Организация социального туризма
В России проблемы организации и регулирования социального туризма, пути его совершенствования также являются предметом исследований и дискуссий. При этом, необходимо учитывать, что детско-юношеский туризм, который занимает определенную часть обширного сегмента социального туризма, регулируется Федеральным Законом «Об образовании», а путешествия, например, для лиц с ограниченной физической способностью, равно как и для всех российских туристов и субъектов туриндустрии – Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Несмотря на широкий круг возможных участников движения развития социального туризма, ответственность за формирование социально ориентированного турпродукта лежит на туроператоре. И, хотя в действующем законодательстве не прописаны требования к туроператору конкретно в этом направлении его работы, организация социальных туров, особенно для инвалидов и людей пожилого возраста всё же имеет ряд своих особенностей.
В любом случае, в том числе в сфере социального туризма, туроператор всегда отвечает за качество туруслуг, основные требования к которым определены государственными стандартами, утвержденными Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) и лежащие в основе сертификации туристских услуг.
В сфере туризма Российской Федерации действуют следующие государственные стандарты:
1 ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
2 ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
3 ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».
ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «экскурсант», «экскурсионная услуга» и «туристская услуга»; «маршрут путешествия», «направляющая сторона» и «принимающая сторона»; «договор с туристом», «аннуляция» и др.
ГОСТ Р 50690-2000 дает классификацию туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт также определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги. Стандарт также определяет условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика:
- для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом;
- для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента).
Сегодня качество любых услуг и любых товаров является главным приоритетом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Приведем три основных понятия качества в сфере туризма, которыми хозяйствующие субъекты должны руководствоваться в своей деятельности.
Качество туристского продукта – это совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество туристского обслуживания характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.
Качество туруслуги характеризуется точностью и своевременностью исполнения, эргономичностью, эстетичностью и другими показателями потребительских свойств услуги.
Культура обслуживания – характеристика условий обслуживания туристов, выражающихся в этике общения обслуживающего персонала с потребителями услуг, комфортности и эстетичности среды обслуживания.
В мировой практике отношения участников социального туризма с государством выстраиваются как партнерские, а не как зависимые с прямым бюрократическим подчинением, сковывающим рыночную инициативу. Хозяйствующий субъект социального туризма по определению сам достигает необходимых уровней эффективности конкурентоспособного профессионализма в этой сфере деятельности и сам их регулирует, порой предвидя самостоятельно назревающие проблемы отрасли. Такой механизм взаимодействия государства и частного бизнеса позволяет вырабатывать собственные конкурентоспособные стандарты обслуживания и, соответственно, определять и регламентировать деятельность хозяйствующих субъектов социального туризма.
В современной России спрос на услуги в сфере социального туризма, как туризма доступного для широких слоев населения, сегодня является отправной точкой для освоения новой ниши на внутреннем туристском рынке. Приоритетность социального туризма на государственном уровне – это не только дополнительные конкурентные преимущества, но и гарантированные формы господдержки.
Таким образом, социальный туризм развивается в рамках международных контактов, реализуемых в структуре международного сообщества и зарубежных туристских связей организаций и участников социального туризма Российской Федерации. Правовую основу международных контактов в сфере социального туризма составляют договоры, соглашения и другие двусторонние и многосторонние документы, а также процедуры и регламенты международных объединений социального туризма. Международные встречи, переговоры, контакты призваны способствовать расширению возможностей для ознакомления российских участников и работников социального туризма с зарубежным опытом и технологиями в области социального туризма, укреплению доверия и сотрудничества в сфере социального туризма.
Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании тура социальной направленности:
1 Общие условия организации тура социальной направленности.
Выбор туристского центра. Туристский центр – это место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные – является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента, - это обязательный элемент турпакета. Туристский пакет – основной (обязательный) комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре составных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер, так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие.
При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур. Тур – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. В состав тура входит турпакет. Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его или их внимание на все вышеперечисленные факторы.
Услуги по перевозке – составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.
В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки. К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.
Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:
- размещение + завтрак (ВВ);
- полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);
- полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин (FP).
В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций.
Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания. В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.).
Важным моментом является вопрос страхования. Несмотря на то, что в России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством.
В случае чрезвычайных происшествий, которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:
- федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.
Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов).
Как мы видим, организация тура социальной направленности мало чем отличается от обычного тура, за исключением того, что выбор туристического центра и туристического транспорта и отдых, в общем, должен быть адаптирован под туристов с ограниченными возможностями.
2 Транспортное обслуживание в сфере социального туризма.
В целом, для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта.
В соответствии с гражданским законодательством перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам, осуществляются по договорам или отдельным заказам. Туроператоры осуществляют перевозки по договорам.
Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия.
При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например, отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить / выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов.
Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов).
Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций – пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия путешествия для лиц с ограниченной физической способностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю.
Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности.
Маршрут автобуса во время проведения тура (экскурсии) должен соответствовать заранее разработанной и утвержденной схеме движения транспортного средства. Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть и также согласовать с ГИБДД УВД остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с Федеральным законом «Об инвалидах» является обязательным требованием. Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства.
Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения, в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа и т.п.).
Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными нарушениями ориентации, инвалидам по зрению.
При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями как для левой, так и для правой рук.
Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.
Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.
3 Размещение и питание для инвалидов и граждан пожилого возраста во время проведения тура (экскурсии).
При выборе гостиниц и других средств размещения во время организации тура для лиц с ограниченной физической способностью, в основном это касается людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, туроператор должен учитывать наличие в них лифтов, пандусов и специально оборудованных номеров проживания.
Также важно, чтобы коллективные средства размещения (КСР) имели в составе квалифицированного обслуживающего персонала специалистов, прошедших подготовку по работе с инвалидами.
Если такие специалисты отсутствуют, то туроператорам или турагентам рекомендуется предупредить администрацию КСР о степени и категории инвалидности их клиента, если он относится к инвалидам по зрению, слуху или передвигается с помощью кресла-коляски или других вспомогательных средств, - это позволит заранее предусмотреть необходимый сервис: повышенное внимание персонала, выбор удобного месторасположения номера и этажа проживания, бесплатный трансфер (если только услуга не включена в стоимость турпакета), другие дополнительные услуги и т.п.
Практика показывает, что условиями наиболее комфортного пребывания инвалидов, как правило, располагают специализированные КСР-санатории. Такие здравницы, к примеру, имеются в Ставропольском крае в курортном регионе Кавказских минеральных вод.
На практике мы встречаем КСР практически не приспособленные для комфортного пребывания людей с ограниченной физической способностью. Несмотря на это, руководство некоторых из них, все же проявляют желание оказывать дополнительные услуги инвалидам на льготных условиях, что благоприятным образом отражается на конкурентоспособности их бизнеса. Но, надо признать, что подобные случаи на нашем рынке пока редкость.
В настоящее время отечественный турбизнес продолжает ориентироваться в этом вопросе на рекомендации, которыми туристские организации руководствовались еще в советский период. В соответствии с ними предусматривается выдача сухого пайка, в случае если время экскурсионной программы составляет 6 часов.
В любом случае, организатор тура или экскурсионной программы должен учитывать, что человек обязан принимать пищу через каждые 3 часа. Желательно перед началом экскурсии, обеспечить каждого ее участника, так называемым, «карманным питанием», либо заранее порекомендовать участникам экскурсионного тура самостоятельно побеспокоиться о нем.
Обслуживание инвалидов и пожилых людей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе объекта питания, составлении меню и форме обслуживания. Ниже приводятся основные рекомендации, которые в полной мере могут применяться в условиях ограниченной инфраструктуры при обслуживании инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению.
К основным рекомендациям относится соблюдение следующих правил:
- инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата нельзя рассаживать на стулья с низко расположенной перемычкой между передними ножками, имеющих ограничения в подвижности тазобедренного сустава, на таких стульях им сидеть крайне неудобно;
- расстояние между столиками в зале и, экскурсантами, сидящими за одним столиком, должно позволять сидящим, расслаблено вытянуть ноги, что при ограничении подвижности коленного или голеностопного суставов даст возможность человеку чувствовать себя комфортно;
- рассаживая экскурсантов за столиками необходимо иметь в виду, что человека, тотально слепого на один глаз необходимо посадить на такое место, что бы со стороны слепого глаза отсутствовало движение других людей, в том числе и официанта;
- при организации питания на маршруте, следует учитывать физиологические особенности экскурсантов и медицинские противопоказания.
4 Протяженность маршрутов туров (экскурсий) и места отдыха туристов (экскурсантов).
Протяженность маршрутов должна учитываться в соответствии с физическими возможностями экскурсантов и их пожеланиями, а также в соответствии с погодными и сезонными условиями (дождь, снег, зима, лето и т.п.). При этом желательно, чтобы экскурсионный маршрут был функционально полным, то есть если это обзорная экскурсия на автобусе, необходимо предусмотреть и посещение музея (других учреждений культуры), и пешеходную прогулку (по исторической части города, по парку, набережной и т.п.). Маршрут пешеходной прогулки готовится заранее – учитывается наличие на маршруте пандусов и поручней у лестниц, пологих спусков у тротуаров в местах наземных переходов улиц. Подъемы и спуски пешеходного участка не должны быть крутыми.
Проводя экскурсию для инвалидов, следует учитывать их быструю физическую и эмоциональную утомляемость (средне время оптимального восприятия информации составляет 1,5 часа). Для этого в обязательном порядке заранее предусматриваются места для кратковременного отдыха.
В городской экскурсии место отдыха следует выбирать вблизи расположения общественного туалета в идеале хотя бы с одной санкабиной специально предназначенной для инвалидов. При выезде за пределы города в обязательном порядке предусматриваются и организуются «зелёные стоянки».
Очень важным является выбор место сбора экскурсантов, как перед началом экскурсии, так и во время ее проведения. Организатор экскурсии заранее предупреждает о месте и времени сбора ее участников. Место сбора должно быть в центральной части города (населенного пункта) и располагаться рядом с объектом, где можно укрыться от негативных погодных условий (дождь, ветер, палящее солнце и т.п.). Например, это могут быть оборудованные автобусные остановки.
Если экскурсия организовывается для туристов, местом сбора является холл гостиницы, где они проживают. Идеально, когда экскурсанты, подходя к месту сбора, уже видят автобус и сразу же занимают в нем места.
Учитывая, что инвалиды, а также граждане пожилого возраста, являются туристами (экскурсантами), относящимися к группе риска, участников тура (экскурсии) следует заранее предупредить, чтобы они не забыли взять личные медикаменты и документы, удостоверяющие их личность, а также контактные телефоны родственников или других близких людей.
5 Требования к экскурсоводам, сопровождающим и волонтерам на туристическом (экскурсионном) маршруте для людей с ограниченными возможностями и граждан пожилого возраста.
Находясь непосредственно в автобусе или в другом виде обслуживающего транспорта, экскурсовод перед началом тура (экскурсии) обязан обратиться к туристам (экскурсантам) с просьбой о том, чтобы они проинформировали сопровождающее лицо или любого из участников тура, где находятся их личные медикаменты и документы, которые в случае экстренной необходимости могут понадобиться. Такими случаями могут быть – перепад артериального давления (гипертонический криз), неожиданный приступ, вызванный хроническим заболеванием или болевой синдром, наступивший из-за колебаний и тряски в ходе движения транспортного средства, укачивание и др.
Перед началом тура необходимо провести инструктаж по безопасности, а также ознакомить участников тура с правилами пользования техническими конструкциями и оборудованием, которыми оснащено транспортное средство. Экскурсовод обязан заранее предупредить о времени санитарных остановок и ознакомить с правилами утилизации мусора на маршруте.
С целью обеспечения безопасности экскурсантов и повышению качества туристского обслуживания, при проведении экскурсии, на каждые 10-ть туристов назначается один человек сопровождающим. Сопровождающий группу маломобильных туристов – это человек, знающий их проблемы и создающий инвалидам равные возможности во время прохождения маршрута.
Задачей сопровождающего является организационная помощь экскурсоводу во время проведения экскурсии. Сопровождающий назначается на конкретный тур и следит за соблюдением экскурсантами установленных правил пребывания на маршруте и правил безопасности в ходе туристской поездки. При отборе кандидатов в сопровождающие, предпочтение отдаётся пенсионерам, в прошлом, сотрудникам органов здравоохранения.
Сопровождающий должен:
- перед началом поездки убедиться в том, что число собравшихся экскурсантов соответствует имеющемуся у него списку;
- уточнить у участников экскурсионной поездки путём индивидуального опроса наличие у каждого из них паспорта и страхового медицинского полиса;
- перед поездкой дать рекомендации экскурсантам о наборе необходимого количества лекарств;
- при необходимости просить водителя о внеплановой остановке;
Во время активного отдыха инвалидов, рекомендуется в их группу включать дополнительно «персонального помощника».
Персональным помощником может быть волонтёр (группа волонтёров). При организации тура или экскурсии для инвалидов, туроператор или турагент имеет право обратиться в Комитет за помощью в подборе волонтёров. По окончании тура или экскурсии, руководитель турфирмы в паспорте волонтёра делает отметку о его участии в оказании безвозмездной помощи, или любое другое лицо, которое знает персональные проблемы инвалида, например, родственник. Главная функция персонального помощника – это функция санитара, оказывающего помощь инвалидам в бытовом и санитарном самообслуживании, помощь при посадке в транспорт и выходе из него, а также при пешеходном передвижении. К персональному помощнику может относиться и сурдопереводчик, если в группе находятся инвалиды по слуху. В этом случае персональный помощник функции санитара может не выполнять.
С учётом особенностей группы, экскурсовод должен задавать ритм движения группы – скорость пешеходного перемещения, продолжительность переходов и остановок, объем выдаваемой информации. Ведь даже опытные экскурсоводы, знакомя группу с достопримечательностями, порой забывают о том, что участники социальных туров (инвалиды, ветераны, пенсионеры) склонны к быстрому утомлению, их внимание рассеивается и в результате складывается общее негативное впечатление от такой поездки.
6 Требования к составлению путевой информации и тексту экскурсии для инвалидов и граждан пожилого возраста.
Важным элементом любой экскурсии, требующей особого мастерства экскурсовода, является путевая информация и экскурсионный текст. Подготовка путевой информации и экскурсионных текстов, предназначенных для инвалидов, также имеет свои особенности. Качество и способ их подачи особенно важны для слепых и глухих экскурсантов. При подготовке такой информации следует предварительно получить консультацию у специалистов, работающих с такой категорией граждан, обратившись, например, в местное общество слепых и глухих.
Путевая информация, как и экскурсионный текст по ходу движения транспорта, должна учитывать специфику восприятия всех групп инвалидов, но особую подготовку требует информация для слепых экскурсантов. Для восприятия слепыми людьми путевого текста или текста обзорной экскурсии, информация готовится по принципу радиорепортажа (аудиопутеводителя), при этом аудио-сведения об объекте показа должны иметь четкое звучание. При подготовке текста экскурсоводу рекомендуется попытаться представить себя на месте слепых людей и постараться отразить в его содержании воспринимаемую слепыми смысловую нагрузку. Подача путевой информации не предполагает непрерывного повествования. На длительных маршрутах возможно музыкальное сопровождение, гармонично сочетающееся с экскурсионной тематикой.
Для полноценного и адекватного восприятия экскурсионного материала инвалидами по зрению и слуху, от экскурсовода требуется особая, более эмоциональная техника подачи информации. Он должен «заставить» экскурсантов не просто смотреть или слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное или услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства восхищения и радости.
В пределах одной и той же экскурсии, совершенно по-разному должна звучать тема для детей или студентов, религиозных паломников или пенсионеров и инвалидов. Желательно, чтобы экскурсионные тексты подавались с использованием разнообразных аудиовизуальных средств, облегчающих усвоение материала и дающих возможность почувствовать свою причастность к истории.
7 Благоустройство объектов показа.
На всех объектах туристского показа должны выполняться требования, предусмотренные статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ, должны быть созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
К сожалению, большинство значимых объектов показа, главным образом это касается крупных городов, расположено в их центральной части, где порой остановка и стоянка экскурсионного транспорта запрещена.
На практике организаторы социальных туров для инвалидов и пожилых людей, впрочем, как и при организации других туров, постоянно сталкиваются с рядом инфраструктурных проблем, которые резко снижают качество туристских услуг и ведут к нарушению требований в обслуживании туристов и экскурсантов.
К основным проблемам, отражающим неприспособленность территорий населенных пунктов, зданий и сооружений, к приему туристов-инвалидов и лиц пожилого возраста, относятся следующие факторы:
- отсутствие рекреационных зон (благоустроенных зеленых и санитарных стоянок на маршруте, обустроенных мест для отдыха в музеях и музеях-заповедниках);
- отсутствие условий для беспрепятственного передвижения инвалидов-опорников, инвалидов с тактильными и сенсорными нарушениями (пандусов с доступным уровнем наклона и достаточной шириной проезда и прохода, слабое освещение и др.);
- отсутствие стоянок для экскурсионных автобусов вблизи мест достопримечательностей;
- отсутствие общественных туалетов и мест санитарной гигиены, приспособленных для инвалидов и другое.
Тем не менее, туроператор при разработке туристских программ и маршрутов обязан максимально учитывать наличие доступности к объектам туристского показа, а также предусматривать различные возможности в обеспечении удобного, безопасного, льготного и комфортного проезда и осмотра объектов показа. При составлении схемы осмотра объектов показа необходимо чередовать участки осмотра с наклонной и горизонтальной поверхностью передвижения.
Наибольшей популярностью у инвалидов и других категорий маломобильных граждан являются музеи. Ниже даются рекомендации руководству музеев и других учреждений культуры.
Так, при организации экскурсий для инвалидов следует уделить внимание к обустройству входной, эксплуатационной и рекреационной зонам музея.
Основные требования к входной и эксплуатационной зонам:
- стоянка автобуса должна быть максимально близко от входа в музей;
- обязательно наличие мест для сидения и размещения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, так как входная зона служит местом сбора группы и адаптации инвалидов перед экскурсией;
- беспрепятственный доступ к вестибюлю, являющегося точкой начала и окончания экскурсии и беспрепятственный доступ из вестибюля во все залы музея;
- доступность информации, размещенной в вестибюле, которая подаётся с учётом специфики восприятия инвалидами (информация визуального, аудивизуального и тактильного характера), и которая должна содержать сведения о расположении тематических залов, а также рекомендации наиболее удобных маршрутах осмотра для инвалидов и лиц пожилого возраста;
- наличие хотя бы одной сантехнической кабины оборудованной специально для инвалидов.
- при многоуровневой схеме размещения экспозиционных площадей, для приёма и перемещения инвалидов по музею возможно использование грузового лифта.
Если в музее целенаправленно формируется экспозиционное помещение для инвалидов, испытывающих сложности в ориентации (слепых или с ослабленным зрением) рекомендуется соблюдение следующих правил:
- на маршруте по залам музея, желательно оснащение экскурсанта аудиопутеводителем;
- экспонаты следует располагать на столе, размещённом в центре зала, что обеспечит к ним свободный доступ;
- вокруг стола на расстоянии 10 см от края по полу должна проходить полоса шириной 0,9 м, отличающаяся по своей фактуре и цвету от остальной части пола;
- экспонаты на столе, необходимо устанавливать на вращающихся подставках с информацией о них, написанной с использованием шрифта Брайля;
- некоторые экспонаты могут быть представлены в виде слепков, что позволит «видеть посредством руки» таких экспонатов может быть небольшое количество;
- маршрут по музею для слепых и слабовидящих должен быть проложен с учётом возможности осязания предметов и цветового восприятия объемных произведений искусства для этого на витринах должны быть укреплены информационные таблички с шрифтом Брайля, благодаря которым, экскурсанты самостоятельно смогут получать информацию об этих экспонатах;
- для инвалидов с низкой остротой зрения при необходимости в подсветке экспонатов, комбинируют общее и местное освещение с учётом того, что на ахроматическом фоне лучше различаются красные и желтые цвета, а ахроматические объекты на синем и желтом фоне;
- для слепых и слабовидящих желательно музею иметь специальное музейное оборудование, в частности удобный и безопасный ящик для ценных экспонатов с отверстиями для рук, чтобы они могли «трогать» экспонат;
- ящик с ценными экспонатами для слепых должен иметь табличку на брайлевском шрифте с крупно написанным названием экспоната для горизонтального чтения и расположенную под прямым углом к лучу зрения;
- ящик с ценными экспонатами для слепых также должен иметь непрерывный деревянный поручень с округленными и хорошо обработанными краями (800 мм от пола) и стрелки на цоколе для обозначения направления движения и мест поворотов поручня.
Если в музее целенаправленно формируется экспозиционное помещение для инвалидов, испытывающих сложности в передвижении рекомендуется следующее:
- инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски для визуального восприятия необходим свободный и удобный доступ к витринам;
- при навесном варианте необходимо использовать витрины с понижением высоты развески, а при горизонтальном размещении – с максимальным обеспечением подъезда к ним на коляске вплотную.
Учитывая, что осмотр экспозиции маломобильные граждане осуществляют достаточно медленно, экскурсовод должен проявлять терпение и заранее адаптировать темп изложения информации под эту категорию граждан. Учитывая также быструю утомляемость таких экскурсантов, наиболее важные экспонаты необходимо размещать на основных маршрутах.
Выступающие части экспонатов и свободно стоящие предметы на пути маршрутов движения необходимо ограждать. При этом рекомендуется повышать уровень освещённости нижней части экспонатов. Во всех экспозиционных залах необходимо предусматривать зоны кратковременного отдыха, оборудованные аудиовизуальными средствами, облегчающими маломобильным посетителям усвоение представленного материала.
Большинство пенсионеров и инвалидов, имеющих нарушения в работе внутренних органов, как правило, не испытывают затруднений при посещении мест достопримечательностей. Тем не менее, условия адаптированные под потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также инвалидов по зрению и слуху, создают дополнительный комфорт для всех категорий посетителей туристских объектов.
Таким образом, организация тура социальной направленности мало чем отличается от обычного тура, за исключением того, что выбор туристического центра, и туристического транспорта, и отдых в общем должен быть адаптирован под туристов с ограниченными возможностями. В представленной главе дипломной работы акцентировано внимание туроператоров на специфику организации туров для инвалидов и лиц пожилого возраста, с учетом особенностей туристов с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время, следует понимать, что этой категорией людей состав туристов социальных туров не ограничивается.