Организационная структура управляющей компании

September 28, 2020

Корпоративное управление - система взаимоотношений между исполнительными органами, Советом директоров, акционерами и иными заинтересованными лицами. [5, c. 399].

Корпоративное управление направлено на:

-реализацию прав акционеров и инвесторов;

-повышение инвестиционной привлекательности Компании;

-создание эффективных механизмов оценки рисков;

-рациональное использование и обеспечение сохранности представленных акционерами средств.

В корпоративном управление принято разделение функций стратегического руководства, контроля и оперативного управления.

Схема структуры управления представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура корпоративного управления

Высшим органом является общее собрание акционеров.

В его функции входят:

-утверждение и изменение Устава об органах управления и контроля, а также утверждение и изменения иных положений Общества;

-избрание Совета директоров, Ревизионной комиссии и Аудитора;

-утверждение бухгалтерских (финансовых) отчетов;

-распределение прибыли и убытков;

-регулирование уставного капитала (его увеличение или уменьшение);

-реорганизация и ликвидация Общества;

- дробление и консолидация акций.

Совет директоров является главным органом управления компанией, который управляет ей в промежуток времени между Общими собраниями акционеров, на которых и выбирается этот Совет директоров. Совет директоров разрабатывает стратегию развития Компании и осуществляет контроль по ее осуществлению. Совет директоров принимает решения:

-об основных ориентирах деятельности Компании на долгосрочный период, оценивает и утверждает ключевые показатели деятельности;

- о путях реализации стратегических бизнес-проектов и сделок;

-о назначении и освобождении от должностей, о контроле деятельности избрании исполнительных органов;

-о создании механизмов внутреннего контроля и управления рисками, внутреннего аудита;

- о разработке систем и методов мотивации и стимулирования сотрудников Компании;

- об управления конфликтами интересов;

- о том, какие подходы необходимы для осуществления инновационной деятельности;

- о проведении дивидендной, информационной, кадровой и социальной политики;

- о формировании и обеспечении корпоративной культуры.

Совет Директоров создает следующие комитеты:

- Комитет по аудиту. Этот комитет выстраивает систему владельческого контроля над работой менеджмента, то есть ведет контроль над тем, чтобы было обеспечено полнота, точность и достоверность бухгалтерской отчетности. Этот комитет работает с внешним аудитом, обеспечивая прозрачность его выбора и независимость от менеджмента, также он тесно работает с внутренним аудитом, который должен быть через этот комитет подотчётен Совету Директоров. Также на этот комитет возлагается обязанность проводить мониторинг эффективность систем управления рисками, внутреннего контроля.

- Комитет по кадрам и вознаграждениям. Этот комитет разрабатывает политику Компании в области вознаграждения, рассматривает кадровую политику и вопросы заработной платы, проводит регулярную оценку деятельности Совета директоров, исполнительных органов Компании, определяет требования к членам Совета Директоров и руководителей Компании, оценивает кандидатов в члены исполнительных органов и Генерального директора.

- Комитет по стратегическому планированию. Этот комитет определяет стратегию и цели деятельности Компании, разрабатывает систему оценки показателей деятельности Компании.

В соответствии с законодательством Исполнительные органы подотчетны Совету директоров, и Общему собранию акционеров, эта подотчетность выражается в том, что Совет директоров и Общее собрание акционеров имеют право на регулярное получение отчета о деятельности исполнительных органов. Эти органы занимаются реализацией решений Общего собрания акционеров и Совета директоров компании, руководство текущей деятельностью Компании в пределах своей компетенции.

Часто исполнительные органы бывают представлены одним членом – Генеральным Директором, а в другом случае коллегиальным исполнительным органом, и единоличным исполнительным органом Компании.

Внешний аудитор – это коммерческая организация, которая имеет право осуществлять проверку общественно значимых предприятий и организаций, и в том числе их документации.

Ревизионная комиссия производит контроль финансово-хозяйственной деятельности Компании, выявляет и оценивает финансовые риски, связанные с ее хозяйственной деятельностью. В рамках данной проверки ревизионная комиссия сверяет финансовые итоги деятельности Компании за год или в любой другой период, подтверждает достоверность данных бухгалтерских (финансовых) отчетов).

Служба внутреннего аудита содействует Совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления Компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности, в том числе путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед Компанией целей, а также содействует в обеспечении:

-достоверности и целостности предоставляемой информации о финансово-хозяйственной деятельности Компании, включая Общества Группы;

-эффективности и результативности деятельности, осуществляемой Компанией, включая Общества Группы;

-выявление внутренних резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности Компании, включая Общества Группы;

-сохранности имущества Компании, включая Общества Группы.

Корпоративный секретарь обеспечивает эффективную реализацию корпоративной политики компании и организацию эффективных коммуникаций между акционерами, органами управления и контроля Компании посредством:

-реализации процедур, направленных на защиту прав акционеров;

-обеспечения работы Совета директоров и его комитетов;

-обеспечения раскрытия информации и защиты инсайдерской информации;

-обеспечения взаимодействия с регулятором, регистратором, профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

-совершенствования системы корпоративного управления.

Таким образом, можно сказать, что действенная система корпоративного управления в большинстве случаев улучшает финансовые показатели предприятия, качество управленческих решений, снижает стоимость привлеченного капитала и в целом повышает стоимость компании.

Потенциальные инвесторы получают ясную картину того, согласно каким управленческим принципам действует предприятие, кто является его владельцем и какова степень эффективности его работы. Инвесторы согласны даже иметь меньший возврат на вложенный капитал, если в компании действует эффективная система корпоративного управления. Все это позволяет компаниям, имеющим эту систему, реализовывать проекты, недоступные конкурентам.

Таким образом, о внедрении стандартов корпоративного управления в первую очередь следует задуматься руководителям, которые:

-стремятся снизить издержки бизнеса;

-если руководитель планирует сделать управление компанией более эффективным, контролируемым и прозрачным;

-проводят реорганизацию компании и стремятся сделать ее практичной и эффективной (в интересах самой компании, ее руководителей, а также сотрудников, инвесторов, акционеров, партнеров);

-заинтересованы в привлечении для развития компании инвестиции со стороны банков, а также частных и юридических лиц;

-решили вывести свои акции на российские или зарубежные фондовые биржи с целью повышения капитализации компании (провести IPO).