Историко-культурный анализ церковного пения
1.1 Культурологические основы церковного пения
Уникальные черты литургического вокала, объединяющие разные культуры, переплетаются в русском церковном пении, именуемом также
"древнерусским". Русский народ, отличающийся эмоциональностью и способностью глубоко воспринимать молитвенный смысл, отражается в этой
музыкальной традиции. Оптимизм, динамичность, сосредоточенность и покой, выделяемые верующими в нашем пении, натурально сочетают в себе благодарность Богу, радость и раскаяние.
В таком стиле пения нет места
крайнему унынию или чрезмерной невозмутимости, он балансирует между
различными эмоциональными состояниями, важными для верующего сердца.
Богослужебное пение, основанное на традициях, создает уникальную
систему, которая точно передает порядок богослужений, подчеркивая их
важные моменты и разнообразие на протяжении всего года. Одним из главных
преимуществ этой системы является ее способность адаптироваться,
благодаря использованию различных мелодий, стилей пения и методов
вокального исполнения. Выбор конкретных мелодий и способы исполнения
олицетворяют гибкость и разнообразие этой удивительной певческой системы.
Многообразие стилей церковных песнопений в Русской Православной
Церкви отражает праздничность богослужения в разные дни года. От путевого
до знаменного роспева, каждый стиль музыки придает особую атмосферу
пения. В то время как знаменное пение доминирует в большинстве случаев, в
специальные дни оно уступает место иным композициям, создавая
разнообразие и глубину праздничного настроения.
50
7
Монастырями или соборными уставами и обиходниками
устанавливаются правила, по которым происходят эти изменения, которые
строго регламентированы. Важной чертой стиля церковного песнопения
является их принадлежность к разным гласам. Классификация церковных
песнопений включает гласовые и внегласовые, каждый из них имеет
уникальные мелодические особенности. Разделение на четыре уровня в
каждой категории основано на характеристиках певческой структуры и
музыкальности композиций. Это позволяет точно идентифицировать тексты в
литургии, присвоенные к определенным гласам (изменяемые) и те, что не
относятся к гласовой системе (неизменяемые), при наличии соответствующих
знаний и опыта.
В рамках церковного Устава, литургические композиции исполняются
через различные методы: одни из них прозвучат из уст служителей церкви,
включая духовенство, диаконов или певцов, в то время как другие будут
исполнены двумя хорами, расположенными у алтаря. Литургия включает как
пение, так и чтение. Пение начинает дирижер, после чего вступают все члены
хора или выступает солист. Тексты из Библии, как из Ветхого, так и Нового
Завета, а также творения отцов Церкви, читаются на определенных мелодиях,
которые называются погласицами.
Русское церковное пение, отличающееся от западноевропейской
музыкальной традиции, имеет целый ряд уникальных вокальных и
лингвистических особенностей, которые устанавливаются Уставом и требуют
строгого соблюдения, подобно роспевам. Подгонка стилей и приемов вокруг
церковного обряда придает ему особенное строение или архитектуру, которая
способствует неотступному привлечению внимания прихожан. Этот аспект
способствует сосредоточению внимания на протяжении более
66
5
8
продолжительного периода времени, что позволяет верующим отвлечься от
повседневности и погрузиться в уникальное духовное пространство.
Большинство современных служителей Церкви и прихожан знакомы с
уникальной особенностью, которая включает в себя одноголосный склад с
подголосками, пение в отличных от мажора и минора ладах,
церковнославянское произношение с «оканьем» и различением букв «есть» и
«ять», а также хомонию. Иногда эти элементы вызывают недовольство из-за
отклонения от общепринятых традиций.
Однако стремление к традиционализму, характерное для русского
духовного мировоззрения, идеально осуществляет защитную функцию в
рамках церковной культуры.
Более ста лет назад произошло восстановление иконы "Троица" Андрея
Рублева, что представляет собой интересный исторический момент. В
результате ограниченных знаний о церковной истории и отсутствия развитого
критического мышления часто происходит упрощение традиционализма до его
поверхностной формы. В такой ситуации поддерживаются не глубоко
укорененные традиции, а обычные повседневные обряды, чье значение
ограничивается последними годами или, в лучшем случае, десятилетиями. Это
лишь мельчайший момент в контексте многовековой истории Русской Церкви
и ее богослужебных традиций.
В начале XX века протоиерей Николай Чернышов обсуждал
неожиданные вмешательства в иконы, когда после удаления старых слоев
краски решали нанести их обратно из-за необычного вида иконы. В то время
иконы либо хранились у старообрядцев, либо выставлялись в музеях как
исторические реликвии. Тогда предлагали иконописцам вдохновляться не
классическими произведениями, а созданиями Рафаэля и Караваджо, а также
27
9
изучать работы Иванова, Васнецова, Нестерова и Бруни в современном
контексте.
Изданный документ подтверждает стремление к сохранению традиций в
сфере церковной культуры. Хомония, как особый вид вокального проявления,
происходит от древнего литургического произношения в церковнославянском
языке, где полугласные «еръ» и «ерь» звучат как [о] и [е], придавая
богослужебной речи мелодичность и выразительность. Термин «хомония»
происходит от окончания глаголов с суффиксом «-хомо», обусловленного
звуковыми изменениями в пении: согрешихомъ – согрешихомо,
беззаконновахомъ – беззаконновахомо, неправдовахомъ – неправдовахомо.
Сначала исчезли "еръ" и "ерь" в церковном чтении, затем сохранены в
пении под влиянием певческих знаков, что привело к различному звучанию
вербального текста во время богослужебного чтения и пения. Это
спровоцировало концепцию "раздельноречия", где выделяется различие между
чтением и вокализацией. Понимание текста в случае хомонии оказывается
доступным, требуя лишь определенной адаптации и практического опыта,
несмотря на видимую нелогичность. Восприятие обычного
церковнославянского текста по сравнению с русским также требует
определенного усилия.
По древним ритуалам, слоги в словах становятся больше при добавлении
новых знаков к полугласным звукам, что ведет к изменению ритма церковных
гимнов. Эти дополнительные слоги распределяются равномерно в тексте,
каждый из них имеет свой музыкальный символ, создавая уникальную
ритмичность при исполнении. К настоящему времени не было найдено
соответствующих мелодий для измененной текстовой базы, несмотря на
попытки адаптации церковных песнопений в разные исторические периоды.
27
71
10
Искусственное соединение музыки и слов создало новый звуковой
ландшафт, где мелодии и рифмы плелись в пляске. Музыкальные элементы
вплелись в слоги, делая их более насыщенными и сложными. Появление
речитативов добавило еще больше разнообразия, но стало вызовом для ритма
и гармонии гимнов. Гимн, будь то авторский творческий подход или
традиционный стиль, остается ограниченным в своей способности передать
всю глубину и значимость богослужения.
При исполнении церковной службы в полифоническом стиле происходят
изменения, которые делают ее менее разнообразной и однообразной по
сравнению с традиционным обрядом. В ходе сегмента «Господи воззвах»
участвуют три элемента звучания (псалмы, стихиры, припевы), однако в
конечном итоге остаются лишь два из них (стихиры и припевы). Вместо
сложной смеси пения хора, псалмов, вызовов и припевов появляется более
простая схема: канонарх издает свой возглас, затем хоровой припев звучит в
стихирном ладу, за ним следует чтение или пение хора на простую мелодию, а
затем исполняются стихиры с примесью вызовов и припевов.
Порой мелодии в полифоническом исполнении слишком быстро
затухают, не укладываясь по времени с обрядами, проводимыми у алтаря. В
результате приходится замедлять темп пения, что нарушает гармонию с его
структурой и делает процесс искусственным. Такой подход к приспособлению
длительности пения под церковные обряды, например, пение хора на 103-м
псалме, выход духовенства из святилища на полиелейных псалмах, снижает
значение пения до уровня фоновой музыки, лишая его первоначального
предназначения – служения посредством мелодического слова Богу.
Два новых фактора усугубляют сложности. В начале стоит упомянутая
гармоническая структура четырехголосного хорала, непривычная для русской
хоровой традиции и заимствованная из музыкальной культуры Запада. Кроме
того, в мелодиях повседневных песнопений, имеющих свои корни в строго
церковных распевах Киева, Греции и Болгарии, часто можно найти элементы
светской музыки. Слушатели могут легко узнать мотивы из песен, романсов,
хоралов и маршей, что может вызвать у них ассоциации, основанные на их
музыкальном образовании.
1.2 Функции церковного пения в русской православной культуре
Церковное пение для человека без опыта в религии - это как новый мир,
который он пытается понять через свои мирские привычки. Музыка в церкви
играет важную роль, несущую в себе не только религиозный, но и мировой
смысл. Она может оказывать влияние на воспитание, помогая развивать
этические качества и добросердечность. Музыка, как часть духовной
практики, формирует мысли, чувства и взгляды человека на мир и его
отношение к нему.
Влияние музыки на воспитание человека происходит через развитие в
нем чувства прекрасного, влияние на его внутреннее состояние. Этический
аспект музыки проистекает из богослужебного пения, смысл которого
заключается в передаче духовных ценностей. По мнению В. Медушевского,
серьезная музыка несет в себе духовные наследственные качества. Основное
различие между церковной и светской музыкой заключается в том, что
церковная музыка способна реально трансформировать человека благодатью, в
то время как светская музыка лишь призывает к этому.
Возникающее ощущение напоминает жажду изобилия и совершенства,
как огласка, обнимающая и просветляющая душу [11]. Пение в церкви должно
49
6
12
стремиться держать шаг с духовным преобразованием человека, которое
определено миссией богослужения.
В контексте доминирования этической функции, прочие аспекты
музыкального искусства имеют второстепенное значение, однако их
значимость необходимо учитывать при обсуждении миссии православной
музыкально-певческой культуры.
Когда человек первый раз входит в православный храм, он погружается в
атмосферу звукового пространства, которое часто ошеломляет его своей
оригинальностью, которая проявляется в следующем:
Вместо яркого, агрессивного звучания, которое часто напрягает,
здесь мы слышим спокойное пение, приятное и умиротворенное.
Живые голоса заменяют электронные и акустические
инструменты, что добавляет особого шарма к звуковому процессу.
Этот новый опыт вызывает интерес и внимание, улучшает
понимание и восприятие. Современный ритм жизни, пестрота
медийного контента формируют нашу способность быстро
переключаться от одного впечатления к другому, что влияет на
наше восприятие и мышление, делая их более клиповыми.
Церковное пение, в отличие от других музыкальных жанров, не
привязано к строгому ритму и не перегружено динамикой. Его
мелодичность и спокойствие способны умиротворить ум человека,
вызвать у него желание пребывать в месте проведения
богослужения. Новичок, хоть и не обладающий полным
пониманием истории и традиций церкви, может почувствовать
особую атмосферу и благодаря этому пережить нечто
сверхъестественное, подобное небесам.
4
13
Церковное пение является важным элементом помощи человеку в его
стремлении к высокой духовной высоте и самопознанию. Познавательная роль
церковного пения заключается в том, что это путь к достижению состояния
молитвы. Стоит отметить, что знаменное и партесное пение, как две основные
формы церковно-певческой традиции, представляют собой различные
эстетические концепции. Путешественник Гербиний в третьей четверти XVII
века описал, что грекороссы гораздо более свято поют славу Богу, чем римляне.
«Когда звуки раздельно проникают в уши - дискант, альт, тенор и бас,
создается неповторимая гармония. Люди, смешиваясь с клиром, начинают петь
так, что это звучит гармонично и благоговейно. Меня, восторгающегося
звуками, словно переносит в Иерусалим, где я видел и чувствовал дух
первоначальной христианской церкви»[6].
Все это говорит о стремлении к эмоциональному пению и чувственному
восприятию звуков. Поэтому эстетическая установка в пении заключается в
поиске духовной красоты.
Музыкальные звуки переносят человека в иные измерения бытия, где
скрыты тайны души и разгадываются загадки мира. Основная цель и сущность
этого процесса - достижение внутреннего равновесия и гармонии с высшими
силами вселенной. Вселенная плетет свои узоры из звуков, переплетая
мелодии с молитвами и жизненными формами. Мелодии и формы жизни
сливаются в единое целое, отражая качество духовного состояния человека.
Молитва становится неотъемлемой частью музыкальной структуры, наполняя
ее смыслом и энергией. В этом взаимодействии музыка выступает как
исцеляющая сила, способная утолить жажду новых ощущений и переживаний.
В храме человек соприкасается с теми чувствами, которые он часто не
ощущает в окружающем мире. Пение церковного хора, наполненное
нежностью и искренностью, помогает прихожанам обрести внутренний покой
66
4
9
14
и гармонию. Слияние голосов создает атмосферу, позволяющую каждому
забыть о суете и заботах, погрузившись в свои мысли и чувства. В это время он
находит момент уединения с самим собой, отдыхая от неутомимого ритма
жизни, наступившего под влиянием цивилизации.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие
вывод о том, что специфические и основные задачи церковного пения –
раскрывать прихожанам содержание Богослужения, настраивать их на молитву
– решаются в контексте общих задач музыкального искусства (воспитательная,
познавательная, эстетическая, компенсирующая). В зависимости от
внутренней мотивации прихожанина, его слухового и общекультурного уровня
и т. п., та или иная общая задача может выходить на первый план, не отменяя,
разумеется, главенства двух названных специфических задач. Входя в храм,
человек преодолевает звуковой рубеж. Из мира диссонантного,
инструментального, тембрового и искусственного он попадает в мир
гармоничный, естественный, созвучный его внутренней природе, в мир голоса.
Восприятие церковного пения опытным прихожанином более глубоко в
молитвенном плане, в то время как человек, пришедший в храм впервые,
воспринимает церковное пение в соответствии с общими законами
музыкального восприятия (эмоционально, интеллектуально, предметно и т. п.)
Миссионерская задача русской православной музыкально-певческой культуры
не ограничивается только привлечением людей в храм, также она – в
удержании и наставлении людей внутри храма. Выполнение этой миссии
возможно в том случае, если церковное пение будет активизировать различные
аспекты восприятия прихожанина с тем, чтобы направить его по
молитвенному пути.