Понятие «грамматический навык». Виды, этапы и критерии его сформированности

Грамматика представляет собой материальную основу языка, на котором строятся все остальные структуры. Язык как система требует ряд условий, при соблюдении которых речь может полноценно выполнять свою функцию, а именно служить средством общения и передачи информации: соблюдение закономерностей изменения словосочетаний, зависящий от того, что хочет донести собеседник, правильное сочетание слов.

По определению В.Г. Гака грамматика относится к разделу языкознания, а также является грамматическим строем языка. В процессе обучение следует обращать внимание на второй аспект. Овладение грамматикой помогает людям не только формировать умения в устной и письменной речи, но, а так же понимать информацию, полученную от других людей, т.е. аудирование и чтение. Недостаточный уровень сформированности грамматических навыков является преградой для формирования социокультурной компетенции, а не только речевой. Многие исследователи согласны с В.Г. Гака, так, например, автор английских учебников, Том Хатчинсон подчеркивает, что «устойчивые знания по грамматике первостепенны, если учащиеся желают креативно использовать английский язык».[8,с.14] Пенни Ур автор практического руководства грамматике для учителей в свою очередь утверждал: «нет сомнений в том, что эксплицитное или имплицитное знание грамматических правил является базисом для владения языком». [9,с.4] Таким образом, грамматика выполняет роль опоры и строительного материала, с помощью грамматических структур мы можем передавать тончайшие нюансы мысли. В. М. Филатова утверждает, что грамматика «это скелет, на котором держатся все слова. Речевые высказывания, тексты… это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык».[5,c.74]

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является формирование грамматических навыков как одного из важнейших элементов речевых умений (аудирование, чтение, письмо, говорение) для осуществления полноценного общения и передачи информации.

В.Б. Беляева дает следующее определение понятию «грамматический навык». Грамматический навык является автоматизированным действием переработки информации. Для формирования грамматического навыка необходимы определенные условия, одним из способов для формирования являются грамматические упражнения. Но есть и другой способ – интуитивное. Интуитивное обучение занимает большое количество времени, сил и достигается путем проб и ошибок в отличие от сознательного обучения. Но в последнее время все больше методистов склоняются в сторону сознательного формирования грамматических навыков.

К. Прибрам пошел еще дальше своих коллег и определил системы действия как механизмы мозга. Таким образом, справедливо рассматривать грамматические механизмы как систему действий, которая принимает и перерабатывает грамматические сведения текста. Под автоматизированным восприятием подразумевается со стороны опознавателя умение опознавать грамматическую форму слов, словосочетаний и предложений на основе определенных признаков. Для этого потенциальный опознаватель должен уметь узнавать и различать эти самые грамматические формы. Но при отсутствии знаний об их особенностях функционирования все эти действия невозможны. Это является причиной, что формирование грамматического навыка возможно на основе тех единиц лексики, которые были заранее хорошо изучены учащимися.

В своем развитии, как утверждают методисты, грамматические навыки проходят несколько этапов: восприятие модели, имитация, постановка, трансформация, репродукция и комбинирование.

С точки зрения психолингвистики принято выделять два вида грамматических навыков: языковые и речевые. Языковой грамматический навык оперирует грамматическими явлениями, даже если нет речевой ситуации, другими словами изолированно.

В то же время речевой грамматический навык сильно отличается от языкового тем, что автоматизированное восприятие или другими словами операция грамматическими явлениями происходит в языковой ситуации во всех четырех видах речевой деятельности.

Основой языковых грамматических навыков лежит ассоциации и связи парадигматического характера. Это предполагает изменение имени существительного - в роде и числе, прилагательного – в степени сравнении и роде и др. Часто языковые грамматические навыки формируются на упражнениях, которые, чаще с опорой на уже изученных правилах. Этого недостаточно для общения по причине того, что не соответствует речевой задаче и ситуации общении.

Речевые грамматические навыки включают в себя связи слов в синтагме, владение нормой языка, так и узусом. Такой вид грамматических навыков имеет свойство формироваться только при наличии речевых и условно-речевых упражнений, применение которых зависят от ситуации, и доведены до автоматизма.

Методисты выделяют два вида грамматических навыков: продуктивные навыки и рецептивные грамматические навыки.

По определению Е.И. Пассова продуктивные навыки отличаются от рецептивных грамматических навыков тем, что учащийся выбирает модель, т.е. грамматическую форму, которая соответствует речевой задаче и применять ее соответственно нормам данного языка. Методист отмечает, что грамматическая форма или другими словами модель должна быть связана путем ассоциаций с речевой задачей. Если возникла такая связь, то при коммуникативной ситуации с определенными задачами, в момент речи учащийся сумеет применить соответственную грамматическую форму.

Рецептивный грамматический навык подразумевает под собой узнавание и понимание грамматического материала в устном и письменном тексте, такие как: различные синтаксические конструкции и морфологические формы. Рецептивный грамматический навык в свою очередь делится на: рецептивно-активные грамматические навыки и рецептивно-пассивные грамматические навыки. Давайте рассмотрим их подробнее.

Рецептивно-активный грамматический навык подразумевает активное владение материалом, применение и использование во всех четырех видах речевой деятельности в устной и письменной речи. Рецептивно-пассивный грамматический навык подразумевает использование в рецептивных видах деятельности, т.е. аудирование и чтение в иноязычной речи.

По автоматизированностью материала можно разделить грамматические навыки на три обширные группы: морфологические (распознавание морфем интуитивно), синтаксические (правильное расположение членов предложения в разных типах предложений) и морфологосинтаксические.

И.Л. Бим выделяет несколько составляющих, необходимых для формирования грамматических навыков: коммуникативная направленность, грамматический минимум, упражнения, групповое и самостоятельное изучение. И.Л. Бим утверждает, что формирование Г.Н необходимо в первую очередь для коммуникации. На этом этапе очень важно учитывать интересы, опыт и склонности учащихся и активно использовать их процессе обучения. Любой иностранный язык очень обширен, и невозможно знать все правила в этом языке.

Грамматический минимум дифференцирует и упрощает грамматический материал и позволяет изучать только то, что необходимо. В активный грамматический минимум включены явления, которые необходимы для экспрессивных видов речевой деятельности. И этот навык включает в себя несколько принципов, по которому можно определить: принцип образцовости (материал служит эталоном, образцом, по которому можно аналогично построить грамматическое явление); принцип распространенности; принцип исключения синонимичных грамматических явлений (нейтральное).

В пассивный рецептивный грамматический минимум включены часто употребительные грамматические явления, которые должны быть понятыми учениками на слух при чтении и в письменной речи. Часто бывает, что объем пассивного грамматического минимума в разы превосходит объема активного грамматического минимума. В пассивном грамматическом минимуме так же существуют принципы, такие как: принцип многозадачности и распространенности преимущественно в книжно-письменном стиле.

Следующие перечисленные компоненты показывают, какими требованиями обладает тот или иной вид грамматического навыка. Продуктивные навыки, или по-другому экспрессивные при письме и говорении отвечают за:

- образование грамматических форм и конструкций;

- формулирование грамматических правил на основе схем и таблиц;

- умение менять грамматическое оформление высказывания при изменении намерения во время коммуникации;

- умение правильно выбирать грамматические конструкции и употреблять их при перестройке ситуации коммуникации;

- иметь различные способы для интерпретации значений

- различение грамматических оформлений текстов в устно и письменном виде.

Рецептивные (чтение, аудирование):

- избрание из потока речи конструкций согласно контексту;

- различение одинаковые по форме грамматические явления;

-установление групп членов предложения;

- определение структуры сложного предложения;

-определение структуры простого предложения;

-установление временные, логические, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные взаимоотношения и связи между компонентами предложений;

-установление связи в абзацных предложениях.

Для учащихся средней школы должно быть четко определенны результаты овладения рецептивно-активным и рецептивно-пассивным грамматическим минимумом

Для формирования любого навыка необходимо грамотно подбирать упражнения, позволяющие формировать, развивать и улучшать речевые навыки.

Методисты выделают следующие типы упражнений: языковые, условно-речевые и подлинно речевые упражнения. К первому типу упражнений относятся все упражнения тренировочного (поставить предложение в вопросительную форму) и аналитического характера (поставить глаголы в нужном времени). Ко второму типу упражнений относят все коммуникативно-направленные упражнения. Они позволяют имитировать речевую ситуацию в неречевых условиях. Подлинно-речевые упражнения являются естественными. Этот тип является максимально творческим, эффективным и сложным для многих учащихся. Представляет собой некий обмен информациям и затрагивает все виды речевой деятельности. Следующее составляющее – самостоятельное и групповое обучение. Оно позволяет учащимся работать самостоятельно, но в то же время взаимодействовать с другими учениками, это снова позволяет активно развивать коммуникативную компетенцию.

В целом, как утверждает С.Ф. Шатилов грамматические навыки проходят несколько этапов в процессе формирования:

Первый этап - ориентировочно-подготовительный; учащиеся знакомятся с формой грамматического явления и его функцией. При восприятии нового грамматического явления учащимися происходит ознакомление в письменной или устной форме. Второй аспект ознакомительного этапа происходит через осмысление этого грамматического явления учащимися. Для полного осмысления необходимо предоставить образец. Первичное осмысление происходит интуитивно-обобщенным путем, что может быть некорректным. Учитель, как управляющий учебным процессом, формирует правило, функцией которого является объяснение образца. Таким образом, учитель вносит ясность и дает точное понимание грамматического явления и его особенностей, функций в устной форме. Ранее уже сформулированное правило является ориентиром выполнения грамматического действия.

Стереотипизирующе - ситуативный; на этом этапе учащимся выполняется ряд языковых упражнений, при условии, что какое-либо грамматическое явление сложно образован и вызывает трудности при употреблении, или выполняются в условно-речевые ситуативно-репродуктивные упражнения, при условии, что грамматическое явление не вызывает особых трудностей. На базе аналитико-синтетической деятельности осуществляется дальнейшее осмысление грамматического явления и его запоминание, при условии, что выполняются определенное количество аналитических языковых упражнений.

Ситуативно-варьирующий; именно на этом этапе идет процесс совпадения грамматических автоматизмов и поэтому этот этап отвечает за формирование грамматического навыка. Тренировочные условно-речевые и подлинно-речевые упражнения являются основными упражнения при прохождении данного этапа.

Предложенные этапы С.Ф. Шатилова совпадают с вариантами других методистов. И.Л. Бим, Т.Е. Сахаров, Г.В. Рогов заостряют внимание на этапах ознакомления, тренировки и применения. И.Л. Бим настаивает на утверждении, что все этапы должны проходить последовательно:

а) ознакомление с грамматическим явлением и употребление;

б) тренировка на основе микроконтекста;

в) применение на репродуктивном уровне, на базе принципа аналогии;

г) применение на продуктивном уровне

Е.И. Пассова предложила свой вариант этапов формирования грамматических навыков. Ее квалификация этапов получила широкую популярность среди ее коллег-методистов. На первом этапе осуществляется процесс восприятии однотипного образца, затем выполняются имитативные упражнения (ставят лексическую единицу в структуру грамматической формы). На этапе трансформации учащиеся часто меняют полностью или частично реплику собеседника. На репродуктивном этапе учащиеся выполняют подходящие этапу упражнения. Учащиеся самостоятельно производят реплику с теми лексическими единицами и формами, которые были усвоены в прошлом. На этапе комбинирование происходит сталкивание ранее усвоенных знаний с новыми.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Знания человека не вечны. Какая-то часть информация (знаний) со временем утрачивается, но на их место приходят другие знания. Так и происходит с грамматическими навыками. Грамматический навык не только можно приобрести или наработать, но и утратить. Это приводит к тому, что человеку в независимости от возраста, особенно школьные учащиеся, необходимо систематизировать и восстанавливать знания. Существуют в целом два вида систематизирования знаний: грамматическая и лексико-грамматическая. Систематизация грамматики дает возможность группировать знания по грамматике, восстанавливать грамматические парадигмы, что помогает лучше запоминать, понимать глубоко явления в грамматике, обогащает опыт учащихся в филологии. Лексико-грамматическая систематизация знаний подкрепляет знаний учащегося, что способствуют прочности и стабильности грамматического навыка.

Различные подходы в методике формируют грамматический навык. Прежде чем понять, каким образом различные методические подходы способствуют формированию грамматического навыка нам нужно раскрыть эти два понятия. Оттолкнемся от тех определений понятия «подход», которые были даны Б.А. Глуховой и А.Н. Щукина. «Подход» по определению этих двух методистов является «базисной категорией методики преподавания иностранных языков». Подход определяет стратегию обучения, закономерность в принятии решений в процессе познавательной деятельности субъектов взаимодействия в преподавании. Подход позволяет субъектам педагогического взаимодействия изучать способы приобрести, сохранить и использовать информацию для достижения неких целей и результатов. Метод в отличие от подхода предоставляет конкретные шаги, приемы и принципы. В настоящее время методисты выделяют два основных метода формирования грамматических навыков: имплицитный и эксплицитный, а так же дифференцированный. Имплицитный метод базируется на обучении без использования каких-либо грамматических правил, а второй метод (эксплицитный) наоборот базируется на правилах. Но в современной методике преподавания преподаватели редко используют один из двух вариантов, чаще всего варьирует. На что же опираются педагоги при выборе метода? Выбор того или иного метода зависит от уровня языковой компетенции, целей, возраста учащихся.

В «Общей методике обучения иностранному языку в средней школе» А.А. Миролюбова следующие операции включены в грамматический навык:

  • Выбор модели предложения;
  • Выбор слова и образование словоформ;
  • Выбор слов и их сочетание с тождественными словами.

С.В. Логунова пишет о том, что дети должны быть вовлечены в учебную деятельность в процессе формирования грамматического навыка. Автор объясняет это тем, что целью овладения грамматическими навыками является не просто умение манипулировать набором грамматических конструкций на имитационном уровне, но, а также выработать умения передавать желаемое содержание средствами изучаемого языка. У ребенка должно быть активное отношение к тому материалу, который задействован в процессе деятельности, а не пассивное отношение.

Е.А. Маслыко в своей книге « Настольная книга преподавателя иностранного языка» предлагает уже другую схему формирования грамматических навыков: ознакомление и первичное закрепление, тренировка, применение.

Задачей первого этапа является помочь учащемуся создать основу для ориентира грамматического действия, чтобы в дальнейшем формировать навык в различных ситуациях. Тренировка предполагает умение воспроизводить изученное явление в тех типичных ситуациях для его функционирования. Применение позволяет повторить ранее изученную лексику, а не только пользоваться новой грамматической структурой.

Таким образом, мы с большой уверенностью может утверждать, что построение правильной и грамотной речи невозможно без знания грамматики . Для овладения грамматикой необходимо формировать грамматический навык.

Формирование грамматических навыков является неотъемлемой частью учебного процесса на уроке иностранного языка. Сформированный грамматический навык позволяет учащимся правильно оформлять и грамотно передавать информацию собеседнику. Главной функцией грамматического навыка является сформирование социокультурной компетенции.

В данной подглаве нам удалось рассмотреть сущность грамматических навыков, виды и этапы их формирования, точки зрения различных методистов и авторов методических пособий и учебников по иностранному языку.