Группы доминирующих эмоциональные смыслы в романе "Анна Каренина"
Руководствуясь исследованиями о классификации основных эмоциональных смыслов, нами была составлена следующая классификация единиц, репрезентирующих эмоции в романе "Анна Каренина". Под единицей в данном случае понимается законченный по смыслу отрывок текста, содержащий репрезентанты эмоций, в частности, в полупредикативной своей части. Стоит заметить, что в иных случаях невозможно ограничиваться единым эмоциональным смыслом в пределах одной единицы. Так, скажем, следующий пример - "Я сейчас приехал, и очень хотелось тебя видеть, - отвечал Левин, застенчиво и вместе с тем сердито и беспокойно оглядываясь вокруг. [1:19] – содержит в себе репрезентанты нескольких эмоциональных смыслов сразу. Это и "застенчивость", и "беспокойство/волнение", и "злость" ("сердито"). Поэтому данную единицу (предложение) мы относили в несколько групп сразу. Итак, выделенные группы эмоциональных смыслов следующие:
Интерес, волнение
Решительность
Любовь
Счастье
Радость, удовольствие
Удивление
Горе, страдание
Тревога
Гнев, ярость Отвращение, омерзение Презрение, пренебрежение Страх, ужас Стыд, застенчивость Вина
Стоит заметить, что распределение всех выявленных в тексте единиц получилось неравномерным. Скажем, наибольшее количество единиц получилось в группе «Радость, удовольствие». Наименьшее – в группе «Вина».
Итак, теперь обратимся непосредственно к анализу тех групп, которые получились, и к анализу входящих в них единиц. Анализ единиц будет проводиться по следующему плану.
Определение средств репрезентации эмоций в предложении
Способ выражения эмоций – опосредованно или напрямую
Определение наличествующих эмоциональных смыслов Определение гедонического тона эмоций
Определение эмоций по шкале расслабление/напряжение (готовность к действию)
Определение уровня активации – спокойствие/возбуждение
Определение доминирующих эмоций во всём предложении
Определение эмоционального содержания полупредикативной конструкции в предложении
Определение роли полупредикативной конструкции в интерпретации эмоционального содержания предложения