Модель описания речевого портрета языковой личности

Следующим важным аспектом в нашем исследовании является описания речевого портрета, которая отвечает задачам диссертационного исследования.

Для начала, первой нашей задачей должно стать обнаружение в дискурсе языковой личности особенных, присущих только ей речевых форм и способов речевого поведения. Такая постановка проблемы требует сплошного обследования свода текстов личности с целью выявить наиболее характерные для нее приемы текстообразования, ее языковые предпочтения и «речевые доминанты».[1] Действуя словом, говорящий сознательно или бессознательно отдает предпочтение определенным стратегиям и формам поведения. В одной статье, под названием «Модель описания языковой личности медиаперсоны»[2] говорится о создание языкового портрета личности с установкой на поиск однотипных, повторяющихся фактов уровневого, суперсегментного и деятельностного характера предполагает изучение совокупности текстов (дискурса) данной личности в трех аспектах:

-коммуникативно-прагматическом,

-стилистическом,

-культурологическом.

В нашем исследовании речь идет, в первую очередь, о женщинах-управленцах и их динамика языковой личности, адаптируется к требованиям меняющегося мира, проявляется, прежде всего, в аспекте речевых стратегий и тактик, приемов достижения коммуникативных целей при возможном сохранении мировоззренческой (идеологической) целостности и речекультурной уникальности. Наличия константных и переменных составляющих речевого портрета, которые, варьируясь в составе модели, создают лингвопортретные варианты языковой личности. Варианты портрета, приобретая разный языковой облик, в своей основе имеют определенный набор параметров или аспектов.

При относительном многообразии существующих сегодня моделей описания языковой личности наиболее релевантной задачам исследования массмедийного дискурса является, на наш взгляд, модель М.А. Канчер[3], которая, как уже было отмечено выше, предлагает говорить о трех аспектах описания языковой личности: стилистическом, коммуникативном и лингвокультурологическом.

1.Анализ речевого поведения языковой личности в стилистическом аспекте, дополненный квалификацией принадлежности языковой личности к определенному типу речевой культуры и ее гендерными характеристиками;

2.Анализ речевого поведения языковой личности в коммуникативно-прагматическом аспекте, расширенный описанием «личностного комплекса» языковой личности и уровня общения, который выбирает языковая личность. Этот аспект предполагает выявление релевантных признаков коммуникативного поведения, набора коммуникативных стратегий и тактик, используемых политиком для воздействия на аудиторию, соотношение их с языковыми средствами выражения, а также с типами аргументации, превалирующими в его или ее речи. Описание данного аспекта - это ответ на вопрос: как действует языковая личность в предложенных коммуникативных ситуациях, задача - показать способы ее функционирования при взаимодействии с адресатом. Социально-культурные контекстные условия, в которых действует языковая личность, оказывает влияние на характер варьирования его речевого портрета.

3.Анализ речевого поведения языковой личности в культурологическом аспекте, предполагающий сопоставление речевого поведения с принятыми в данной культуре национальными традициями либо традициями различных культур с целью выявления в речевом поведении языковой личности национальных элементов, дополненный характеристикой жанровых параметров медиадискурса и выявлением степени соответствия речевого поведения медиаперсоны «формату» программы, а также характерного для языковой личности репертуара жанров. Также, сюда входит речевого поведения индивида, определяемый его характером и темпераментом; аспект, включающий предпочитаемые индивидом синтаксические и интонационные конструкции, клише и штампы, пласты фразеологии и лексики.

Предложенная модель описания анализируемого речевого феномена позволит создать варианты речевого портрета одной и той же личности, соответствующие разным социальным ролям прототипа.

[1] Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М., 1995. С. 311-317.

[2] .Канчер М.А. О трех аспектах описания языковых личностей // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. С. 312-319.

[3] Канчер М.А. О трех аспектах описания языковых личностей // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. С. 312-319