Методическая оценка дидактического потенциала лингвострановедческих материалов в учебниках по английскому языку на старшем этапе

После изменения парадигмы образовательного просвещения образовалась потребность внедрения новых учебных пособий и учебников. От того, какой учебник будет выбран, во многом будет зависеть качество знаний, умений и навыков обучающихся.

Учебники, предназначенные для обучающихся общеобразовательной российской школы на старшем этапе, написаны в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и обеспечивают необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовность и способность к межкультурной коммуникации на английском языке в рамках, обозначенных примерной программой.

В данной главе представлен анализ учебников на дидактический потенциал лингвострановедческих материалов. Под «дидактическим потенциалом» подразумевается способность представленных материалов к формированию познавательного интереса к изучению иностранного языка и развитию предметных и метапредметных навыков обучающихся.

Целью аналитического обзора является комплексное рассмотрение учебников на наличие или отсутствие в них материалов лингвострановедческого характера, выявление принципов, подходов и приёмов их реализации, а также дальнейшее проведение методической оценки на их дидактический потенциал.

Используемые на старшем этапе общеобразовательной школы учебники предполагается проанализировать по следующим критериям:

1. Выявление концепции в отношении материалов лингвострановедческого характера, которой придерживаются авторы;

2. Организация и оформление представленного лингвострановедческого материала в рамках общедидактических принципов (наглядности, доступности и посильности, индивидуализации и т.д.);

3. Задействованы ли все аспекты обучения иностранному языку (формирование фонетических, лексических, грамматических навыков) и уделяется ли должное внимание всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму);

4. Актуальность и релевантность используемых составителями учебников подходов в языковом обучении;

5. Системность, взаимосвязь и взаимозависимость между всеми представленными лингвострановедческими материалами.

В рамках анализа данной работы предполагается рассмотреть следующие учебники, рекомендованные к использованию приказом №345 Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2018 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, общего основного, среднего общего образования»:

1. «Spotlight» (Английский в фокусе) для 10 классов от издательства «Просвещение», авторами которого выступили Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др.

2. «Spotlight» (Английский в фокусе) для 11 классов от издательства «Просвещение», авторами которого выступили Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. [Приказ Минпросвещения России №345, 2018].

Структурный обзор учебников показал, что в их содержание входят 8 учебных модулей, каждый их которых нацелен на отработку чтения, аудирования, навыков устной и письменной речи в различных речевых ситуациях. Помимо упомянутых 8 модулей, учебники содержат следующие дополнительные разделы:

 Word Perfect & Grammar Check – раздел, нацеленный на грамматический дриллинг;

 Spotlight on Russia – раздел, нацеленный на расширение кругозора обучающихся о российской культуре;

 Songs Sheets – раздел, в котором собраны песни на различные тематики для отработки топиков, представленных в учебнике;

 Grammar Reference Section – раздел с грамматическим справочником;

 Irregular Verbs – cписок частотных неправильных глаголов;

 Word List – русско-английский словарь с лексическими единицами, задействованными в учебнике.

В следующих параграфах представлены примеры введения материалов лингвострановедческого характера на страницах учебников «Spotlight» (Английский в фокусе) для 10-11 классов, а также проанализирована их реализация с точки зрения дидактической релевантности.

Анализ учебника «SPOTLIGHT» (английский в фокусе) для 10 класса

Курс для 10 класса состоит из следующих модулей: «Strong ties» (страницы 9-26), «Living & Spending» (страницы 27-44), «Schooldays & Work» (страницы 45-62), «Earth Alert!» (страницы 63-80), «Holidays» (страницы 81-100), «Food & Health» (страницы 101-120), «Let’s have fun» (страницы 121-138), «Technology» (страницы 139-156).

Страница 10 (Module 1a, Reading Skills): представлена текстовая колонка о жизни шестнадцатилетних тинэйджеров на территории англоговорящих стран.

Подростки (Фиона из Ирландии, Джози из Шотландии, Джейми из Австралии, Ким из Канады, Брэндон из США и Эмили из Англии) рассказывают о реалиях своего времяпровождения. Таким образом, обучающиеся узнают, что в свободное время англоговорящие тинэйджеры предпочитают смотреть телевидение, ходить на концерты и на шоппинг, заниматься спортом и танцами, посещать кинотеатры и периодически выезжать на природу или в путешествие.

Текстовая колонка сопровождена комплексом речевых упражнений со вспомогающими примерными паттернами ответов, позволяющими обучающимся 10 классов выявить сходства и различия между своим образом жизни и образом жизни иностранных сверстников и активизировать новую и ранее изученную лексику.

Страницы 16-17 (Module 1d, Literature): представлены биография американской писательницы Луизы Мэй Олкотт и выдержка из её романа «Little Women» (Маленькие женщины), изданного в 1868 году. В основу произведения легли личный опыт и воспоминания писательницы об её взрослении в обществе трёх сестёр во времена Гражданской войны в США. Представленная информация несёт в себе сразу две дидактические цели: 1. колонка с биографией писательницы снабжает историческими данными об американской общественной жизни в XIX веке и гражданской войне 1861—1865 годов между аграрным рабовладельческим Югом и промышленным Севером; 2. отрывок из романа вводит новые лексические единицы по темам «внешность» и «характер».

Представленные далее упражнения позволяют активизировать введенные лексические единицы в различных видах речевой деятельности, обращаясь как к индивидуальной, так и к групповой формам работы.

Страница 21 (Module 1e, Culture Corner 1): представлена колонка «Teenage Fashion in the UK», в рамках которой трое британских подростков поделились своими взглядами и подходами в выборе одежды. Из представленной информации обучающиеся 10 классов имеют возможность узнать, что британцы отдают предпочтение сдержанной и подчеркивающей индивидуальность одежде, при подборке модного лука ориентируются на мультикультурный бэкграунд страны, а трендовые дизайнерские вещи в Великобритании не всегда являются предметом роскоши. Топик насыщен большим количеством лексических единиц по теме «одежда», однако не предоставляет достаточно упражнений для их отработки и закрепления.

Страница 28 (Module 2a, Reading Skills): представлена колонка подназванием «Britain’s Young Consumers», в которой рассказывается о реалиях британского потребительского рынка, на который в значительной мере влияют подростки. Читая данный текст обучающиеся 10 классов немного узнают о том, как устроена экономическая сфера в Великобритании и какие товары пользуются популярностью в магазинах среди их иностранных сверстников. Текст «Britain’s Young Consumers» несёт в себе интеграцию лексических единиц по темам «одежда» и «хобби», а также обеспечивает распознавание грамматических реалий английского языка, среди которых: конструкция «there is/there are», пассивный залог, времена Simple, фразовые глаголы, идиоматические выражения и т.д.

Страницы 34-35 (Module 2d, Literature): представлена биография английской писательницы Эдит Несбит, фокусировавшейся на написании детской художественной литературы в XIX-XX веках. Также в разделе опубликован отрывок из её книги «The Railway Children» (Дети железной дороги), в сюжете которой дети лондонского семейства заводят дружбу с русским эмигрантом, прототипом которого послужили реальные люди, жившие в действующий исторический период. К выдержке из произведения предлагается выполнить насколько заданий, в рамках которых обучающиеся развивают навыки чтения в зависимости от целевой установки.

Страница 39 (Module 2e, Culture Corner 2): представлена информация об основных ежегодных спортивных мероприятиях Великобритании, среди которых: лодочная регата по Темзе между командами клубов Оксфордского и Кембриджского университетов, а также Лондонский марафон, проходящий каждую весну. Методисты, в свою очередь, предлагают обучающимся творческое задание: представить себя радиоведущим и осветить одно из понравившихся событий.

Страница 42 (Module 2, Spotlight on Exams): представлена статья об американском научно-фантастическом телевизионном сериале «Звёздный путь», в частности базирующаяся на образе Павла Андреевича Чехова – карикатурного вымышленного персонажа с русскими корнями, проходившего службу на американском космическом корабле. Для обучающихся 10 классов материал имеет следующую дидактическую ценность: 1. позволяет приблизиться к пониманию специфики русско-американских отношений в отведённом историческом контексте и причинам, по которым для американского культурного продукта была важна репрезентация образа русского человека; 2. активизирует навыки изучающего и поискового чтения.

Страница 57 (Module 3e, Culture Corner 3): представлены материалы о системе образования в США, в рамках работы над которыми обучающиеся 10 классов смогут узнать отличия между понятиями «Kindergarten», «Elementary School», «Junior High School», «High School», а также закрепить лексические навыки по теме «образование».

Страница 70 (Module 4d, Literature): представлена биография английского писателя Артура Конан Дойла и выдержка из его научно-фантастического цикла «The Lost World» (Затерянный мир), в сюжете которого описаны приключения британской экспедиции в Южную Америку. Представленный материал позволяет активизировать и расширить лексический запас обучающихся по теме «животные».

Страница 75 (Module 4e, Culture Corner 4): представлена статья об австралийском Большом Барьерном рифе – крупнейшем коралловом рифе в Тихом океане. Топик позволяет расширить кругозор обучающихся в области географии и активизирует словарный запас по темам «природа» и «экология».

Страница 95 (Module 5e, Culture Corner 5): представлена красочная брошюра с достопримечательностями Великобритании, при работе над которой обучающимся предлагается отработать навыки аудирования.

Страница 108 (Module 6d, Literature): представлены биография английского прозаика Чарльза Диккенса и выдержки из его романа «Приключения Оливера Твиста», проливающие свет на жизнь в американских сиротских приютах в XIX в. Работа над материалами подразумевает отработку идиом, а также рассмотрение коннотативных значений глаголов: to glaze, to gaze, to stare, to glare, to peer, to peep, в сравнении с их нейтральным синонимом «to look».

Страница 115 (Module 6e, Culture Corner 6): представлены сведения о национальном празднике Шотландии, а именно – Дне рождении Роберта Бёрнса, известного поэта. При прочтении текста обучающиеся знакомятся с музыкальными традициями Шотландии и реалиями их национальной кухни, активизируя нововведённый вокабуляр.

Страница 133 (Module 7e, Culture Corner 7): представлена статья о лондонском филиале Музея мадам Тюссо с исторической справкой о том, как арт-объекты, выполненные в рамках хобби, проложили начало созданию бизнеса с филиалами по всему миру. Работа над текстом подразумевает подстановку слов в скобках в корректной грамматической форме.

Страницы 140-141 (Module 8a, Reading Skills): представлены три текстовые колонки о роли девайсов и гаджетов в повседневной жизни американцев и британцев, закрепляющие знания обучающихся по теме «технологии».

Страница 151 (Module 8e, Culture Corner 8): представлена информация о достижениях британских изобретателей, среди которых Чарльз Бэббидж, изобрётший первую вычислительную машину, и Джон Лоуги Бэрд, создавший первую телевизионную систему. Предлагаемые задания авторов под данным топиком подразумевают выполнение проекта, при котором обучающийся должен провести компаративный мини-анализ достижений британских и российских изобретателей.

Кроме того, в учебнике для 10 класса представлен широкий спектр информации о реалиях нашей страны и стран, в которых английский язык не является официальным.

Страница 25 (Module 1, Spotlight on Exams): в текстовой колонке уделено внимание Петру Первому и результатам его внутренней и внешней политики во времена существования Российской Империи. Выполнение задания основано на подстановке необходимых слов в рамках «Use of English».

Страницы 46-47 (Module 3a, Reading Skills): в рамках темы «Schools around the World» обучающихся знакомят с реалиями школ в Южной Корее, Непале и Греции, предлагая выбрать подходящее название заголовка для каждого из текстовых кусочков.

Страницы 52-53 (Module 3d, Literature): представлены колонка с биографией русского прозаика и драматурга А.П. Чехова, а также фрагмент из его произведения «Душечка», более известного среди англоговорящей аудитории как «The Darling». Упражнение над материалом нацелено на подстановку подходящих по смыслу пропущенных предложений в цельный текст.

Страница 58 (Module 3e, Culture Corner 3): опубликовано письмо бразильского школьника, из которого можно извлечь сведения об образовательной сфере в крупнейшей стране Латинской Америки. Материал ориентирован на проведение аудирования и дальнейшего написания эссе.

Страница 61 (Module 3, Spotlight on Exams): представлен текст «The Russian Winter», работа над которым подразумевает отработку навыков словообразования.

Страницы 78-79 (Module 4, Spotlight on Exams): предлагаются тексты о жизни панд в Китае и тигров в Сибири, осведомляющие обучающихся о том, насколько важно соблюдать экологический баланс и не допускать исчезновение видов флоры и фауны. При выполнении заданий отрабатываются навыки когнитивных умений при чтении и подстановка слов в рамках «Use of English».

Страница 82 (Module 5a, Reading Skills): предлагается прочесть текст «Beautiful Nepal!», в рамках работы над которым обучающиеся активизируют лексику по теме «путешествия», отрабатывают фразовые глаголы и знакомятся с некоторыми тенденциями мирового туризма.

Страница 86 (Module 5c, Grammar in Use): представленный текст «Siberia» позволяет обучающимся расширить своё представление об инфраструктуре нашей страны, отрабатывая при этом грамматические правила об использовании определённого и неопределенного артиклей в английском языке.

Страница 88 (Module 5d, Literature): авторы учебника приобщают обучающихся также и к французской литературе, освещая роман Жюля Верна «Around The World In 80 Days» (Вокруг света за 80 дней), насыщенный продвинутым вокабуляром.

Страница 98 (Module 5, Spotlight on Exams): представлен текст о Египетских пирамидах, подкреплённый мнениями археологов и экспертов об их историческом влиянии на мировую культуру. После прочтения обучающимся предлагается выполнить упражнение на понимание прочитанного, отвечая на вопросы в формате теста.

Страница 137 (Module 7, Spotlight on Exams): в рамках небольшого текста об оперном певце Дмитрии Хворостовском предлагается выполнить упражнение на словообразование, которое разработано по аналогии с заданием из 3-го раздела ЕГЭ «Грамматика и лексика».

Анализ учебника «SPOTLIGHT» (английский в фокусе) для 11 класса

Курс для 11 класса состоит из следующих модулей: «Relationships» (страницы 9-26), «Where there’s a will there’s a way» (страницы 27-44), «Responsibility» (страницы 45-62), «Danger!» (страницы 63-82), «Who are you?» (страницы 83-100), «Communication» (страницы 101-118), «In days to come» (страницы 119-136), «Travel» (страницы 137-154).

Страницы 16-17 (Module 1d, Literature): представлены биография ирландского писателя Оскара Уайльда, а также отрывок из его сказки «The Devoted Friend» (Преданный друг), в которой поднимаются темы дружбы, предательства, щедрости и лицемерия в жизни английского общества в XIX веке.

Учебные задачи при работе с текстом подразумевают: детальное чтение и дальнейшую подстановку пропущенных предложений, семантизацию новой лексики при помощи выборки синонимов из текста, отработку коллокаций и поиск стилистических девайсов, задействованных в данном тексте.

Страница 21 (Module 1e, Culture Corner 1): представлена колонка «Multicultural Britain» (Многокультурная Британия), в которой описаны этнический состав современной Великобритании и образ жизни её иммигрантов из Индии, Китая и Ямайки после интеграции в британское общество. В ходе прочтения текста обучающиеся знакомятся со следующими аспектами:

процессами, побудившими несколько волн иммиграции в Великобританию;

влиянии, котором иммигранты оказывают на современную демографию;

роли английского и родного языков в жизни приезжих; формах дискриминации в стране на фоне расовых предрассудков. В рамках одного из упражнений к тексту обучающимся предлагается выполнить творческое задание, а именно: обсудить в группах наличие различных этнических групп в нашей стране и написать небольшую письменную в работу, опираясь на исторические факты, связанные с демографическими изменениями.

Страница 22 (Module 1e, Culture Corner 1): представлена колонка «Victorian Families» (Семьи викторианской эпохи), в которой описаны реалии из людского быта среднего рабочего класса и высших сословий во времена правления королевы Виктории в XIX веке. Работа над текстом подразумевает небольшой комплекс письменных и устных речевых упражнений.

Страница 24 (Module 1, Spotlight on Exams): представлена колонка о культурной жизни горожан, структуре бизнеса и ландшафтном дизайне Верхнего Вест-Сайда, одного из районов Нью-Йорка, расположенного на острове Манхэттен. Учебными задачами при работе с колонкой являются подстановка недостающих фраз в текст и отработка аудирования.

Страница 33 (Module 2d, Literature): представлены биография британской романистки Шарлотты Бронте и отрывок из её произведения «Jane Eyre» (Джейн Эйр), в котором отразились суровые реалии жизни сироты в Викторианской Англии и её дальнейший жизненный путь, в котором она вынуждена балансировать между разными классами общества и терпеть на себе большое количество предубеждений. Работа над текстом подразумевает активизацию продвинутой лексики по теме «внешность», семантизацию лексических единиц путём подборки синонимов из адаптированного произведения, детальное чтение, а также ознакомление обучающихся с использованием гиперболы в тексте – стилистического средства, позволяющего придать уникальности нарративу.

Страница 52 (Module 3d, Literature): представлены отрывок из романа британского писателя Чарльза Диккенса «Great Expectations» (Большие надежды) и его биография, проливающая свет особенности его творчества, в котором он критиковал порядки Викторианской эпохи, повлёкшие массовую бедность и нищету в Лондоне. В рамках работы над материалом, обучающимся предложено выполнить ряд письменных и устных речевых упражнений.

Страница 57 (Module 3, Culture Corner 3): представлен текст «Ellis Island and the Statue of Liberty» о главном символе американской демократии – Статуе Свободы в Нью-Йорке, направленный на закрепление навыков аудирования обучающихся и подстановку слов в корректной грамматической форме.

Страница 58 (Module 3, Culture Corner 3): представлена колонка «It’s my right», в которой отражены основные положения Всеобщей декларации прав человека, принятой в Нью-Йорке в 1948 году. Работа над текстом включает в себя активное обсуждение обучающимися их прав с использованием новых лексических единиц, а также творческое задание, подразумевающее сбор информации о российских благотворительных или правозащитных организациях.

Страница 78 (Module 4, Culture Corner 4): представлен текст «London’s burning!», описывающий исторические события 1666 года при которых в результате пожара сгорели более 13 000 домов, 87 приходских церквей и большая часть правительственных зданий в Лондоне. При работе с текстом, обучающимся предлагается провести детальную работу со словарем для семантизации новой представленной лексики.

Страница 113 (Module 6, Culture Corner 6): представлена колонка под названием «Languages of the British Isles» в рамках изучения которой обучающиеся углубляются в историческое развитие английского языка и расширяют лингвистические знания, суммируя накопленные и нововведенные сведения об Индоевропейской языковой семье.

Страница 148 (Module 8e, Culture Corner 8): в формате аудирования представлена подборка негласных правил тона и этикета, принятых в США.

Обучающиеся узнают о культурных манерах американцев, среди которых:

традиция оставлять чаевые парикмахерам и таксистам, соблюдение социальной дистанции и личного пространства, а также запрет спрашивать сумму заработной платы у близких знакомых.

Как и в учебнике для 10 классов, на страницах учебника для 11 классов в дополнение к лингвострановедческим материалам об англоязычных странах можно также обнаружить сведения о культурных реалиях других стран, в том числе России.

Страницы 10-11 (Module 1a, Reading Skills): представлена колонка под названием «Family Ties…a World Apart», в которой подростки описывают особенности семейных уз в Китае, России, Италии, Великобритании, Иордании и Японии. К тексту предлагается выполнить комплекс заданий, подразумевающих: введение и отработку продвинутой лексики по теме «семья», выполнение устно-речевых и письменных упражнений.

Страница 25 (Module 1, Spotlight on Exams): представлен небольшой текст «A Russian Primadonna» о легенде отечественной эстрады Алле Пугачёвой и её влиянии не только в странах бывшего СССР, но и за их пределами. Выполнение упражнения по тексту подразумевает подстановку необходимых слов в рамках «Use of English».

Страница 43 (Module 2, Spotlight on Exams): представлен текст «The Changing Face of Tverskaya», в котором описываются историческое события, связанные с градостроительной политикой в отношении Тверской улицы в Москве. Учебной задачей является выполнение упражнения на подборку необходимых слов в рамках «Use of English».

Выводы

Таким образом, отличительными чертами учебников «Spotlight» (Английский в фокусе) для 10-11 классов являются:

 модульное построение их структуры и наличие заданий, соответствующих требованиям международных экзаменов, готовящих постепенно к Единому государственному экзамену по английскому языку;

 внушительное обилие информативных аутентичных текстов и материалов лингвострановедческого характера, который излагается доступным способом и подкреплен множеством цветных иллюстраций, таблиц, схем.

Из достоинств учебников можно выделить:

 обеспечение обучающихся необходимым и достаточным уровнем коммуникативных умений в устной и письменной речи, гарантирующим их готовность и способность к межкультурной коммуникации;

 обилие представленных текстов различными грамматическими конструкциями, тематической лексикой и актуальными данными;

 наличие множества упражнений и творческих заданий, позволяющее обучающимся активизировать новую и накопленную информацию, которая в дальнейшем может быть использована в рамках межкультурной коммуникации на английском языке;

 каждое предыдущее предложенное упражнение становится опорой для выполнения последующего, подразумевающего более сложную речевую установку.

Из недостатков учебников можно выделить:

 большая часть материалов лингвострановедческого характера представлена преимущественно о Великобритании и чуть меньше о США, практически игнорируя культурные реалии других англоговорящих стран;

 даже адаптированные художественные тексты из блоков «Literature» кажутся чуть выше заявленного уровня для 10-11 классов и могут быть сложными для освоения, что может привести к снижению мотивации обучающихся при изучении материала.

Обращаясь к ранее заявленным критериям анализа, можно сделать вывод, что учебники «Spotlight» (Английский в фокусе) для 10-11 классов обладают высоким уровнем дидактического потенциала лингвострановедческих материалов и позволяют развивать лингвострановедческую компетенцию, а также предметные и метапредметные навыки обучающихся на высоком уровне, так как:

1. лингвострановедческая концепция является практически ведущей для составителей учебников;

2. при организации и оформлении материалов лингвострановедческого характера в учебниках учтены общедидактические (наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации и т.д.) и методические (коммуникативной направленности, дифференцированного и интегрированного обучения и т.д.) принципы;

3. в учебнике задействованы все аспекты обучения иностранному языку и уделяется должное внимание всем видам речевой деятельности;

4. современные подходы (коммуникативный, когнитивный, деятельностный, социокультурный и т.д.), к которым обращаются составители учебника, отвечают основным требованиям педагогики и психологии;

5. лингвострановедческий материал представлен в комплексе и взаимосвязи, выделен в отдельные колонки и разделы, что своего рода является демонстрацией значимости такого рода сведений при обучении иностранному языку.