Феномен социальных медиа и их место в современной PR-деятельности

По вопросу интернет маркетинга и маркетинга в социальных медиа пространствах были рассмотрены статьи в интернет изданиях журналов и газет, доклады и современная литература.

Согласно докладу Г.Н. Неяскина о «Влиянии социальных медиа на бизнес-коммуникации», понятие «социальных медиа» появилось сравнительно недавно в связи с появлением ряда новых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлайновые социальные сети, видеохостинги и т.д.). Круг этих разнородных явлений объединяет то, что все они служат облегчению обмена информацией между пользователями по сравнению с технологиями предыдущего поколения, когда интернет состоял преимущественно из статических страниц[1].

В настоящее время понятие «социальных медиа» научно не проработано. Можно выделить два наиболее часто встречающихся подхода к понятию «социальные медиа»: как к технологиям и как к разновидностям интернет-сайтов[2]. На практике технологии тесно переплетены с функционирующими с их помощью виртуальными пространствами. Наиболее популярные сайты, которые обычно относят к категории социальных медиа (Facebook, Twitter, LiveJournal, Wikipedia, YouTube и т.д.), обладают уникальным интерфейсом и работают на основе определенного набора технологий, которые делают этот сайт уникальным средством коммуникации.

В ходе исследования Г.Н. Неяскин определил, что под социальными медиа понимается категория веб-сайтов, предоставляющих возможность публикации, обмена и обсуждения контента широкой аудиторией пользователей. Выражение «широкая аудитория пользователей» указывает на то, что для осуществления вышеназванных видов деятельности от пользователя не требуется наличие специальных знаний и навыков. Единственным барьером для пользователя служит необходимость регистрации на большинстве подобных сайтов – процедура, требующая, как минимум, выбрать себе псевдоним (никнейм), пароль и указать адрес электронной почты[3].

Социальные медиа способны собирать аудиторию, сопоставимую по численности с аудиторией традиционных медиа. Определение «аудитория» применимо к большинству пользователей социальных медиа, поскольку, несмотря на широкие возможности для обратной связи и производства собственного контента, в реальности большинство пользователей занимают позицию пассивных наблюдателей[4].

Феномен обратной связи и взаимодействия был рассмотрен Джейкобом Нильсеном, который назвал данное явление «неравенством участия» и предложил формулу «90-9-1», суть которой заключается в том, что 90% участников онлайновых сообществ являются пассивными наблюдателями, 9% вносят свой вклад «время от времени» и 1% проявляет «сильную активность»[5].

Опубликованный в традиционных медиа материал не поддается корректировке, в отличие от социальных медиа, где его можно изменить или дополнить с помощью комментариев, либо с помощью редактирования оригинального сообщения. Хотя, в онлайн-версиях газет, радиостанций или телеканалов, как правило, присутствует функция комментирования, ее назначение, скорее, в обеспечении обратной связи с читателями, чем в корректировке исходного материала[6].

Также для определения понятия «социальные медиа» была рассмотрена статья Андреса Каплана «Пользователи мира, объединяйтесь». В данной статье рассматриваются проблемы и возможности, которые могут возникнуть в ходе интернет-эволюции для компаний, а также приводится их структура для лучшего понимания динамично развивающейся области социальных медиа. Здесь автор определил, что социальные медиа - это группа интернет приложений, которые были разработаны на идеологических и технологических основах Web 2.0, и которые позволяют создавать и обмениваться пользовательским контентом (User-generated content)[7].

Согласно экспертным мнением практиков рынка коммуникаций и PR, «социальные медиа позволяют:

  • достичь большого количества PR;
  • строить собственные платформы коммуникации (ранее достичь к аудитории можно было только через СМИ);
  • узнать, что говорят о вашем бренде (а также бренды конкурентов) и принять участие в дискуссии».

Далее рассмотрим классификацию социальных медиа. Несмотря на ряд общих черт, средства интернет-коммуникации, входящие в категорию социальных медиа, могут значительно различаться по функциям и возможностям, которые они дают пользователям. Предложенные классификации достаточно условны, что связано с ростом функциональности сайтов, предоставляющих возможность, как группового, так и индивидуального самовыражения в различных формах, а также с особенностями пользовательской базы каждого из них. Трудность классификации также кроется в растущей интеграции социальных медиа[8].

Г.Н. Неяскин в своём докладе о «Влиянии социальных медиа на бизнес-коммуникации» отметил, что социальные медиа можно условно разделить по их назначению. Часть сайтов предоставляет благоприятные условия для индивидуального самовыражения, в то время как ценность других заключается в сотрудничестве множества пользователей (как правило, анонимных, что отчасти коррелирует с классификацией по анонимности). Блог является примером социального медиа с фокусом на личности автора[9]. С другой стороны, многопользовательские блог-сервисы, такие как LiveJournal, дают пользователям создавать сообщества и генерировать контент силами многих пользователей – свойство, характерное для социальных сетей, основанных на сотрудничестве. Примеры социальных медиа, основанных на сотрудничестве «в чистом виде» - Wikipedia и коллективные блоги. Хотя у данных ресурсов имеется свои владельцы и модераторы, поток генерируемого контента зачастую настолько велик, что отсутствует физическая возможность его централизованного мониторинга, тем более, что это умаляет ценность данного ресурса как продукта совместного творчества многих пользователей.

Другая классификация основана на том, что часть социальных медиа служит преимущественно для хранения и размещения контента (content storage) в то время как другая часть – преимущественно для того, чтобы поделиться им с другими пользователями (content sharing). Примеры «хранилищ»: видео- и фотохостинги (Flickr, Photobucket и т.д.), вики-ресурсы. Примеры «точек распространения»: онлайновые социальные сети, блог-сервисы, коллективные блоги[10].

Иной вид классификации представлен в статье Андреса Каплана «Пользователи мира, объединяйтесь». Он выделил 6 типов социальных медиа[11]:

1. Совместные проекты;

2. Блоги;

3. Контент-сообщества;

4. Социальные сети;

5. Виртуальные игры;

6. Виртуальные мира.

Таблица 1 – Классификация социальных медиа по социальному присутствию медиа и по самопрезентации

Самопрезентация

Богатство медиа/социальное присутствие

Низкое

Среднее

Высокое

Высокие

Блоги

Социальные сети (Facebook)

Виртуальные

миры (Second

Life)

Низкие

Совместные проекты (википедия)

Контент сообщества

(YouTube)

Виртуальные игры (World of Warcraft)

Принимая во внимание социальное присутствие и богатство медиа, такие совместные проекты как Википедия получили низкую оценку, т.к. они, в большинстве случаев, фокусируются в основном на текст и оставляют мало возможностей для взаимодействия или обмена информацией. На следующем уровне находятся контент-сообщества (YouTube) и социальные сети (Facebook), которые, в дополнение к текстовой коммуникации, позволяют обмениваться картинками, видео и другими видами контента[12]. И на последнем уровне находятся виртуальные миры и виртуальные игры (World of Warcraft, Second Life), которые пытаются имитировать все аспекты реального взаимодействия и общения в виртуальной среде. Что касается самопрезентации, блоги, как правило, получают высокую оценку по сравнению с совместными проектами, т.к. последние специализируются на определенных областях контента[13].

Далее автор подробно рассматривает каждый из этих шести различных типов социальных медиа.


Рисунок 2 – Классификация социальных медиа

  • Совместные проекты. Совместные проекты позволяют совместное и одновременное создание контента многими пользователями и являются самым демократичным проявлением пользовательского контента. Существуют два типа совместных проектов: вики, где пользователи могут добавлять, удалять и изменять текст, и социальные закладки, которые дают возможность группового сбора и оценки интернет-ссылок или медиа-контента. Основная идея совместных проектов заключается в совместных усилиях многих участников, что приводит к лучшему результату, по сравнению с результатом, полученным участником индивидуально[14]. Автор также подчёркивает схожесть данной идеи с гипотезой эффективного рынка в поведенческой экономике. С корпоративной точки зрения и принимая во внимание текущие тенденции, компании должны понимать, что совместные проекты являются сейчас основным источником информации для многих потребителей. Хотя и не все, что написано в Википедии на самом деле может быть правдой, однако всё больше и больше пользователей верят информации, доступной на данном ресурсе, что может сыграть важную роль в отношении корпоративного кризиса[15].
  • Блоги. Блоги, которые представляют собой раннюю форму социальных медиа, являются специальным типом веб-сайтов, которые обычно отображают датированные записи в обратном хронологическом порядке[16]. Блоги также представляют собой эквивалент личных веб-страниц и имеют множество различных вариаций, начиная с личных дневников, описывающих жизнь автора, заканчивая обзорами, где собрана вся необходимая информация касаемо одной конкретной области.
  • Контент-сообщества. Основная цель контент-сообществ - совместное использование медиа-контента между пользователями. Контент-сообщества содержат в себе различные типы медиа, включая текст (BookCrossing), фотографии (Flickr), видео (YouTube) и PowerPoint презентации (Slideshare). С корпоративной точки зрения, контент-сообщества несут в себе риск быть использованным в качестве платформы для распространения защищенных авторским правом материалов. С другой стороны, высокая популярность контентсообществ делает их весьма привлекательным контактным каналом для многих компаний; в это легко поверить, если учесть, что YouTube обслуживает более 100 миллионов видео в день[18].
  • Социальные сети. Социальные сети – это площадки, которые позволяют пользователям взаимодействовать друг с другом, создавая профили с личной информацией, приглашать друзей или коллег, а также обмениваться мгновенными сообщениями. Такие профили могут содержать персональную информацию различного характера: это могут быть фотографии, видео, аудио или блог (дневник). Некоторые компании используют сети для поддержания создания бренд-сообществ[19] или для проведения маркетинговых исследований в контексте нетнографии[20].
  • Виртуальные игры. Виртуальный игровой мир – это платформа, которая имитируют трехмерную среду, где пользователи могут представляться в виде персонализированных аватаров и взаимодействовать друг с другом как в реальной жизни. В этом смысле, виртуальные миры, являются основным проявлением социальных медиа, поскольку они обеспечивают самый высокий уровень социального присутствия и медиа богатства среди всех приложений, рассмотренных ранее. Один из типов виртуальных игр требует от своих пользователей вести себя в соответствии со строгими правилами в контексте массовой многопользовательской онлайновой ролевой игры (Massive multiplayer online role-playing game - MMORPG). Правила таких игр, в основном, ограничивают степень самопрезентации, однако некоторые пользователи тратят столько времени на такие игры, что их персонажи всё больше и больше становятся похожими на реальных людей. Помимо встроенной рекламы, виртуальные игры также могут быть использованы в традиционных коммуникационных кампаниях[21].
  • Виртуальные миры. Виртуальный мир позволяет жителям вести себя более свободно и, по сути, жить виртуальной жизнью, схожей с реальной. Как и в виртуальных играх, пользователи виртуального мира могут представляться в виде аватаров и взаимодействовать в трехмерной виртуальной среде; однако, в этой области не существует никаких правил, ограничивающих диапазон возможных взаимодействий. Таким образом, здесь доступен широкий спектр стратегий самопрезентации. Также было установлено, что с увеличением интенсивности пользования и опыта потребления, пользователи виртуальных социальных миров - или ''жители '', как они предпочитают себя называть, ведут себя так, как вели бы себя в реальных жизненных ситуациях[22]. Виртуальные миры предлагают множество возможностей для компаний, работающих в области маркетинга (реклама/коммуникации, онлайн продажи, маркетинговые исследования), а также в сфере HR и управления внутренними процессами[23].

Блоги, как правило, управляются только одним человеком, но обеспечивают возможность взаимодействия с другими участниками путем добавления комментариев. Многие компании уже используют блоги, чтобы держать сотрудников, клиентов и акционеров в курсе о событиях, которые они считают важными. Однако в данном случае компании сталкиваются с двумя типами рисков: первое - клиенты, которые по той или иной причине оказываются недовольны предоставленными услугами/товарами компании, могут оставить жалобы в сети или организовать протест в виде соответствующих веб-сайтов или блогов[17]. Они также могут распространить нежелательную информацию о компании в онлайн среде. Второй тип риска – компаниям, которые поощряют своих сотрудников быть активными в блогах, возможно, придется смириться с вытекающими проблемами из-за сотрудников, пишущих негативно о компании.

Еще один вид классификации был рассмотрен агентством Ingate Digital Agency, где социальные медиа делятся на массовые, тематические и фото/видео хостинги. Массовые социальные медиа предназначены для любого интернет пользователя, где можно общаться на любые темы (одноклассники, Вконтакте, Facebook). Тематические социальные медиа имеют какую-либо направленность общения: по интересам или профессиональную (HabrHabr, Профессионалы.ru). Фото и видео хостинги подразумевают общение через комментирование фотографий и видеороликов (Flickr, YouTube, Vimeo)[24].

Далее более подробно рассмотрим социальные сети, их историю и тенденции развития.

Появление таких социальных сетей, как MySpace, Facebook привлекло миллионы пользователей, многие из которых интегрировали эти сайты в свою повседневную жизнь. Большинство таких сайтов поддерживают существующие социальные связи, однако другие помогают незнакомым между собой людям находить друг друга на основе общих интересов, политических взглядов или их деятельности. Николь Элисон в своей статье «Социальные сети: определение, история, наука» подробно рассмотрела феномен социальных сетей, начиная с их определения и истории, и заканчивая их дальнейшими исследованиями[25].

Ранние годы. Прообразом первых социальных медиа стоит считать традиционные форумы, которые впервые появились в 1990-е гг. На подобных площадках люди могут вести дискуссии и обмениваться различными мнениями и опытом. Этот период можно назвать эпохой интернет сайтов, или эпохой односторонних связей, когда компании, создавая сайты и приложения, в первую очередь, ориентировались на своих клиентов. В тоже время, общение простых участников сети, которое росло быстрыми темпами, сводилось лишь к Интернет-форумам[26]. Таким образом, на ранних этапах развития односторонней модели коммуникации профессионалы создавали информацию, а пользователи ее потребляли.

В середине 1990-х гг. стали появляться первые блоги. Основными особенностями данной формы обмена информации стали регулярно обновляющиеся (в режиме ленты новостей) информационные сообщения, содержащие текст, презентации, изображения аудио и видео материалы. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором[27].

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов как явления началось с 1996 года. Позже, в конце 1990-х гг., в обиход вошло и само слово «блог», которое образовалось из фразы «blogging the web» (можно перевести, как «веду дневник в Сети») - глагол превратился в существительное. Затем возник новый глагол «to blog», означающий «совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника». В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба[28].

Первая в мире социальная сеть была запущена в 1997 году. SixDegrees.com позволила своим пользователям создавать личные профили, добавлять друзей, и в начале 1998 года – просматривать списки друзей. SixDegrees.com позиционировали себя как инструмент, который помогает людям оставаться на связи и отправлять сообщения друг другу. С 1997 по 2001 гг., ряд таких сообществ-инструментов начали поддерживать различные комбинации профилей и публичных списков друзей. Следующая волна социальных сетей началась после запуска Ryze.com в 2001 году, который помогал людям интегрировать свои бизнес-связи[29].

Проникновение социальных сетей в мейнстрим. В 1999 году состоялся запуск блог-сервиса LiveJournal. Через два года, в 2001 году, увидела свет интернет энциклопедия Wikipedia, главной особенностью которой стала возможность самих пользователей участвовать в ее заполнении – писать и редактировать статьи[30]. В 2004 году была основана самая популярная на сегодняшний день социальная сеть Facebook. Однако, в отличие от других социальных сетей, Facebook был разработан исключительно для студенческой аудитории. Начиная с сентября 2005 года, Facebook начал расширяться и позволил регистрироваться учащимся средних школ, специалистам внутри корпоративных сетей, и, в конце концов, всем. Еще одной особенностью, которая отличает Facebook от других социальных сетей, является возможность для сторонних разработчиков создать определенное приложение, которое позволяет пользователям персонализировать свои профили и выполнять другие задачи, например, сравнение кино-предпочтений, привязка истории путешествий к карте и др.. В 2005 году был запущен видеохостинг YouTube, позволяющий пользователям загружать и смотреть видео непосредственно со своего сайта. В 2006 году – основан сервис микроблоггинга Twitter. Его отличительной особенностью является ограничение размера записи 140 символами[31].

Рост популярности социальных сетей указывает на сдвиг в организации интернет-сообществ. Несмотря на то, что сайты, посвящённые сообществам по интересам, всё еще существуют и процветают, социальные сети направлены больше всего на людей, а не на интересы. Первые публичные интернет-сообщества и форумы были структурированы по темам или на основе тематических иерархий, однако социальные сети разработаны как персональные сети, где человек находится в центре своего сообщества. Такой принцип отражает социальные структуры, где «мир состоит из сетей, а не групп»[32].

Соединяя онлайн и оффлайн. Несмотря на существующие исключения, проведённые исследования показывают, что большинство социальных сетей в первую очередь поддерживают уже существующие социальные связи. Эллисон, Штайнфилд и Лампе предполагают, что Facebook используется для поддержания и укрепления существующих оффлайн отношений, нежели для знакомства с новыми людьми[33]. Эти отношения могут быть не такими тесными, однако, как правило, существует некоторый общий элемент среди людей, которые добавили друг друга в друзья (например, учились вместе в школе или университете). Кой в своём исследовании «Жизнь в киберпространстве» отметил, что 80% респондентов регистрируются в социальных сетях для поддержания уже существующих связей, и их использование является основным мотивом для пребывания в киберпространстве[34].

Конфиденциальность информации. Издания популярных газет подчёркивают потенциальные проблемы конфиденциальности частной информации, в первую очередь в отношении безопасности молодых пользователей[35]. В одном из первых исследований конфиденциальности в социальных сетях, Гросс и Акуисти проанализировали 4000 Facebook-профилей Университета КарнегиМеллона и обнаружили потенциальные угрозы конфиденциальности частной информации, содержащейся на личных страницах студентов. Например, восстановление номера социального страхования пользователей с использованием информации, часто встречающейся на их профилях: родной город и дата рождения[36]. Прейбуш, Хозер, Гюрзес и Верендт утверждали, что параметры конфиденциальности, предлагаемые социальными сетями, не предоставляют пользователям гибкость, необходимую для разрешения конфликтов с друзьями, которые имеют разные представления о конфиденциальности частной информации[37].

Более того, социальные сети ставят под сомнение некоторые правовые аспекты касаемо конфиденциальности частной информации. Ходж утверждал, что четвертая поправка к Конституции США и правовым решениям, которые касаются частной жизни, не адаптирована для решения возникающих проблем с социальными сетями[38].

[1] Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. –М.: Дашков и К°, 2017. — 592 с.

[2] Алашкин, П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / Павел Алашкин. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 224 с.

[3] Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнескоммуникации // Интернет-конференция "Диалогические коммуникации в бизнесе". 2015. - 217 с.

[4] Алашкин, П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / Павел Алашкин. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 224 с.

[5] OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) Participative web and user-created content: Web 2.0, wikis, and social networking. // Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development. -2017. - 74 p.

[6] Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнескоммуникации // Интернет-конференция "Диалогические коммуникации в бизнесе". 2015. - 217 с

[7] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[8] Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – Киев, 2014. – 520 с.

[9] Филатова, О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Водный курс: учебное пособие / О. Г. Филатова. – СПб.: НИУ ИТМО, 2017. – 73 с.

[10] Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнескоммуникации // Интернет-конференция "Диалогические коммуникации в бизнесе". 2015. - 217 с

[11] Алашкин, П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / Павел Алашкин. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 224 с.

[12] Скотт Д., Новые правила маркетинга и PR. – М.:Альпина Паблишер, 2017. – 129 с.

[13] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[14] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[15] Ellison, N., Steinfield, C., & Lampe, C. The benefits of Facebook ‘‘friends’’: Exploring the relationship between college students’ use of online social networks and social capital // Journal of Computer-Mediated Communication. -2007. -№12(3). pp. 1143– 1168

[16] OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) Participative web and user-created content: Web 2.0, wikis, and social networking. // Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development. -2007. 74 p.

[17] Wellman, B. Structural analysis: From method and metaphor to theory and substance. In B. Wellman & S. D. Berkowitz (Eds.), Social Structures: A Network Approach. -Cambridge, UK: Cambridge University Press. -1988. 61 p.

[18] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[19] Muniz, A. M., & O’Guinn, T. C. Brand community // Journal of Consumer Research. -2001. №27(4). pp. 412-432

[20] Kozinets, R. V. The field behind the screen: Using netnography for marketing research in online communities. // Journal of Marketing Research. -2016. №39(1) 36 p

[21] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[22] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Flagship brand stores within virtual worlds: The impact of virtual store exposure on real life brand attitudes and purchase intent. // Recherche et Applications en Marketing. -2017. -№24(3). pp. 57-79

[23] Haenlein, M., & Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. -2017. №53. pp. 59—68

[24] Интегрированная платформа маркетинговой аналитики TrackMaven [Электронный ресурс] - URL: http://trackmaven.com/ (дата обращения 01.04.2019)

[25] Boyd, D. M., & Ellison, N.B. Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication // Journal of Computer-Mediated Communication. -2008. №13. pp. 210-230

[26] Бердников И.П., Стрижова А.Ф. PR-коммуникации: Практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2014. – 208 с.

[27] Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – Киев, 2014. – 520 с.

[28] Бондарёв Н.С. Социальные медиа в современных политических процессах: технологии и ресурсы влияния. - Москва, 2014. – 198 с.

[29] Boyd, D. M., & Ellison, N.B. Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication // Journal of Computer-Mediated Communication. -2008. №13. pp. 210-230

[30] Шишкина М.А., Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб.: Паллада-медиа. – 2017 – 444 с.

[31] Бондарёв Н.С. Социальные медиа в современных политических процессах: технологии и ресурсы влияния. - Москва, 2014. – 198 с.

[32] Wellman, B. Structural analysis: From method and metaphor to theory and substance. In B. Wellman & S. D. Berkowitz (Eds.), Social Structures: A Network Approach. -Cambridge, UK: Cambridge University Press. -1988. 61 p.

[33] Ellison, N., Steinfield, C., & Lampe, C. The benefits of Facebook ‘‘friends’’: Exploring the relationship between college students’ use of online social networks and social capital // Journal of Computer-Mediated Communication. -2007. -№12(3). pp. 1143– 1168

[34] Choi, J. H. Living in Cyworld: Contextualising Cy-Ties in South Korea. In A. Bruns & J. Jacobs (Eds.), Use of Blogs (Digital Formations). -New York: Peter Lang. -2006. -186 p.

[35] George, A. Living online: The end of privacy? // New Scientist. - 2006

[36] Gross, R., & Acquisti, A. Information revelation and privacy in online social networks. // ACM Workshop on Privacy in the Electronic Society (WPES). -2005. 11 p.

[37] Preibusch, S., Hoser, B., & Berendt, B. (2007, June). Ubiquitous social networks—opportunities and challenges for privacy-aware user modelling. Proceedings of Workshop on Data Mining for User Modeling. // DIW Berlin. -2007. Discussion paper 698. 27 p.

[38] Hodge, M. J. The Fourth Amendment and privacy issues on the ‘‘new’’ Internet: Facebook.com and MySpace.com // Southern Illinois University Law Journal. -2006. №31. pp. 95-123