Формирования рецептивного грамматических навыков чтения как средство повышения мотивации в немецком языке в средней школе
Чтение – это сложный когнитивный процесс декодирования символов, перцептивной и смысловой обработки материала текста.
Восприятие как процесс, включает в себя следующие подпункты: обнаружение, различение, идентификацию и узнавание. Но прежде чем начнется рецептивный грамматический процесс необходимо, чтобы у ученика был грамматический минимум. В средней школе в немецком языке таким грамматическим минимумом служит – глаголи все его временных форм. Глагол является смысловым ядром в предложении. Для средней школы грамматическим материалом, который относится не только к продуктивному, но и рецептивному овладению – временные формы активного залога. Выбор глагола как грамматического минимума аргументируется тем, что они являются базовыми для образования других грамматических явлений, например, страдательного залога. Поэтому без знания временных форм активного залога невозможно полноценно извлечь смысловую информацию из текста.
Проблема заключается в том, что учащиеся не умеют преодолевать внутриязыковую и межязыковую интерференцию, разграничивать явления, а также в целом отсутствует навык восприятия грамматических явлений. Учащиеся не ориентируются во временных формах актива, не умеют соотносить с их значениями и распознавать во время чтения.
Методисты предполагают, что навык узнавания грамматических явлений должен формироваться с самого начала обучения за счет сочетания слов и это поможет учащимся быстро ориентироваться в тексте, извлечь смысловую информацию.
Существуют ряд факторов, способствующие достижению понимания читаемого: тексты, как в учебнике, так и в книге должны содержать знакомую лексику, которая должна до чтения отрабатываться на устно-речевых упражнениях, второй фактор: небольшое количество усвоенного материала, что позволяет не забыть ничего.
Методисты выделяют четыре типа грамматических упражнений. Первый тип – опознать грамматическое явление в тексте:
- Прочитайте текст, впишите конструкции в страдательном залоге, назовите формальные признаки этих конструкций.
- Второй тип – упражнение прогнозирование грамматической конструкции:
- Запишите недостающую часть конструкции, выбрав одну из четырех вариантов, приведенных ниже.
- Третий тип - дифференциация сходных структур:
-Прочитайте предложения и определите временную форму глагола (FuturumAktiv и PrasensPassiv)
-Выпишите из текста глаголы и распределите в столбики (правильные и неправильные глаголы).
- Четвертый тип – упражнения для понимания читаемого текста с опорой на изученные грамматические материалы:
- Прочитать текст, разбить на части и озаглавить их
- Ответить на поставленные вопросы из текста.
Как показывает опыт, учащиеся не узнают не только временные формы актива, но и другие грамматические формы как PartizipII, Infinitiv, отделяемые и не отделяемые приставки, которые часто являются завершителями синтагмы.
Причина, из-за которой на среднем этапе обучения перестают срабатывать механизмы, как устной речи, так и чтению, работавшие в 4-5 классах, является уменьшение времени на предварительное освоение устного материала по сравнению с начальным этапом.
Так же стоить отметить, что в подростковом возрасте учащиеся становятся критичнее к себе и своим достижениям, что приводит к падению интереса к обучению. Это объясняется отсутствием внутренней мотивации. При определении своего отношении к предмету необходимо учитывать не только познавательную сторону, но и значимость предмета в научной, общественной, культурной жизни страны и региона.
Важно учитывать и психологические способности этого возраста учащихся среднего этапа обучения, это способность к абстрактному мышлению, усиливающаяся от класса к классу, дающая возможность вычленять существенные признаки грамматических объектов. Это необходимо при чтении, когда нужно абстрагироваться от уже известных значений и ориентироваться на грамматическую форму, грамматические отношения между членами предложения.
Подытоживая все, следует подчеркнуть, что был определен грамматический минимум, подлежащий рецептивному усвоению в средней школе. Это глагол в основных временных формах актива: презенс, перфект, имперфект, футурум.
Далее был представлен этап, с которого следует начать обучение рецептивному грамматическому навыку чтения.
Во-первых, базой или отправной точкой для обучения чтению как одним из видов речевой деятельности является владение техникой восприятия и переработки языковой информации. Во-вторых, для владения грамматическим материалом важна ранняя дифференцировка омонимичных грамматических явлений, перенос навыков по опознаванию и соотнесению со значениями грамматических явлений, сходным в иностранном языке и родном.
В третьих, уменьшение времени на предварительное устное усвоение грамматического материала не может обеспечить на начальном этапе владение грамматическим материалом. В четвертых, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а именно подростковый возраст.
Л.В. Щерба в своих работах четко дает понять, что для эффективного рецептивного грамматического чтения необходимо систематизировать грамматический пассивный материал. И.А. Грузинская в свою очередь рекомендует специально изучать те грамматические явления, которые отсутствуют в родном языке. Изучение грамматических явлений, которые присутствуют на родном и иностранном языке, должны опираться, прежде всего, на родной язык.
И.В Рахманов настоятельно рекомендует для упрощения понимания грамматического явления распределить их по нескольким группам. Филолог выделяет несколько групп. К первой группе относятся явления немецкого языка, которые не существуют в русском языке; ко второй группе необходимо отнести грамматические явления, которые существуют как в немецком языке, так и в русском, выражающиеся через разные грамматические средства; к третьей группе принадлежат грамматические явления, которые существуют в обоих языках.
В.С. Цетлин предлагает учитывать особенности разных видов речи, при обучении анализировать грамматические явления для пассивной речи, выделять в них те признаки, по которым их можно узнать.
Н.А. Разумеева разработала так же свою собственную типологию: 1) необходимо учитывать овладение каким-либо видом речевой деятельности; 2) необходимо учитывать формы, значение и употребление грамматического явления; 3) возможность сравнить с родным языком учащегося, например, немецкий и русский языки; 4) поиск возможностей сопоставления внутри иностранного языка.
Но тут важно учесть, что учащиеся средней школы всегда пользуются переносом. Этим приемом пользуются почти все люди, изучающие какой-либо иностранный язык. Но проблема в том, что переносом учащиеся пользуются необоснованно и неосознанно. В результате из-за расхождения грамматических явлений и средств их выражения в родном и иностранном языке, учащиеся часто не могут до конца понять функцию грамматического явления.
Уже в пятом классе появляются глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками, например, глагол aufstehen. В предложении Erstehtauf приставка отделилась и находится позади глагола, а не как в русском языке, где приставка всегда ставится перед сказуемым. Поэтому соотнесение этой формы со значением уже представляет для русскоязычного ученика трудность.
В предложении Er steht um 7 Uhram Morgenaufundmacht die Morgen gymnastik необходимо увидеть, что предложение с однородными членами предложения, опознать глагол и его отделяемую приставку, понять значение и смысл предложения.
В немецком языке строго закрепленный порядок слов в отличие от русского языка. В русском и немецком языке в настоящем и прошедшем времени глагол стоит на втором месте, но когда дело касается в немецком языке отделяемой приставки или модального глагола и инфинитива, то, чтобы узнать и соотнести его со значением, учащимся необходимо обладать навыками поиска второй части сказуемого. Это снимет языковое напряжение и удовлетворит потребность в завершении синтагмы. Здесь не работает прием переноса на родной язык.
Существует множество других трудностей при обучении рецептивному грамматическому навыку чтения – обилие формально-грамматических признаков презенс, претеритум, перфект, футурум; личные окончания глаголов (среди них есть омонимичные); изменение корневой гласной у слабых глаголов; наличие отделяемых и неотделяемых приставок. Результатом того, что в школах нет специального обучения учащихся узнаванию признаков грамматического явления, то учащиеся вынуждены наблюдать бессистемное использование их, что приводит к дальнейшему непониманию материала, конечным результатом этого является снижение мотивации к дальнейшему изучению языка.
Некоторые данные выявленные из школьной практики показывают, что многие учащиеся не имеют представлений о том, что такие ориентиры, которые могут помочь опознать подлежащее или сказуемое. Однако не все так плохо в плане, что некоторые учащиеся все же имеют кое-какие ориентиры: существительные пишутся с большой буквы, артикли, порядок слов в простом предложении. Однако этот список не велик и не однозначен, поэтому они не могут служить абсолютным показателем.