инвестиционных решений, которые являются наиболее приоритетными, способны по стратегически значимым направлениям развития региона принести наибольший доход.

Разработка инвестиционной политики для региона находится в тесной связи с поиском для принятия инвестиционных решений и организации рынка инвестиций оптимального подхода.

На уровне региона основной задачей является верное трактование проблемы, а также разработка верного подхода для ее решения.

Самоцелью создание в регионе привлекательного инвестиционного климата не является. Это возникающая из-за необходимости привлечения в регион инвестиций производная цель. По этой причине нацелен механизм должен быть на создание таких условий, которые бы привлекали потенциальных инвесторов, повышали в регионе инвестиционную активность. Можно выделить несколько моментов, анализируя указанную область.

Составляющие организационно-правовой механизм простейшие рычаги и элементарные операции выполняют роль «кирпичиков» для строительства здания таких механизмов. Поскольку они являются универсальными, использовать их можно как по отношению к организации, так и ко всему региону. Во всех частях национального хозяйства имеются свои объективные условия развития, которые воздействуют на создание оригинальной комбинации. Это дает возможность говорить о специфике организационно-правового механизма отрасли, муниципалитета, страны и так далее.

Относительно проблемы формирования в регионе благоприятного климата для инвестиций следует отметить имеющуюся у организационно-правового механизма специфику.

Прежде всего, в регионе инвестиционный климат формируется под воздействием природных ресурсов, географического положения и других объективных факторов. Присутствуют и субъективные факторы формирования: деятельность общества, предпринимателей, властей региона, страны и так далее. В первую очередь целенаправленная деятельность по формированию инвестиционного климата является прерогативой органов власти региона и страны. Объясняется это тем, что в эффективной инвестиционной деятельности они заинтересованы, так как она дает возможность достигнуть в регионе целей социально-экономического развития. Именно у органов власти есть самое большое количество рычагов регулирующего воздействия в этом вопросе.

Рассматриваемый вид деятельности, таким образом, тесно связан с деятельностью имеющейся у него надстройки и имеет субъективную регулирующую природу.

Второй важный момент заключается в том, что, оказывая влияние на эффективность инвестиционной деятельности, инвестиционный климат в определенной степени сам отражает объективно состояние такой деятельности в регионе. Это индикатор и производная эффективности процесса инвестиций в регионе.

По этой причине направленная на формирование благоприятного для инвестиций климата деятельность связана прежде всего с регулирующим воздействием на некоторые аспекты такой деятельности, благодаря чему в регионе климатические характеристики повышаются.

Третий момент – механизм формирования климата, благоприятного для инвестиций, представляет собой часть более крупного механизма, который в регионе регулирует инвестиционную деятельность.

Определение правового и организационно-экономического механизма формирования в регионе климата, благоприятного для инвестиций, попробуем сформулировать на основе указанного выше. Это регулируемая сознательно система организационных, правовых и экономических принципов, способов, методов и форм, а также совокупность взаимосвязей и отношений, которые регулируются государством, благодаря которым в регионе осуществляется целенаправленное воздействие на климат инвестиций.

1.4 Инвестиционный механизм и элементы инвестиционной инфраструктуры

Инвестиционная инфраструктура – это информационная, кредитная, финансовая, материальная, организационная система, с помощью которой создаются условия, способствующие наиболее эффективной коммерциализации инвестиционного процесса, развитию услуг для инвестиционной деятельности, распределения реальных инвестиций и их формирования.

Инвестиционные институты в общем виде включают в себя:

- инвестиционные агентства, которые оказывают иностранным инвесторам информационное и организационное содействие;

- свободные экономические зоны, выступающие в качестве элементов инвестиционной политики);

- парки высоких технологий;

- инновационные фонды;

- фонды финансовой поддержки бизнеса;

- венчурные компании;

- валютный и фондовый рынок;

- лизинговые компании;

- страховые компании;

- пенсионные фонды;

- банки.

Из всех проблем экономики одной из наиболее сложных является формирование инфраструктуры для экономики. От того, насколько эффективно она будет решена, зависит инвестиционная привлекательность страны в целом и отдельных инвестиционных проектов.

Инвестиционная инфраструктура должна быть как для соискателей инвестиций, так и для инвесторов привычной и понятной. Под рынком ценных бумаг понимают совокупность отношений экономического характера, которые возникают по поводу выпуска ценных бумаг и их обращения между его участниками.

Коммерческие банки – осуществляющие универсальные операции по кредитованию торговых, промышленных и прочих организаций государственные и частные банки. В основном средства они берут из полученных в виде вкладов денежных капиталов.

Коммерческие банки выполняют несколько функций. Они предоставляют предпринимателям кредиты, аккумулируют бессрочные депозиты, оплачивают выписанные на банки чеки, ведут текущие счета.

Негосударственные пенсионные фонды являются особой организационной формой задействованной в социальном обеспечении некоммерческой организации. Такие фонды занимаются только определенными видами деятельности:

- как страховщик по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании пенсионных систем профессионального типа и федеральным законом;

- как страховщик по обязательному пенсионному страхованию;

- негосударственное пенсионное обеспечение соответственно договорам участников фонда.

Необходимость в создании ФПГ, а также прочих форм реорганизации признают некоторые ученые. Целью таких действий является активизация инвестиционных процессов в стране. Это говорит о том, что реорганизационное инвестирование является специфичным и актуальным.

Под финансово-промышленной группой понимается совокупность действующих в качестве дочерних и основного общества или же частично или полностью объединивших свои нематериальные и материальные активы юридических лиц. Действуют они на основе договора о создании ФПГ, преследуя цель экономической или технологической интеграции для того, чтобы реализовать направленные на создание новых рабочих мест, расширение рынка сбыта, повышение конкурентоспособности инвестиционные или другие программы и проекты.

Свободные экономические зоны – это обладающие льготными таможенными, налоговыми, валютными режимами территории страны, которые выделены отдельно. В таких зонах поощряется приток в сферу промышленности и услуг иностранного капитала и формирование экспортного капитала, а также совместная с заграничными партнерами предпринимательская деятельность.

В данный момент свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. В хозяйственной практике всего мира такая система отношений закрепилась очень прочно. Это важный фактор для достижения стремительного роста. С этой целью активизируют товарооборот между странами, мобилизуют инвестиций, делают интеграцию экономических действий более глубокой, осуществляют обмен технологиями и данными.

Для институциональных инвесторов общей характеристикой является аккумулирование свободных денежных средств на определенное время, чтобы в дальнейшем вложить в их экономику.

Каждая из групп институциональных инвесторов при этом имеет собственную специфику, которая выражается как в присущих функциях, так и в том, как именно аккумулируются и размещаются инвестиционные ресурсы.

Воздействие на формирование институциональной среды для сферы инвестиций со стороны государства является очень важным для активизации инвестиционной деятельности. Воздействие это заключается в создании законов и контроле за тем, чтобы они соблюдались.

От совершенства создаваемые в инвестиционной инфраструктуре формы могут быть далеки, но при этом жизнестойкость демонстрируют многие институты, которые в нее входят. Это дает возможность при наличии соответствующих условий принимать в инвестиционном процессе участие.

В инвестиционной деятельности большую роль имеет институциональная среда. Направление, динамику и характер инвестиций определяет совокупность институтов, она способствует увеличению инвестиционной деятельности, благодаря чему экономические параметры жизни растут, отмечается экономический рост. По этой причине создание институциональной среды является для развития и становления сферы инвестиций очень важным.

Непосредственное регулирование предложения и спроса на инвестиционные ресурсы организуют инвестиционные институты. Они оказывают влияние на направление, объем и движение инвестиций, весь инвестиционный процесс. Деятельность по инвестированию напрямую связана с тем, какое количестве специализированных инвестиционных институтов задействуется, какую они имеют мощность, разветвленность, возможность к аккумулированию ресурсов, какое количество и каких операций осуществляют.

Основной порядок действий на практике всех участников, а также аспекты совершенствования сделок зависят от инфраструктуры инвестиционного рынка. Если на инвестиционном рынке число сделок возрастает, движение капитала ускоряется, он переходит к производственной форме. Аккумуляция инвестиционных ресурсов, а также направление вложений происходят через имеющуюся на инвестиционном рынке инфраструктуру.

Необходимо подчеркнуть, что ориентированной инвестиционная инфраструктура является на развитие соответствующего менталитета и предпочтения, а не просто на продвижения каких-либо отдельных проектов. Также она стимулирует за счет инвестиций развитие экономики, затрагивает все субъекты процесса инвестиций, осуществляет в обществе определенные изменения.

Благодаря инвестиционной инфраструктуре можно распределять связанные с инвестиционным процессом риски более равномерно. Между участниками процесса такое распределение осуществляется по стадиям проектов, между институциональными инвесторами и государством. Чем более развитой является инвестиционная инфраструктуры, тем больше появляется возможностей для привлечения инвестиций из-за границы, тем меньше связанных с предоставлением кредитов государств и иностранных инвесторов рисков.

Инвестирование изначально проводилось без посредников, то есть собственными силами, однако потребность в посредниках появилась при развитии инвестиционных отношений. Частному лицу или организации стали передавать функции (полностью или частично). Две группы компонентов выделяют в инвестиционном посредничестве – частные (неинституциональные) и институциональные.

Под институциональными посредниками понимаются исполняющие и формирующие бюджет государства организации, фондовые биржи, кредитные компании.

Многочисленными специалистами, которые проводят без образования юридического лица инвестиционные операции, представлены неинституциональные посредники. В инвестиционном посредничества полиинституциональные компоненты появились в результате взаимодействия бюджетных, фондовых, банковских и других институциональных посредников. В этом случае институциональные посредники участвуют совместно в инвестиционной деятельности в рамках ФПГ, каких-либо союзов, ассоциаций и тому подобного.

Так как инвестирование – это привлечение инвестиционных ресурсов и их размещение, базовый компонент, где инвестируемым или инвестирующим является исполняющий или формирующий бюджет государства орган, фондовая биржа, банк, получает название бюджетный, фондовый или банковский.

Я считаю, что в инвестиционном механизме базовыми компонентами являются механизмы инвестиционного посредничества, инвестиционной кооперации и самоинвестирования.

Прежде всего механизмы инвестиционного посредничества представлены эмиссией ценных бумаг, субсидированием из бюджета, кредитованием банков.

Рассматривая классификацию механизмов инвестирования, можно сделать вывод, что встречаются случаи, когда помимо базовых компонентов (эмиссии ценных бумаг, самофинансирования, субсидирования из бюджета, кредитования банков и тому подобного) также имеются дополнительные компоненты, в которые входят «налоговый метод, лизинг», «факторинг, трастовые операции, залоговые операции, страхование, материальное стимулирование».

В зависимости от формы вложений базовые компоненты следует различать, однако с определенными уточнениями. Если точнее:

- осуществляемые в неденежной и денежной форме инвестиции целесообразно отделять друг от друга;

- функцией дополнительных компонентов являются целенаправленные преобразования формы инвестиционных ресурсов и других базовых компонентов;

- принципиальное различие между инвестиционным посредничеством и кооперацией, кооперацией и самофинансированием не позволяет объяснить разделение внешнего и внутреннего инвестирования.

Я считаю, что для группировки необходимо использовать следующие признаки (рисунок 2):

- технологическая основа инвестиционной деятельности;

- цель инвестирования;

- участники инвестирования;

- наличие или отсутствие инвестиционных посредников.

Рисунок 2 – Виды базовых компонентов инвестиционного механизма

Компоненты инвестиционного механизма, которые были исследованы выше, относятся к базовым, так как включают в себя привлечение инвестиционных ресурсов и их размещение, для инвестиционной деятельности это является обязательным.

Однако важное значение наряду с ними имеют и механизмы управления инвестициями, дополнительные компоненты. Особенно актуальными они становятся при наличии в инвестиционной сфере регионов взаимного недоверия у участников.

Понятие «инвестиционные гарантии» применяют при исследовании таких компонентов. Благодаря им инвестиционная активность инвесторов повышается, инвестиционные риски снижаются. Также существует понятие «реинвестирование кредитов», создающее другую группу. Оно дает возможность обеспечить соответствие параметрам предоставляемых кредитов и платежного спроса населения. «Инвестиционная инфраструктура» - группа третья.

Двойное толкование имеет понятие «реинвестирование». В его рамках:

- создается механизм для возобновления инвестиционной базы ресурсов;

- на цели инвестирования снова используются полученные в результате инвестиционной деятельности доходы.

Перечень дополнительных компонентов в полной мере не охватывается ни одним из определений реинвестирования, которые указаны выше. Для понятия «инфраструктура» этимология говорит о том, что оно сопряжено с «обеспечивающей структурой». К пониманию нами «дополнительных ко мпонентов инвестиционного механизма» это по содержанию близко, но мнение большинства ученых заключается в том, что инвестиционная инфраструктура и в целом инфраструктура – это и реализующие определенные отношения субъекты в том числе. Инфраструктура инвестирования с таких позиций является включающей дополнительные компоненты системой управления ресурсами для инвестиций.

Если в отдельную группу выделяются дополнительные компоненты, возникают определенные противоречия.

Рисунок 3 – Виды дополнительных компонентов инвестиционного механизма

Я считаю, что необходимо осуществить группировку дополнительных необходимо провести следующим образом (рисунок 3) – это группы компонентов:

- укрепления взаимного доверия;

- управления сроками;

- качественных преобразований содержания деятельности инвестирования;

- количественных преобразований деятельности инвестирования.

Такая группировка дополнительных компонентов взаимосвязь базовых и дополнительных компонентов, перспективы развития и многообразие раскрывает более полно. В частности, мы относим в группу компонентов количественного преобразования механизмы ценообразования, в рамках которых проходит не процесс привлечения ресурсов, а управление процессом инвестирования.

В инвестиционный механизм входят такие элементы как технологическая основа и методы реализации деятельности по инвестированию, принципы, цель. Инвестиционными механизмами называют обслуживающие капитальные вложения расчетные и финансово-кредитные механизмы.

Обособленно друг от друга дополнительные компоненты на практике используются редко. Чаще всего они применяются вместе, так как друг друга взаимно обуславливают и объективно взаимодействуют. При синтезе компонента количественного преобразования содержания деятельности инвестирования и залога, например, формирует комбинированный компонент.