Международный опыт создания инвестиционной инфраструктуры

2.1 Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории: международный опыт

Для инвесторов более благоприятные условия создают с помощью разнообразных инструментов все большее количество государств. Для привлечения инвестиций они используют различные стимулы. Повысить занятость населения и активизировать рост промышленности дают возможность именно инвестиций. Это понимают все больше государств. Они разрабатывают для компаний оптимальные условия и упрощают процедуры инвестирования.

Необходимо отметить отдельные способные воздействовать на территории на инвестиционную составляющую инструменты при рассмотрении международного опыта формирования инвестиционного потенциала и его развития. Обратим внимание на рисунок 5.

Рисунок 5 – Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории

Видов побудительных механизмов существует три: фискальные, нефинансовые и финансовые. К фискальным методам воздействия относят снижение налогов, отмену отдельных налогов, освобождение от пошлин, налоговые льготы, сокращение периода окупаемости инвестиционных вложений.

Многие страны все более активно используют для стимулирования инвестиций различные налоговые субсидии и кредиты, снижение налогов. Статистические и экономические исследования доказывают, что объем инвестиций существенно ниже в регионах, где ставки по налогам являются высокими, если сравнивать с регионами с низкими ставками налогов.

В государствах с рыночной экономикой к началу девяностых годов ставки налогообложения по налогу на прибыль были снижены до тридцати двух-тридцати пяти процентов (ранее они составляли сорок-пятьдесят процентов), по налогу на доходы физических лиц – до пятнадцати-пятидесяти процентов (ранее – восемьдесят процентов). Налог на прибыль для малого бизнеса в зависимости от величины выручки был установлен в пятнадцать-тридцать пять процентов.

В качестве примера действенных льгот также можно привести освобождение на срок до десяти лет от налогов организаций, которые работают в районах со сложными природными и климатическими условиями или в депрессивных районах.

Льготный режим налогообложения для стимулирования расходов организаций на проведение разработок и исследований введен во многих странах Европейского Союза. Поддержки закона, соответственно которому от налогов освобождалась направленная на развитие технологий и обновление прибыль, смогла добиться Эстония после вступления в Европейский Союз.

С экономическим спадом восьмидесятых годов прошлого века Ирландия смогла справиться за счет эффективных фискальных уступок для работающих в телекоммуникационной сфере ведущим организациям из Японии, Америки, Европейского Союза.

Прежде всего финансовые инструменты включают в себя разнообразную помощь со стороны органов государства, которая направляется на управление финансовыми потоками и реализацию самых важных инвестиционных проектов. Также такие инструменты включают в себя частичной или полное возмещение инвестиций в НИОКР, землю, строительство и тому подобное, взаимное освобождение разными странами от импортных пошлин, приводящее к снижению транзакционных издержек.

Изучая вопрос целесообразности использования для стимулирования инвестиций различных финансовых инструментов, следует указать, что для любой страны гранты, дотации и подобные меры являются достаточно дорогим удовольствием, поскольку объем бюджета государства сокращается. Нефинансовые методы стимулирования являются менее затратными, поэтому они также получили большое распространение.

Анализ нефинансовых методов стимулирования дает возможность выделить такие их виды как организация открытых тендеров, прохождение через агентство развития регионов инвестиционных проектов, поддержка по вопросам выбора наиболее экономически эффективных и выгодных мест для того, чтобы реализовать инвестиционный проект, со стороны региональных органов.

Рассмотрим формирование особых экономических зон – еще одного способствующего формированию инвестиционного потенциала и его развития инструмента. Создание особой экономической зоны – комплексный инструмент для привлечения инвестиционных средств, который используется все чаще многими странами. Особый режим управления создает определенные особенности у такого инструмента. Это требует отдельного рассмотрения особых экономических зон, выделения их среди прочих побудительных инструментов.

Под особыми экономическими зонами понимают территории, где для инвестора создаются наиболее благоприятные условия. Под такими условиями понимают гарантии, налоговые льготы, наличие развитой инфраструктуры и тому подобное.

На определенных территориях свободные экономические зоны создаются для развития инвестиционного потенциала. В частности, в Китае перед появлением свободной экономической зоны Щеньчжень развитая инфраструктурная база на территории отсутствовала. Однако рядом с ней были Гонконг, Тайвань, Макао, являющиеся в Восточной Азии лидерами рыночной экономики. Рассматриваемая свободная экономическая зона предусматривала особые правила таможенного надзора, предоставление для иностранных инвесторов особой таможенной политики и льготного налогового режима. Всего за десять лет свободная экономическая зона превратила поселок, в котором проживало двадцать пять тысяч человек, в город с населением в один миллион триста тысяч человек, с современной развитой инфраструктурой. Темпы экономического роста увеличились до тридцати процентов, тогда как этот показатель по всей стране находится на уровне шести-семи процентов. Капитальные вложения в регион составили тридцать девять миллиардов долларов США. На иностранные инвестиции из них приходится шестьдесят процентов. Основная масса поступлений была из Гонконга.

В Китае в данный момент работает большое количество зон свободного таможенного пространства и торговли, зон экономического развития, открытых портов, свободных экономических зон.

Десятки миллиардов долларов составила прибыль от создания свободной экономической зоной. Основной объем товара, который производится на территории свободной экономической зоны, идет на экспорт.

Проведение анализа многообразия видов свободных экономических зон дает возможность отметить оказываемое ими на инвестиционный потенциал территории влияние. Рассмотрим промышленно-производственные зоны как простой пример экономической зоны. Экспортные производственные и импортозамещающие промышленно-производственные зоны – это созданное на базе ввозимого капитала и товара промышленное производство.

Развитие социального, производственного, инфраструктурного потенциала происходит при создании этого вида экономических зон на определенных территориях. В частности, в Америке промышленно-производственные зоны обычно создаются на экономически депрессивных территориях, где отмечается высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Например, в 1983 году в Филадельфии была создана такая зона. Триста двадцать три производственных компании было зарегистрировано в ней до 2000 года. В данный момент они уже смогли выйти на международные рынки. В тот период по сферам деятельности объем инвестиций составил: производственная – четыреста семнадцать миллионов триста тысяч долларов; коммунальная – сто тридцать пять миллионов семьсот тысяч долларов. Семь тысяч шестьсот четыре новых рабочих мест получилось в итоге.

Для развития на определенной территории производственного потенциала можно использовать в качестве стержня производственные зоны.

Создание научно-технологических зон также является важным. Речь идет о научных парках, инновационных центрах, исследовательских парках. Они способствуют развитию на территории производственного, трудового и инновационного потенциала. В таком типе экономических зон совмещаются производственный и научный потенциал. Научно-технический прогресс стимулируется и развивается благодаря международному сотрудничеству в научной сфере. Материальные и трудовые ресурсы мобилизуются, появляются новые рабочие места, в промышленную сферу поступают современные технологии. Экономика региона диверсифицируется.

Научно-технологические парки изначально стали появляться в Америке. В штате Калифорния парк Стэндфордского университета был создан в начале пятидесятых годов прошлого века. Именно с него начали свою работу такие компании как «Хьюлетт-Паккард», «Полароид», которые обрели в дальнейшем всемирную известность. Далее технопарк стал основой для Силиконовой долины, которая также сейчас известна всему миру.

Два десятка технополисов были созданы при поддержке правительства в рамках специальных программ на базе ведущих научных организаций в восьмидесятых годах прошлого века в Японии. Другие страны в тот период также стали создавать технопарки. По всему миру к концу девяностых насчитывалось уже более семи тысяч научных парков.

Способность развивать новые предприятия – одно из важных достоинств научно-технологических парков. В частности, около двадцати процентов от всего производства средств вычислительной техники в мире сосредоточено в Силиконовой долине. Примерно двадцать пять тысяч человек занято там в этой отрасли. Несколько тысяч предприятий из разных стран участвовали в создании София-Антиполис во Франции. Появилось более двадцати тысяч новых рабочих мест. В японском технополисе «Цукубо» появилось сто сорок пять тысяч рабочих мест. Более восемнадцати тысяч рабочих мест предоставляют английские технопарки, количество которых составляет около двадцати пяти.

Создание научно-технологических парков также способствует и более широкому применению технологических новшеств с коммерческими целями, модернизации национальной экономики, ускорению научно-технического прогресса.

Опыт Индии также может быть приведен в качестве примера. Несмотря на то, что в сфере капиталовложения возможности страны были достаточно ограниченны, инвестиционный климат был неблагоприятным, для экспорта информационных технологий условия создать удалось. Преимуществами Индии оказались опыт по созданию технико-внедренческих зон и низкий уровень заработной платы рабочих.

В условиях хронического дефицита баланса торговли индийское правительство поставило перед собой цель – создание способной развиваться без масштабного импорта некапиталоемкой отрасли, благодаря которой можно повысить в стране уровень образования и создать большое количество рабочих мест. В девяностых годах в стране были созданы технополисы и технопарки, применены способствующие развитию офшорного программирования меры, либерализирована внешняя торговля.

Программа «Программных технологических парков», появившаяся в Индии, предусматривала для развития экспорта благоприятные инфраструктурные условия после внесения изменений. В итоге появилось четырнадцать парков, объединяющая двенадцать индийских городов скоростная сеть передачи данных.

Созданные информационные сайты значительно расширили масштабы электронной торговли, развитие глобальной сети увеличило количество заказов, расширился и спектр создаваемого программного обеспечения. Страна в результате работы, которая была проделана, приобрела опыт в решении касающихся институционального развития высокотехнологичных отраслей задач.

Необходимо в качестве итога сказать, что экономические зоны, конечно, развитию различных отраслей способствуют, приносят положительный эффект в развитии инвестиционного потенциала конкретной территории, то есть они являются инструментами развития инвестиционного потенциала.

Для расширения инвестиционного потенциала территории и внедрения в реальный сектор экономики инвестиций есть и другие известные в зарубежной практике инструменты. Инструменты финансового инжиниринга – то целое, во что их можно объединить.

Под финансовым инжинирингом подразумевают деятельность, которая связана с созданием новых инструментов, перераспределяющих денежные средства. В этом перераспределении учитываются уровни прибыльности, рисков и ликвидности, предпочтения заемщиков и инвесторов, которые могут изменить микро- и макроэкономическую ситуацию.

Выпуск облигаций и акций для аккумуляции имеющихся у населения временно свободных средства – весьма распространенный инструмент на Западе. Финансирование в зависимости от масштабов проекта осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг, венчурным, лизинговым или проектным финансированием.

В качестве важного источника региональных инвестиций используют муниципальные облигации местные органы власти и правительства штатов в Америке.

На эмиссию корпоративных ценных бумаг приходится основной объем внебюджетных инвестиций (десять-сорок процентов) в имеющих развитую экономику странах.

Использование корпоративных облигаций и других инструментов фондового рынка имеет такие достоинства как возможность финансирования на долгосрочной основе инвестиционных проектов, низкая стоимость заемного капитала.

Технологии банков по финансированию прямых инвестиций в форме приходящих на смену обычного кредитования схем проектного финансирования являются еще одним вариантом привлечения финансовых ресурсов.

Для развивающихся и развитых стран очень большое значение имеет проектное финансирование, которое также является важным инструментом. Ранее оно применялось только в проектах крупного масштаба. Сейчас ситуация изменилась. Проектное финансирование вошло в такие сферы как потребление товаров, гостиничное управление, промышленность.

Помимо национальных банковских кредитов проектное финансирование также может включать и кредиты финансовых организаций международного уровня, государственные агентства экспортных кредитов и тому подобное.

Классическим примером применения проектного финансирования в крупномасштабном инвестиционном проекте является «Евротоннель». Стоимость проекта строительства имеющего протяженность пятьдесят километров тоннеля между Европой и Великобританией под проливом Ла-Манш составила шестьдесят миллиардов французских франков.

Характерным проектное финансирование является для инвестиций сроком окупаемости более четырех лет и объемом более десяти миллионов долларов. Лизинговое финансирование – удобная форма среднесрочного кредитования, которая предусматривается в других странах для проектов, в которых объем финансирования составляет до десяти миллионов долларов.

Если сравнивать с использованием собственных средств и кредитов, лизинг на практике оказывается эффективнее на семь-пятнадцать процентов. Основными плюсами его являются: лизинг оплачивается из суммы полученных от предоставленного оборудования доходов; на покупку средств производства не требуется нести большие затраты, на весь срок договора лизинга расходы распределяются равномерно; лизинговые платежи относятся на производственные расходы, что дает возможность снизить размер налогооблагаемой прибыли; можно заменить на более современное или выкупить оборудование.

Необходимо учесть и то, что лизинговое финансирование является доступным практически для любой способной предложить стратегию собственного развития организации. Все это подтверждает востребованность лизингового инструмента по всему миру.

Лизинг – сформировавшийся инструмент, однако в каждой стране он имеет определенные специфические свойства. В частности, для стимулирования лизинга в Ирландии предусматриваются субсидии от государства, возможность ускоренного режима амортизации и прочие льготы. Страна в итоге смогла стать центром лизинга самолетов. Двадцати пяти-тридцати процентов составляет в общем объеме инвестиций доля лизинга в развивающихся государствах.

На западноевропейском и американском рынке лизинг представлен в наиболее развитой форме. Им свойственны благоприятные экономические условия, так как предприниматели пользуются широкой поддержкой, через лизинговый механизм за счет инвестиций они могут быстро развиваться.

На Италию, Германию, Францию и Англию приходится до восьмидесяти процентов лизингового бизнеса в Западной Европе.

Несмотря на то, что лизинг имеет множество преимуществ, определенные ограничения перед ним ставятся и сегодня в некоторых странах. В частности, Греция запрещает лизинг транспортных средств и недвижимости. Регулируемые государством нормы амортизации также являются там тормозом.

В качестве итога можно отметить, что лизинг способен оказывать влияние на техническое перевооружение предприятий, обновление основных фондов, всю экономику в целом. Лизинг является одним из механизмов, который можно использовать для развития на территории производственного потенциала.

Венчурный капитал – важный финансовый инструмент для привлечения инвестиционных средств в область высоких технологий. Осуществляется венчурное инвестирование в разного рода средние и мелкие частные компании без залога на правах партнера или владельца бизнеса с риском.

Только приносимой инвесторам прибылью польза этого инструмента не ограничивается. Необходимо рассмотреть функции, которые может выполнять венчурный капитал, чтобы понять все его достоинства. Это содействие научно-техническим разработкам и их освоению, создание в малом бизнесе новых рабочих мест, то есть снижение безработицы.

Сложившиеся рынки венчурного капитала существуют в трех регионах: Европа, Канада и Америка, юго-восток Азии.

Канадский и американский рынок венчурного капитала ориентирован в основном на очень молодые проекты и их финансирование. Однако в восьмидесятые годы прошлого века произошли крупные финансовые потери, которые связаны с выходом крупных пенсионных фондов на венчурный рынок, их неэффективные вложения. В связи с этим финансирование проектов более зрелых стали выбирать некоторые инвесторы, избегая при этом начальных стадий проектов. В Америке в данный момент вложения в высокие технологии на венчурном рынке преобладают. На них приходится примерно шестидесяти процентов такого капитала.

По всем отраслям равномерно распределяется венчурный капитал в западноевропейских странах. Только использующими высокие технологии компаниями дело не ограничивается.

Не настолько развитым является рынок венчурного капитала на юго-востоке Азии, однако потенциал для роста он имеет большой. Объясняется это тем, что дистрибьюторскую составляющую и инфраструктуру необходимо развивать более интенсивно.

В нашей стране развитие потенциала венчурного финансирования объясняется тем, что нужно создавать новые рабочие места, внедрять в производство передовые технологии, совершенствовать и развивать инфраструктуру и так далее.

Расширение инвестиционного капитала, как показывает зарубежный опыт, дает возможность выделить следующие направленные на стимулирование инвестиционных вложений инструменты: применяемые для создания у государства положительного имиджа промоутерские инструменты.

Под имиджем территории понимают совокупность эмоциональных и рациональных представлений, которые находят свое выражение в каком-либо определенном образе. В имидже есть субъективная и объективная составляющие.

Объективная составляющая – это совокупность отражающих привлекательность региона с инвестиционной точки зрения факторов. Субъективная составляющая – проводимая органами власти государства политика по привлечению в определенный регион инвестиций, позиционирование этого региона в СМИ, сложившееся мнение о нем.

В других странах для решения указанной задачи применяются традиционные методы: организация для потенциальных инвесторов «инвестиционных туров» и семинаров, позиционирование в зарубежных и отечественных средствах массовой информации имеющихся у региона конкретных преимуществ, участие в различных конференциях, выставках и ярмарках.

К созданию собственного имиджа и его продвижению все страны подходят по-разному. В частности, Малайзия практически не использует организацию ярмарок и выставок для привлечения инвесторов, так как с высшими эшелонами власти сотрудничать напрямую они не дают. Потенциальные инвесторы большое количество информации могут найти в брошюрах, которые используются в Мексике. В средствах массовой информации распространяются данные об достижениях в привлечениях инвестиций и их объемов, информация о праве и экономике. С 1996 года Мексике удалось в сфере привлечения прямых инвестиций от зарубежных инвесторов достичь очень больших успехов.

Чтобы позиционировать имидж региона успешно, разовых мероприятий будет недостаточно. Необходимо создавать занимающиеся привлечением и убеждением иностранных инвесторов специальные рекламные агентства.

Рассмотрение международного опыта развития и формирования инвестиционного потенциала дает возможность говорить о том, что инструментов влияния на указанный процесс имеется множество у государственной власти. Это промоутерские инструменты, финансовый инжениринг, создание особых экономических зон, побудительные мероприятия, гарантии и так далее. В таблице 6 приведено влияние на инвестиционный потенциал региона всех рассмотренных в этой главе инструментов.

Таблица 6 – Воздействие инструментов улучшения инвестиционного потенциала региона на его составные элементы

Элементы инвестиционного потенциала

ОЭЗ

Финансовый инжиниринг

Побудительные механизмы

Промоутерские инструменты

Эмиссия ценных бумаг

Проектное финансирование

Венчурный капитал

Лизинг

Трудовой

+

Производственный

+

+

+

+

+

+

Инфраструктурный

+

+

Инновационный

+

+

+

Финансовый

+

+

+

+

Институциональный

+

+

Примечание: + - воздействие инструмента на составляющую инвестиционного потенциала

В общей стратегии развития экономики конкретного региона составляющей должна быть политика формирования инвестиционного капитала, его использования и воспроизводства. Международный опыт применения различных инструментов для развития и увеличения инвестиционного потенциала, который был изучен нами, показывает, что при грамотном использовании каждый из инструментов на инвестиционную среду региона может оказывать положительное влияние.

2.2 Практика функционирования институтов развития

Институт развития – содействующая распределению в пользу проектов по реализации потенциала экономического роста ресурсов организационно-экономическая структура.

От прочих форм государственной поддержки институт развития отличается тем, что:

- это некоммерческая организация, а не какой-либо способ увеличение в экономике государственной доли, направлена работа таких институтов на то, чтобы в новых секторах экономики успешно развивался частный бизнес;

- присутствуют определенные правила и постоянная организационная структура, что дает возможность проводить систематическую деятельность, институты развития имеют четкую систему контроля и ответственности;

- ресурсы перераспределяются таким образом, что большую часть их получают направленные на создание в области новых технологий, человеческого потенциала, инфраструктуры потенциала экономического роста, а также поддержку не доминирующих, а новых секторов экономики, которым для развития необходима такая начальная поддержка.

При замедлении базирующегося на усилении внешней конкуренции и традиционной экономической структуре роста возникает необходимость в рассматриваемых институтах. Они являются для инвестиционной активности своеобразным катализатором. Институты развития в инвестиционном сценарии развития являются одним из наиболее важных элементов. Совершенствования инфраструктуры и вложение в человеческий капитал инвестиций становятся базой для дальнейшего развития.

Образуются институты развития в точках, где пересекаются интересы экспертного сообщества, образовательных и научных учреждений, финансовых институтов, бизнеса, правительства, то есть экономических агентов. В поддержку институтов развития создается коалиция. Определенные ресурсы есть у всех участников, для увеличения производительности их применения новые возможности открываются благодаря институтам развития.

Чтобы внедрение институтов развития было эффективным, необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Стимулы – создание для менеджеров фондов стимулов, применение при выкупе в инвестиционных фондах доли государства механизма опционов.

2. Профессионализм – использование передового иностранного опыта за счет привлечения иностранных партнеров к управлению; создание негосударственных агентств для аутсорсинга функций; использование профессиональных управляющих компаний.

3. Прозрачность – набор правил должен регламентировать работу институтов развития, данные о выполнении правил должны публиковаться в полном объеме и своевременно, чтобы в надлежащем использовании своих средств были уверены инвесторы.

4. Репутация – для руководства институтами развития необходимо выбирать людей, которые имеют высокую репутацию в мировом и общероссийском, а не только региональном масштабе, чтобы со стороны менеджеров возможность противодействия была исключена.

5. Общественный контроль – независимые контролирующие органы должны следить за тем, в какой мере достижению общественных целей способствуют институты развития, специалистов в такие органы нужно привлекать имеющих высокую репутацию в мире и в России.

6. Нейтралитет – вмешиваться в деятельность, на которой сам рынок может справиться, институты развития не должны.

7. Кластер – от деятельности институтов развития синергические эффекты в наибольшей степени распространяются внутри определенных кластеров, то есть территориально-производственных систем с взаимосвязью друг с другом, стимулировать кооперацию бизнеса нужно для того, чтобы образовывались такие кластеры.

8. Точечности – ощутимым эффект от работы институтов развития будет в том случае, если направленность их четкая, критерии поддерживаемых проектов определены максимально точно, поскольку в ином случае значимый эффект может отсутствовать, средства могут размываться и не приносить ощутимой пользы.

9. Конкуренции – институты развития должны конкурировать друг с другом, следует создавать достаточно программ развития, чтобы можно было диверсифицировать направления инвестирования, закрывать наименее эффективные и поддерживать наиболее эффективные направления.

10. Своевременности – чтобы создавать институты развития, нужно проверить наличие на их услуги потенциального спроса, в экономике не всегда приживаются чрезмерно новаторские идеи.

11. Эволюции – в старую систему встраиваются новые институты, не разрушая ее радикально, положительный опыт существующих институтов используется в качестве опоры для новых.

12. Поддержки – широкая коалиция поддержки выступает в качестве опоры.

13. Стратегии – необходимость в четком понимании места в экономической структуре институтов развития и стратегии развития.

Форм институтов развития существует достаточно много. Выделить их можно благодаря международному опыту. Чаще всего институты развития специализируются на осуществлении определенных операций (специализированные), поддержке определенных регионов (региональные), статей экономики (отраслевые). Но при этом универсальный тип также бывает. В Приложении А приведем классификацию услуг, которые институты развития могут оказывать.

Направленные на стимулирование инноваций институты развития заслуживают особого внимания, поскольку опыт в этой сфере удалось накопить значительный. Сразу с двух сторон на практике осуществляется стимулирование инноваций:

- финансирование инноваций (то есть развитие для инвестиционного финансирования инфраструктуры);

- предложение инноваций (то есть развитие потенциала с научно-технической точки зрения).

Для развития научно-технического потенциала могут использоваться:

- центры превосходства;

- финансирующие на ранней стадии проекты фонды «посевного финансирования»;

- способствующие концентрации на определенной территории инновационных бизнесов и извлечению от их сотрудничества положительных эффектов технопарки;

- занимающиеся выращиванием инновационных бизнесов с помощью предоставления им услуг и площадей инкубаторы.

Инфраструктуру инвестиционного капитала развивают:

- государственные фонды фондов;

- государственные венчурные фонды.

Для развития в стране венчурного финансирования существует два варианта. Они встречаются в мировой практике и приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Варианты венчурного финансирования

Альтернатива

Предпосылки выбора

Эффект

Пример

Вложения внутри страны

Высокий потенциал генерации собственных инноваций (мощный сектор науки и образования)

Развитие собственных инноваций, привлечение иностранного опыта за счет найма иностранных менеджеров и партнеров, различных льгот

Yozma (Израиль)

Вложения за рубежом

Отсутствие предложения инноваций на внутреннем рынке

Приобретение связей в мире венчурного капитала, привлечение иностранного капитала в страну, трансферт технологий

Сингапур, Казахстан

При создании Фонда Чили постановка целей, которые оказались излишне амбициозны, является примером провала института развития. Фонд был создан по итогам сделки между фирмой ITT и правительством страны в 1976 году. В качестве основных направлений деятельности были телекоммуникации и пищевая промышленность, однако проводимые в области телекоммуникаций инновационные разработки оказались неконкурентоспособными. Фонд далее начал заимствовать на международном рынке технологии среднего уровня, которые не имели каких-либо барьеров в виде защиты интеллектуальной собственности в пищевой отрасли, сосредоточился на кластерах агробизнеса, ориентированного на экспорт.

Создание государственной израильской фирмы Inbal также является примером чрезмерной регламентации и отсутствии гибкости в управлении. Указанная компания предоставляла гарантии на инвестиции в размере семьдесят процентов от первоначального капитала для венчурных инвестиционных фондов. Дополнительный капитал компания привлечь не смогла, в финансовом плане оказалась неуспешной, появились бюрократические проблемы. Влияние на экономику от нее было ограниченным, после было принято решение свернуть эту программу.

Приложение Б содержит в себе основные риски, которые могут привести к провалу института развития.

Для механизма финансирования посредством создания институтов развития основной задачей является распределение между бизнесом и государством рисков, а также использование для эффективной реализации проекта рыночных стимулов. Чаще всего административные и политические риски берет на себя страна, так как управлять ими государство может значительно эффективнее, чем любой частный бизнес. Часть связанных с новизной проекта рисков также берет на себя государство, так как новизна не дает возможности реализовать проект самостоятельно частному бизнесу. В свою очередь, частный бизнес принимает маркетинговые и инвестиционные риски, которыми управлять он способен весьма эффективно. Для эффективной реализации проекта стимулы задаются частными вложениями.

Финансирование посредством институтов развития базируется на следующих принципах:

1. Выход из проекта происходит по четкому механизму – принимающий участие в проекте частный бизнес должен точно понимать, в какой именно мере в распределении полученных результатов он будет участвовать, для быстрой и эффективной реализации проекта это создаст стимулы.

2. Привлечение иностранных инвесторов – они станут показателем эффективности и высокой инвестиционной привлекательности проекта.

3. Неденежная форма поддержки – вместо выделения денежных средств, использование которых может быть нецелевым, за государственные ресурсы услуги предоставляются в натуральной форме (к примеру, пользование транспортной инфраструктурой, построенными государством инженерными сетями и так далее).

4. Целевой характер финансирования – от финансирования проектов ожидают конкретные результаты, а не просто оказание предприятиям поддержки.

5. Софинансирование – определенные пропорции соблюдаются при инвестировании бизнесом и государством, причем доля бизнеса обычно больше, чем доля государства, что позволяет избежать использования в неэффективных проектах ресурсов государства.

Два примера стимулирования развития инноваций можно рассмотреть далее. Высокая инновационная активность и развитая научно-техническая база Израиля дала возможность получить отличные результаты при стимулировании системы венчурных фондов. Низкая инновационная активность и сегментированная научная система Чили подвигла выбрать другой путь – прямая поддержка новым бизнесам по полному циклу их развития.

Израильский фонд венчурного инвестирования Yosma.

Инвестиционная компания «Инициатива» (Yosma), созданная государством, стала в Израиле катализатором для развития венчурной индустрии. Организация позиционировалась как «фонд фондов». Имеющийся у нее капитал был вложен в частные инвестиционные фонды, которые были только созданы, с капиталом двадцать миллионов долларов США.

В 1993 году, когда после начала реализации этой программы прошло уже десть лет, в стране работало более ста венчурных фондов, управлявших примерно десятью миллиардами долларов США. С двух миллиардов двухсот миллионов в 1991 году до одиннадцати миллиардов в 2000 году увеличился объем высокотехнологичного экспорта. Условия реализации программы были весьма специфическими – природные ресурсы отсутствовали, человеческий капитал пополняться за счет иммиграции из развалившегося СССР, США оказывало финансовую помощь.

В рассмотренном случае к успеху привели следующие факторы:

- стимулирование роста капитализации: о намерении приватизировать приобретенные во время реализации программы активы заявило правительство еще в самом начале программы. С этой целью созданным с участием «Инициативы» фондам предложены были опционы на выкуп принадлежащих государству акций по фиксированному цене и пять-семь процентов годовых;

- потенциал сферы образования был использован: университеты принимали участие в программе;

- принцип софинансирования соблюдался: не более сорока процентов составлял принадлежащий государству пакет акций в каждом случае, то есть в частных руках оставался контроль над фондами.

Опыт Казахстана.

По инициативе президента Казахстана в 1997 году был разработан концептуальный документ, который в дальнейшем был принят – «Казахстан – 2030». «Голландскую болезнь» стране преодолеть нужно было обязательно. Это очевидный провал рынка при наличии в стране богатых природных ресурсов, который грозил утратой конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и деиндустриализацией страны. Была поставлена задача достижения Казахстаном места в первых пятидесяти конкурентоспособных стран.

Начиная с 2002г. бюджет был разделен на две части – текущий, финансируемый из ненефтяных доходов, и бюджет развития, средства которого формируются за счет трансферта из Нефтяного фонда и государственных заимствований.

Средства бюджета развития направляются на инвестиции в инфраструктуру, а также на капитализацию институтов развития.

Первым из них был создан Банк развития Казахстана (далее – БРК). Это необычный банк, он действует по специальному закону. БРК не привлекает депозиты населения, его капитализирует государство. В свою очередь, БРК не может использовать свой капитал на выдачу кредитов. Согласно уставу БРК, он под свой уставной капитал может привлекать займы на мировых рынках капитала в соотношении сначала 1:1, сейчас 1:2, в перспективе 1:3 и эти средства уже использовать для выдачи кредитов.

Общая сумма одобренных к поддержке БРК инвестиционных проектов достигла на 1 июля 2007г. 2,5 млрд. долларов, при этом доля БРК – 1,15 млрд. долларов (Таблица 5). Средний размер проекта по всему портфелю составляет порядка 50 млн. долларов.

Таблица 5 – Портфель проектов институтов развития (млн. долларов)

Инвестиционные проекты

Одобренные

Финансируемые

Сумма

Сумма

Стоимость проекта

в т. ч. доля ИР

Стоимость проекта

в т. ч. доля ИР

1.

Банк развития Казахстана (БРК)

49

2537

1146

31

1598,4

765,8

2.

БРК – Лизинг

24

240,8

117,2

13

50,8

47,5

3.

Инвестиционный фонд Казахстана

42

1608,5

305,9

32

992,4

233,4

4.

Национальный инновационный фонд

68

849,5

206,5

44

717,3

108,7

Итого

183

5235,8

1775,6

120

3358,9

1155,4

По мере становления банков второго уровня, готовых выдавать более крупные и длинные проекты, БРК постепенно смещается в нишу долгосрочных проектов на 15-20 лет. Это инфраструктурные проекты, либо проекты, которые частный бизнес один потянуть не в состоянии. БРК предоставляет финансирование в размере до 50% общей сметы по тем проектам, которые прошли экспертизу и отбор БРК.

Идеальная модель финансирования, это когда 30% риска берет на себя заемщик, 30% софинансирует БРК, а оставшиеся 30% берет на себя зарубежный партнер, причем не просто финансовый партнер, а стратегический партнер, обладающий соответствующими компетенциями и передовой технологией.

Функции учредителя (100% акций) и стратегического управления институтами развития в Казахстане переданы государством Фонду устойчивого развития «Казына», а управление госпакетами акций в крупнейших национальных компаниях переданы холдингу «Самрук». Подобная модель, так называемого активного акционера по типу Holding Executive, используется в Англии. Подобные агентства есть в Испании и во Франции. Близки к этой модели сингапурская государственная инвестиционная компания TEMASEK, а также малазийская «Хазенах».

Перед Фондом устойчивого развития «Казына» стоят две главные задачи – улучшение корпоративного управления в институтах развития и усиление инвестиционной активности. Это стимулирование активности бизнеса в стране, поддержка предпринимательских инициатив секторах, представляющих интерес для государства.

Среди обладателей наиболее перспективных технологий выбрали финскую компанию Nokian. В результате исследований был определен оптимальный объем производства и рынков сбыта. Затем инициаторы проекта обратились в Инвестиционный фонд, и он вошел в долы в проекте, а БРК предоставил долгосрочный кредит. Предварительно было получено согласие Nokian о запуске в Казахстане своего шинного производства в г. Астана. Инвестиции в проект – 200 млн. долларов.

Задача институтов развития – создать как можно больше точек роста, которые создадут основу развития самостоятельных бизнесов. Отдельная задача институтов развития - развитие инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения. В этой области можно привести, например, проект расширения и модернизации морского порта Актау, который превратится в мощный логистический хаб на западе Казахстана.

Также в стране создаются особые экономические зоны. В настоящее время их четыре – «Морпорт Актау», «Астана-Новый город», парк информационных технологий и текстильная зона «Онтустик» в Южном Казахстане.

В регионах Казахстана создаются социально-предпринимательские корпорации (СПК). Это региональные институты развития. Главный ресурс СПК – это принадлежащие государству земли и месторождения. Из имеющихся аналогов ближе всего к СПК модель агентств по развитию территорий в Канаде.

2.3 Зарубежный опыт регулирования инвестиционной деятельности

Нами было выявлено три характерные и по-своему успешные модели регулирования инвестиционной деятельности в постсоциалистических странах.

1. Модель «государство-регулятор»: централизованная государственная политика с воздействием на инвестиционную деятельность с помощью комплекса оперативных мер рыночного, квазирыночного и административного характера – Китай.

2. Модель «государство + ТНК»: сочетание государственной политики, ориентированной на национальные интересы, и политики ТНК с концентрацией на специализации с учетом международного разделения труда – Финляндия.

3. Модель микроэкономика + макроэкономика + государство-координатор»: гибкая государственная политика по развитию туристко-рекреационного ресурса страны на основе инвестиционной политики с учетом интересов экономических агентов разного уровня – Чехия.

Китайская модель – оригинальное сочетание инструментов регулирования.

Руководство КНР вполне осознает серьезность ситуации и настойчиво ищет пути эффективного решения накопившихся проблем, о чем свидетельствуют предпринимаемые меры регулирования инвестиционных процессов и набор используемых инструментов, отражающий смешанный характер китайской экономики. (Таблица 6).

Таблица 6 – Инструменты, используемые руководством КНР по регулированию инвестиционной деятельностью в стране

Группа мер

Практическая реализация

Административные меры

Предоставление землеотводов на строительство

Инструменты денежно- кредитной политики

НБК регулирует банковский сектор: процентные ставки по депозитам и ссудам в юанях, нормативы обязательного резервирования средств коммерческими банками

Комбинации административных и рыночных рычагов

Запрет кредитно-финансовым учреждениям выдавать местным органам власти, так называемые пакетные инвестиционные кредиты: под гарантии местных финансовых управлений. НБК ежегодно устанавливает предельные размеры кредитов, разрешенных к выдаче кредитно- финансовыми учреждениями страны.

Налогообложение инвестиций

Регулирующий налог на инвестиции юридических и физических лиц в основные фонды. Он ежегодно взимается с суммы фактически освоенных капиталовложений по дифференцированной ставке (с максимумом в 30%) в зависимости от отраслевой принадлежности осуществляемых инвестиционных проектов, их объемных параметров и от отнесения соответствующих предприятий к объектам нового строительства либо технической реконструкции.

Специальные меры структурной политики

Государственная политика регулирования жилищного и офисного строительства: увеличен обязательный для приобретения «второго жилья» первоначальный взнос, введены 20-процентный налог на доходы от продажи жилья на вторичном рынке и дополнительный 5,5-процентный налог на такие доходы в случае продажи жилья до истечения пятилетнего срока с момента его приобретения

Выборочный подход в привлечении иностранного капитала

Так, с 2008 г. уравниваются ставки на доходы зарубежных и национальных предприятий (единая ставка составляет 25%);

резидентским и нерезидентским инвесторам теперь предоставляются одинаковые налоговые льготы, особо существенные для предприятии, функционирующих в высокотехнологичных отраслях (в том числе – для венчуров, компаний, производящих оборудование для зашиты окружающей среды, работающих в агросфере, и др.)

«Стратегия выхода за рубеж»

Доктрина поощрения экспорта китайского капитала в форме прямых инвестиций. Постоянное упрощение процедур утверждения экспортно-инвестиционных проектов, либерализация валютного регулирования.

Вывод с денежного рынка избыточной ликвидности

«Программа квалифицированных отечественных институциональных инвесторов», суть которой в том, что группе специально отобранных банковских и других финансовых организаций предоставлено право принимать от частных лиц и предприятий средства в юанях, с помощью ГВУ КНР переводить их в иностранную валюту и затем приобретать на имя китайских инвесторов ценные бумаги на фондовых рынках зарубежных стран.

Коммерциализация использования валютных запасов

Государственная Китайская инвестиционная корпорация («China Investment Corporation Ltd»), капитал которой формируется путем передачи ей 200 млрд. долл. из валютных запасов страны, а механизм капитализации предусматривает выпуск Министерством финансов КНР специального десятилетнего облигационного займа в размере 1,55 трлн. юаней и использование этих средств для выкупа указанной части национальных валютных запасов.

Данные Таблицы 6 говорят об оригинальном сочетании административных, квазирыночных и рыночных инструментов прямого и косвенного госрегулирования инвестиционной сферы, которое опирается на постоянный мониторинг ситуации.

Об успешном китайском опыте управления инвестиционной деятельностью на макроуровне на основе государственного регулирования говорит динамика роста ряда показателей. В последнее десятилетие среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта в Китае составили без малого 10%, а его абсолютные размеры в 2006 г. достигли 21,1 трлн. юаней, или 2,8 трлн. долл., в связи, с чем страна переместилась с шестого (в 2000 г.) на четвертое место в мире по объему ВВП (первые три места занимают соответственно США, Германия и Япония).

Даже в годы мирового кризиса в Китае – экономический рост, хотя темпы экономического роста снизились: в 2009 году они составят 8,6%, говорится в опубликованном в прогнозе консалтинговой компании China Galaxy Securities. К 2020 г. запланировано увеличить китайский ВВП еще в четыре раза (в сравнении с тем же 2000 г.), и этот замысел представляется вполне реалистичным (как известно, аналогичный план «учетверения» на период 1980-2000 г. был перекрыт в полтора раза). Причину стремительного развития страны многие исследователи видят в реализации и наращивании ее огромного инвестиционного потенциала.

Финская модель – феномен Nokia. Иного рода характер управления инвестиционной деятельностью в Финляндии, хотя динамика развития страны также интенсивна. Так, за 50 лет Финляндия прошла путь от аграрной до промышленно развитой страны и сейчас является одной из наиболее богатых стран мира. «Финское экономическое чудо» выражается в частности в том, что в отдельные годы темпы роста ВВП достигали 5-6% при средних по ОЭСР – 3%.

В основе таких высоких показателей общего экономического развития лежит активное использование стратегии управления инвестиционной деятельностью, опирающейся на преимуществах международного разделения труда. Страна занимает существенные позиции в производстве и экспорте некоторых видов промышленной продукции, прежде всего мобильных телефонов (компания Nokia) и традиционных бумаги и картона.

Мировой экономической форум в своем рейтинге глобальной конкурентоспособности неизменно ставил Финляндию на 1-е место в течении нескольких лет.

Лицо современной Финляндии определяет сфера услуг (67% ВВП) и промышленность (30% ВВП); на сельское и лесное хозяйство приходится около 3% ВВП. Отдельно стоит отметить, что лесобумажная промышленность (включая полиграфическую) сохраняет важное положение в экономике на уровне, примерно, 23% ВВП.

Лидер промышленной отрасли – компания Nokia в период расцвета клиринга в двусторонней торговле была известна на российском рынке как многоотраслевой концерн, производивший переносные радиотелефоны, бытовую электронику, электрокабель, резиновые сапоги, туалетную бумагу. Сосредоточив свои ресурсы на развитии телекоммуникационного сектора и избавившись от непрофильных производств, Nokia выросла в крупнейшую национальную компанию, которая во второй половине 90-х годов обеспечивала 1,5% прироста ВВП Финляндии.

Мощный хозяйственный подъем Финляндии и мировой экономики способствовал быстрому росту зарубежных инвестиций – за 1995-2000 гг. они увеличились в пять раз. В этом процессе доминировали ведущие концерны во главе с Nokia, достигшие высокого уровня интернационализации. Это позволило им заметно повысить уровень рыночной капитализации и войти в элиту европейского бизнеса.

Начиная с 2000 г., ежегодный объем зарубежных инвестиций финских компаний превышает объем их внутренних инвестиций в промышленность, которые остаются примерно на неизменном уровне.

Чешская модель – ориентация на туризм. Благодаря четко ориентированной политике чешского правительства в области привлечения иностранных инвестиций ежегодно отмечается их значительный приток в национальную экономику – большая их часть направляется в курортно-туристический комплекс.

С 1990-х годов чешская экономика развивается быстрыми темпами, что во многом связано с удачной политикой в области привлечения инвестиций из-за рубежа. Министерством промышленности и торговли и подведомственным ему специализированным агентством по привлечению иностранных инвестиций Czechinvest разработан детальный порядок предоставления льгот инвесторам (В Приложении Л указаны условия получения льгот инвестором).

Конкуренция обеспечивается малыми и средними предприятиями (МСП). Они же, как правило, основные инновационные агенты экономической среды. Таким образом, государственная инвестиционная политика Чешской республики создавала необходимый режим поддержки МСП страны, не препятствуя входу крупных международных компаний – ТНК.

С целью повышения инвестиционной привлекательности чешской экономики в 2002 г. в Закон об инвестициях был внесен ряд поправок. Наиболее существенным нововведением стало распространение государственной поддержки на сферу услуг. В частности, реальным получателем льгот становится инвестор, которому напрямую предоставляются поощрения и которому населенный пункт выделяет земельный участок по выгодной цене.

Следующее уточнение касается общего условия, связанного с приобретением материального и нематериального имущества. Ранее не был четко определен момент, когда инвестор мог начать приобретение имущества в рамках инвестиционного проекта, получившего поддержку. В новой редакции установлено, что имущество можно приобретать

Для туристско-рекреационной индустрии немаловажным изменением в Законе стало создание гибкой схемы предоставления инвесторам господдержки в случае, если проект предусматривает создание дополнительных рабочих мест в районах с высоким уровнем безработицы. Что касается наиболее депрессивных областей (уровень безработицы на 50% выше среднего показателя по стране), то там льготы выделяются инвесторам даже в том случае, когда размер инвестиции составляет всего 100 млн. крон.

Указанные примеры эффективного управления инвестиционной деятельностью в Китае, Финляндии и Чехии, при всей своей непохожести, едины в следующем: наличие государственной инвестиционной политики, использование сильных сторон ресурсного потенциала страны с позиций мирохозяйственных связей, взаимопроникновение внутреннего и внешнего рынка («открытость» экономических границ). Именно эти принципы, на наш взгляд, наиболее эффективны как для мирового хозяйства в целом, так и для экономик отдельных стран и должны лежать в основе эффективного управления инвестиционной деятельностью.