Понятие дискурсивного маркера (ДМ). Терминологическое разнообразие, расплывчатость границ группы ДМ

Дискурсивные маркеры на данный момент являются одним из популярным объектом лингвистических исследований. Связано это прежде всего с переключением внимания исследователей на прагматический аспект функционирования языка, на когнитивные процессы, которые сопровождают речевую деятельность людей, а также на те языковые единицы, с помощью которых обеспечивается структурная и содержательная связность порождаемых в процессе коммуникации устных и письменных текстов.

Эти единицы имеют разную степень выраженности пропозиционального значения и при конструировании дискурса выполняют структурно-регулятивную функцию, образуя систему, которая помогает выстраивать основную коммуникацию, разворачивать ее, управлять ею [Ухова, Когут]. При этом данная система не является целью коммуникации и играет лишь вспомогательную роль. Это система ориентиров, которые указывают на способ организации и восприятия пространства и времени, на когнитивные операции, которые осуществляются в процессе коммуникации, позволяют говорящим выражать свое отношение к определенному положению дел или к высказыванию собеседника.

Важность дискурсивных маркеров для правильной интерпретации смысла высказывания отмечают многие исследователи [Баранов 1993, Blakemore 2002, Подлесская 2009]. Например, по мнению Дианы Блэкмор, дискурсивные маркеры это метапрагматические сигналы, которые служат своего рода инструкциями по когнитивной обработке высказывания. [Blakemore 2002]. По словам Дж. Адерсена, данные единицы «функционируют как «помощники» в процессе интерпретации слушателем речи говорящего, и именно они сообщают слушающему то, как следует понимать высказывание в совокупности его явных и скрытых смыслов». Они повышают эффективность коммуникации, минимизируя усилия сбеседников по обработке получаемой информации, интерпретации коммуникативных намерений друг друга, обеспечивая оптимальную релевантность этой интерпретации [Викторова автореф. докт. Дисс.]

Дискурсивные маркеры разнородны по своей грамматической принадлежности - это могут быть союзы, наречия, модальные частицы, по структуреэто могут быть лексемы, словосочетания, клаузы. Они объединяются в отдельный класс исключительно на том основании, что, выполняя различные функции, решают единую задачу - обеспечивают смысловую целостность (когерентность) дискурса и облегчают его понимание. [Сиротинина 2008]

На данный момент нет единого общепринятого определения рассматриваемых языковых единиц и не выработан окончательный набор критериев, по которым те или иные единицы можно отнести к данному классу. Существует также около полутора десятков терминов, которыми пользуются исследователи при рассмотрении данного явления. Языковые единицы, служащие предметом исследования, могут обозначаться как дискурсивные маркеры [Кибрик, Подлесская 2006; Падучева 2008; Кибрик 2009; Blakemore 2002], дискурсивные слова и дискурсивные частицы [Рахилина, Плунгян 1993; Киселева, Пайар 1998], модальные частицы и модальные слова [Виноградов 1947, ….], логические частицы, прагматические маркеры [Schiffrin 1988; Fraser 1999], дискурсивные коннекторы [Blakemore 2002], ключевые маркеры, прагматические выражения [Redeker 1990…], прагматемы [Богданова-Бегларян, 2014], вспомогательные коммуникативные единицы [Викторова 2010, Викторова 2015]. Такое разнообразие приводит к тому, что часто один и тот же термин может обозначать сходные, но не идентичные явления, либо для одного и того же явления используются несколько синонимичных терминов, что не облегчает его понимание. По мнению многих исследователей, выбор того или иного термина прежде всего обусловлен принадлежностью исследователя к определенной научной парадигме [Дискурсивные слова 1998], а также является показателем различного понимания границ данного класса единиц. В целом, исследователи могут трактовать эти границы в широком и узком смысле. В широком смысле к классу дискурсивов относят языковые единицы самых разных уровней от фонетического до синтаксического, а также способы невербальной передачи дискурсивных значений, такие как порядок слов, интонация и др. В узком понимании он включает в себя только вводные слова и частицы [Schiffrin 1998]. В нашей работе мы будем пользоваться терминами «дискурсивный маркер» или «дискурсив», поскольку они являются наиболее общими и не накладывают ограничений на формальные и семантические характеристики единиц, выбираемых для анализа.