Группа с доминирующей эмоциональной семантикой «горе, страдание»

Данная группа также довольно обширна, наряду с группой «радости, удовольствие». Значение её в тексте примерно равняется значению противоположной группы, они друг друга как бы уравновешивают. На контрасте радости и страдания завязан конфликт романа. Это как две стороны одного и того же явления, две сосуществующие параллельно оценки. И это, надо сказать, подчёркивается в частом употреблении противоположных по эмоциональному содержанию стоящих рядом сочетаний слов.
- Я очень рад, что вы так думаете, - сказал Степан Аркадьич, покачивая головой с серьезным и страдальчески-сочувственным выражением лица, - я для этого приехал в Петербург. [1:435]
Эксплицитно включенный предикат эмоции с категориально-эмотивной семантикой - очень рад; имплицитный включенный предикат эмоции с дифференциально-эмотивной семантикой - покачивая головой; эксплицитные включенные предикаты эмоций с категориально-эмотивной семантикой типа - серьёзным, страдальчески-сочувственным.
Эмоции выражены опосредованно.
Радость, страдание.
Эмоции как положительного тона, так и отрицательного тона.
Расслабление.
Уровень активации – спокойствие.
Доминирующий эмоциональный смысл – страдание.
Полупредикат определяет переживаемые персонажем эмоции, противоречит заявленной персонажем эмоции в прямой речи.
В данном случае эмоциональное содержание полупредиката перекрывает сказанное персонажем в прямой речи, поскольку физиологическое проявление эмоционального состояния всегда воспринимается как более истинное. Таким образом, полупредикат формирует основное эмоциональное содержание фрагмента.

- Очень жалко, что я именно не могу между половиной седьмого и девятью, - сказала она, чуть улыбаясь. []
Эксплицитно включенный предикат эмоции с категориально-эмотивной семантикой - очень жалко; первичный изосемический предикат эмоции с исходной категориально-эмотивной семантикой – улыбаясь.
Опосредованное выражение, через наименование.
Сожаление, радость.
Эмоции как положительного тона, так и отрицательного тона.
Расслабление.
Уровень активации – спокойствие.
Доминирующий эмоциональный смысл – страдание.
В данном случае обратная картина: полупредикат несколько противоречит заявленной персонажем эмоции в прямой речи, но не определяет доминирующую, а наоборот – добавляет помех ей. И только наречие чуть приуменьшает исходное значение улыбаясь, что позволяет сделать вывод о том, что всё-таки доминирующая эмоция – страдание.
В данном случае эмоциональное содержание полупредиката дополняет доминирующее, говорит о глубине переживаемых чувств, а также показывает, что героиня не желала выдавать свою грусть.

Она услыхала порывистый звонок Вронского и поспешно утерла эти слезы, и не только утерла слезы, но села к лампе и развернула книгу, притворившись спокойною. [2:274]
Скрытые включенные предикаты эмоций с дифференциально-эмотивной семантикой - поспешно утёрла слёзы, притворившись; эксплицитно включенный предикат эмоции с категориально-эмотивной семантикой – спокойною.
Опосредованное выражение.
Горе, печаль.
Эмоции отрицательного тона.
Напряжение (требуется для того, чтобы скрыть истинные чувства, притвориться).
Уровень активации – возбуждение (поскольку спокойствие здесь – подчёркнуто – притворно).
Доминирующий эмоциональный смысл – страдание.
(9). Полупредикат определяет характер переживаемой эмоции, желание её скрыть, но не содержание, играет, таким образом, дополняющую роль.

Роль полупредикации в рассмотренной группе чаще сводится не к определяющей, а к дополняющей. Нельзя сказать, что эмоциональное содержание полупредикатов данной группы является решающим при определении доминирующих эмоциональных смыслов фрагментов. Часто эмоции страдания здесь граничат с эмоциями радости, при этом одни либо перекрывают другие по интенсивности, либо находятся как бы на одном уровне, имеют одинаковую степень интенсивности, что определяет внутреннее психологическое противоречие персонажей.