Методы оценки финансового состояния предприятия

Производить оценку финансовому положению организации можно привязываясь к кратковременной и продолжительной перспективе. В одном случае критерием оценивания будет платежеспособность компании, т.е. насколько она сможет вовремя и в полном объеме рассчитаться по краткосрочным обязательствам. В другом случае – устойчивость его работы на долговременный период, т.е. финансовая самостоятельность компании.

Комплексная оценка финансового состояния основывается на системе финансовых коэффициентов, которые характеризуют структуру происхождения комплектования капитала и его размещения, равновесие между обязательствами компании, эффективность и интенсивность использования капитала, ликвидность и качество активов, его инвестиционную привлекательность и т.д. [18, с. 288]. Для этого исследуется динамика данных, сравниваются со средними и нормативными величинами по отрасли.

Оптимальный перечень показателей, наиболее объективно отражающих тенденции финансового состояния, формируется каждой организацией самостоятельно. Очень часто применяются данные в процессе оценивания финансового положения компании, входящие в состав 5 групп; они показывают различные стороны финансового состояния организации [18, с. 260]:

  • показатели оценки имущественного положения,
  • показатели оценки ликвидности,
  • показатели оценки финансовой устойчивости,
  • показатели оценки деловой активности,
  • показатели оценки рентабельности.

Проведение анализа финансового положения предполагает применение ряда методов, которые разграничиваются на две группы: неформализованные и формализованные.

Неформализованные методы формируются на понимании аналитических процедур на логическом уровне, к которым относятся методы: психологические, морфологические, сравнения экспертных оценок, сценариев, создания группировок показателей и аналитических таблиц. Применение этих методов предполагается некоторым субъективизмом, так как громадное значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика

Формализованные методы основываются на применении строго формализованных аналитических подчиненностей и соединяют:

- статистические,

- бухгалтерские,

- экономико - математические методы.

В зависимом положении от используемых методов обычно акцентируется ряд главных способов анализа финансового положения компании [19, с. 60]:

1) горизонтальный (временной) метод анализа – выстраивание аналитических таблиц, в которых происходит сопоставление отдельной позиции отчетности с соответствующими данными за предыдущий промежуток;

2) вертикальный (структурный) анализ - дает формулировку структуры финансовых данных, показывает, насколько отдельные факторы влияют на итоговый результат;

3) трендовый (прогнозный) метод – сопоставляются все позиции отчетности с аналогичными данными за несколько периодов;

4) коэффициентный – производится вычисление соотношений между разными данными разных форм отчетности для того, чтобы определить их взаимосвязь;

5) сравнительный – производство внутреннего анализа разных данных работы самой компании, сравниваются показатели организации со среднеотраслевыми и данными работы конкурентов;

6) факторный – определяется степень влияния некоторых факторов на итоговый результат работы предприятия.

В период прохождения оценки финансового положения могут применяться всевозможные приемы и методы, их количество и широта использования зависят от определенных целей анализа и обозначаются его задачами в каждом рассматриваемом случае.

В настоящее время разработано много методик проведения анализа финансового состояния компании. Рассмотрим некоторые из них. По мнению Никитиной Н.В. [15, с. 68] оценка финансового положения организации означает последующие основные стадии:

  • оценка имущественного положения,
  • оценка ликвидности и платежеспособности организации,
  • оценка финансовой устойчивости,
  • оценка деловой активности,
  • оценка финансовых результатов работы компании.

Основной интерес для разного рола пользователей представляют, разделы анализа, которые соответствуют их профессиональным и финансовым интересам. Так, для кредитных компаний (банков), в первую очередь важна платежеспособность и ликвидность активов организаций, для партнеров по договорным обязательствам важна финансовая устойчивость предприятия, финансовая независимость; для инвесторов и акционеров вызывают интерес данные, которые оказывают влияние на доходность капитала компании, курс акций. И все же для того, чтобы выводы были более обоснованы, нужно провести финансовый анализ по все разделам для получения самой объективной и охватывающей все стороны картины жизнедеятельности или диагноза финансового положения организации.

Савицкая Г.В. в своей методике анализа финансового состояния компании упор делает на анализ капитала. Рассмотрим этапы оценки финансового состояния предприятия по ее методике [18, с. 302]:

  • анализ источников формирования капитала,
  • анализ распределения капитала и оценка имущественного положения компании,
  • анализ эффективности и интенсивности применения капитала на предприятии,
  • анализ обеспеченности компании собственным оборотным капиталом,
  • анализ чистого оборотного капитала,
  • оценка чистых активов организации,
  • оценка запаса финансовой прочности компании,
  • анализ платежеспособности предприятия,
  • оценка кредитоспособности и риска банкротства.

Комплексный анализ финансового состояния организации требует рассмотрения следующих вопросов: анализ имущественного состояния, анализ ликвидности и платежеспособности, анализ финансовой устойчивости, анализ дебиторской и кредиторской задолженности, анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства.

Файдушенко В.А. [21, с. 102] при оценке финансового состояния руководствуется методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния компании прописанными в приказе ФСФО РФ от 23.01.2001 N 16 [3].

Он выделяет в оценке финансового состояния следующие направления:

  • быструю оценка финансового положенияя,
  • анализ структуры имущества,
  • анализ структуры происхождения комплектования имущества компании.

Затем предлагает провести глубокий анализ финансового положения, проведение которого будет производиться в несколько этапов. Первый этап – диагностика финансового положения компании. Второй этап – анализ финансового положения компании по направлениям ее работы. Таким как: анализ платежеспособности и ликвидности компании; анализ финансовой устойчивости; анализ деловой активности; анализ финансовых результатов работы компании; анализ эффективности использования основных средств и инвестиционной динамичности.

Оценка финансового состояния компании по методике предложенной Шереметом А.Д. разносится на следующие части [24, с. 280]:

  • структурный анализ активов и пассивов,
  • анализ финансовой устойчивости, который показывает положительную и отрицательную структуру баланса и показывает финансовые итоги производственной жизнедеятельности компании,
  • анализ ликвидности компании, определяется насколько активы компании перекрывают взятые обязательства перед участниками взаимоотношений, как быстро происходит переход в денежные средства (ликвидность активов) и находится в соответствии к дате погашения обязательств,
  • анализ платежеспособности, т.е. способности компании своевременно закрывать платежные требования организаций, поставляющих сырье, материалы, возвращать заемные средства и другие платежи.

Нужно отметить, что основной задачей оценки финансового состояния компании на основе данной методики, является определение благополучия финансового состояния предприятия, изучение причин улучшения или ухудшения за период.

Методика анализа А.Д. Шеремета является наиболее распространенной в применении и использовании, и сопоставляя ее с различными аналогичными методиками является более предпочтительной. Она имеет компактный вид, но имеет все те необходимые данные, по которым видно о положении дел в компании. Но в присутствии инфляции, она не может принять во внимание все тонкости экономического анализа.

Методики предложенные А.Д. Шереметом, и Г.В. Савицкой, являют собой работу производства внешнего анализа финансового положения компании, так как для анализа, используется информация бухгалтерской отчетности. И результатами данного анализа пользуются преимущественно внешние пользователи.