Проблемы в организации и функционировании государственного аудита

13 февраля 2021

1.1 Теоретические государственного контроля

Государственный контроль существенным управления финансами обязательным эффективного финансовой и страны целом. основная - содействие реализации политики в формирования использования , необходимых для своих . От государственного контроля значительной зависит и благополучие . Основными системы финансов государственные и , поэтому контроль первую направлен проверку и мобилизации , правомерности целесообразности государственных .

Налоговые являются доходным бюджетов уровней, 80% общего доходов бюджета Федерации за налогов сборов, с и лиц.

налогов процессе денежных государства особую налогового в государственного контроля. одним , определяющим вопросов эффективной налогового , является налогового в государственного .

Государственный контроль - система по законности, и действий формированию фондов на уровнях и в налоговых , выявлению увеличения поступлений бюджет улучшению дисциплины: приемов способов, органами и , которые соблюдение законодательства, исчисления, и внесения в .

Налоговый как управления является условием эффект налоговой , обеспечивает связь с государственного , которые особыми и по вопросам .

Налоговый - завершающая управления , один элементов планирования доходов . Двойственная налогового обусловлена , что, одной , он формой контролирующей налогов - количественного налоговых , их с государства, необходимости налогового . С стороны, - это денежные , налоговый со государства объективной для налогов, . е., внутренне данной категории, для , чтобы могли полной выполнять фискальную - образование фондов . В литературе налоговый в смысле определяется специальный обеспечения . К основным относятся, поступлений бюджеты уровней предусмотренных налогов платежей, уходу налогов (. е., контроль как исполнения , исправление и ). При налогового как системы управления становится , что лишь из налогового .

Согласно части кодекса налогового (органами, налоговый ) являются РФ налогам сборам его , таможенные и государственных фондов. качестве форм налогового названы проверки, объяснений и .

Объектом налогового является совокупность отношений императивных отношений, процессе образуются фонды . Предметом контроля каждом случае выступать аспекты проявления отношений: , достоверность, , своевременность, , целесообразность, , оптимальность т. .

В от субъектов контроля ветвям власти выделить: органов (представительной) , органов власти, судебной , президентский безусловно, большинства государственной налоговый является из деятельности. системе контроля исполнительной особо ведомственный . По осуществления такие налогового , как , текущий последующий.

деление весьма , так одни те контрольные могут одновременно , текущими последующими различных с налоговых действий. , камеральная расчета налогу прибыль первый : по к исчисления за квартал - последующий , по к уплаты - предварительный , по к исполнения но налога весь период () - текущий .

Формы контроля, способы его , подразделяются две :

  • реализация налогового , обусловленного налогов ( виды , осуществляемых , таможенными , органами казначейства, полиции). признаком форм контроля возможность мер за налогового непосредственно процессе результатов (чаше это контроль, - текущий). предварительного и этой является налоговых (постановка учет , информирование, по налогообложения т. .);
  • реализация налогового , обусловленного ролью (наблюдение, , получение обработка об налоговых от параметров, и принятых в налогообложения, том нормативных , и . д.).

государственного контроля, . е., и практического этого деятельности, разнообразны. виду контроля ( зависимости времени , субъекта ), каждой налогового присущи методы. тех иных зависит конкретных , поставленных субъектом , его и . Методы налогового можно следующим :

  • воздействие субъекты отношений, подразделяются, свою , на убеждения принуждения, на (административные) косвенные () методы;
  • отдельных действий ( процедурного );

организация работы.

зависимости субъекта контроля государственного выделить виды: , независимый (), внутренний () и . Независимый () контроль специализированными , внутренний () контроль службами , учреждения.

специфика итогового обусловлена , что местного - это децентрализованная осуществления . В же в ведении, органов самоуправления установление определение элементов налогов сборов ( исключением образований и -Петербурга). муниципальный контроль промежуточное между налоговым законодательных () органов и налоговым . Например, настоящее органами самоуправления -Петербурга рамках налогового проводится по неучтенных обложения налогом налогами имущество и лиц.

налоговый осуществляется гражданами, коллективами, партиями, организациями тому его , в , являются: с инициативой вопросам в (представительные) власти органы самоуправления, актов органов, или их лиц вышестоящем органе суде, в суд Федерации жалобами несоответствие законов РФ. критериям налогового является безусловное принципам , объективности, и .

1.2 Формы методы контроля, его в налогового

Среди налогового налоговые занимают место, являются эффективными значимыми. проверка, наш , направлена только установление нарушения о и , в которых недополучены причитающихся уплате и , но на нежелательных несоблюдения законодательства.

во , что проверке быть любой , плательщик или агент, соответствующих налогового о проведения контроля, проверках, их и , о принятия по проверок помочь дать правовую правомерности налоговых , проводящих проверку, правильно линию . Безусловно, признать, в случаев конфликтов инспекторами налогоплательщиками, сборов налоговых являются пробелы законодательстве , как , складывающаяся судебная , не принять верное в или спорной .

Согласно 1 статьи 87 кодекса органы следующие налоговых налогоплательщиков, сборов налоговых :

1) камеральные проверки;

2) налоговые .

Целью проверки контроль соблюдением , плательщиками , налоговыми законодательства налогах сборах. , например, постановлении арбитражного Поволжского от 12 2006 г. А65-12104/2005--32 делается , что камеральной проверки проверка заполнения форм, данных деклараций бухгалтерского . Учитывая, в с 1 статьи 82 РФ проверки в одной форм контроля, должностными налоговых в своей , можно следующее налоговой . Налоговая - это форма контроля, должностными налоговых с контроля соблюдением , плательщиками и агентами о и .

Для чтобы можно определить налоговую, соблюдение условий, частности:

1. должна независимо видов и должностными налоговых в компетенции, НК и Российской от 21 1991 г. 943-1 "О органах Федерации".

РФ наделяет внутренних полномочиями проведению проверок. проверок внутренних осуществляется соответствии Законом Федерации 18 апреля 1991 . N 1026-1 " милиции", законом 12 августа 1995 . N 144- "Об -розыскной ", Уголовно- кодексом Федерации.

органов дел, в 36 НК , заключаются том, , во-, они запросу органов вместе налоговыми в налоговыми выездных проверках, во-, при обстоятельств, совершения , отнесенных РФ полномочиям органов, внутренних обязаны 10-дневный со выявления обстоятельств материалы соответствующий орган принятия ним .

2. Целью проверки контроль соблюдением о и .

Указанное , что , осуществляемые органами силу , предоставленных не о и , а законодательными , в контроля соблюдением иного (в , законодательства контрольно- технике, производстве обороте спирта), относятся налоговым и РФ регулируются.

3. проверки быть только отношении , плательщиков и агентов.

, в с 1 и 10 88 НК камеральная проверка как отношении , так в плательщиков и агентов, иное предусмотрено РФ. силу 1 и 17 89 НК выездные проверки и отношении , и отношении сборов налоговых .

Одно может проверено ходе выездной проверки и качестве , и качестве сборов, в налогового . Проведение один тот период налоговой организации налогоплательщика выездной проверки же как агента противоречит НК . В других , не налогоплательщиками, сборов налоговыми , проводятся мероприятия контроля. результатам мероприятий быть налоговые порядок по является .

В разновидностей проверок камеральные выездные. деление прямом основано положениях РФ. некоторые отдельно встречные, и проверки, регулирование подробно НК не .

Понятие " проверка" закреплено статье 87 РФ, соответствии которой при камеральных выездных проверок налоговых возникает получения о налогоплательщика ( сбора), с лицами, органом быть у лиц , относящиеся деятельности налогоплательщика ( сборов).

признаком проверки ее характер, .к. можно только проведении проверок и сборов, возникает получения информации.

правило, проведения проверок тогда, у органов основания лицо неоприходовании выручки, случаях подтверждающих , в если контрагентов совпадают документами .

В был , когда проверки налоговым , в на состоял , не путем документов, в камеральных выездных проверок составлением встречной налоговой или встречной налоговой .

В время НК отсутствует о проверке об виде . Однако безусловные основания их .

Сейчас лицо органа истребовать контрагента у лиц, документами (), касающимися проверяемого (плательщика , налогового ), эти (информацию) только ходе налоговой , но вне проведения проверок случае, у органов обоснованная получения относительно сделки. можно истребовать документы исключительно ходе налоговой . Указания возможности информацию сведения, имеющие подтверждения ( показания ), в РФ содержалось.

по документов () состоит том, налоговый , осуществляющий проверки иные налогового , направляет поручение истребовании (информации), деятельности налогоплательщика ( сбора, агента), налоговый по учета , у должны истребованы документы ().

При в указывается, проведении мероприятия контроля необходимость представлении (информации), при информации конкретной указываются сведения, идентифицировать сделку.

поручении истребовании должны следующие :

- полное организации, /КПП (.И.. физического , ИНН), которой истребовать ;

- место организации ( жительства лица);

- направления (указывается . 93.1 НК и мероприятий контроля, проведении возникла получения о проверяемого , плательщика , налогового , и () информации конкретной );

- полное организации, /КПП (.И.. физического , ИНН), , касающиеся деятельности, необходимо при мероприятий контроля;

- истребуемых с периода, которому относятся, указанием подлежащую информацию (или) на относительно сделки, также , позволяющие указанную .

Еще разновидностью является налоговая . Это налоговая налогоплательщика ( сбора, агента), независимо времени предыдущей по же и тот период.

-первых, выездная проверка проводиться связи реорганизацией ликвидацией .

Подпункт 4 2 статьи 23 РФ налогоплательщиков - и предпринимателей сообщать налоговый соответственно месту организации месту индивидуального о или организации - течение дней дня такого .

В сроки поступления уведомления орган принять о проведения налоговой , если организации ( предпринимателя) не , или проведении выездной проверки, в организации ( предпринимателя) недавно выездная проверка.

соответствии пунктом 11 89 НК (в редакции) налоговая по основанию независимо времени и предыдущей . При проверяется , не трех лет, году, котором решение проведении .

Причем такой не .

Во-, повторная налоговая может вышестоящим органом порядке за налогового , проводившего (п. 10 . 89 НК ).

Особенностью проверок то , что ходе проведения вышестоящими органами две цели:

- за налогоплательщиком, сборов налоговым законодательства налогах сборах;

- за налогового , проводившего (или соблюдением органом о и ).

В с 4 Порядка выездных проверок, приказом России 8 октября 1999 . N -3-16/318, постановление (его ) вышестоящего органа проведении выездной проверки, реквизитов, в 1 этого , должно содержать на , явившиеся для указанной .

В проведения проверки возникает сохранения тайны. секрет, , проверяя предприятия холдинги, получает к , напрямую на деятельность и его .

Сведения налогоплательщике налоговой с постановки на в органе (. 9 ст. 84 РФ). налоговой в организации до ее учета связи ликвидацией, в физического - до смерти ( умершим порядке, гражданским РФ).

соответствии статьей 102 РФ тайну любые налоговым , органами дел, государственного фонда таможенным сведения налогоплательщике, исключением :

1) разглашенных самостоятельно с согласия;

2) идентификационном налогоплательщика;

3) нарушениях о и и ответственности эти ;

4) предоставляемых (таможенным) правоохранительным других в с договорами (), одной сторон является Федерация, взаимном между (таможенными) правоохранительными (в сведений, этим );

5) предоставляемых комиссиям соответствии законодательством выборах результатам налоговым сведений размере об доходов и супруга, также имуществе, кандидату его на собственности.

поскольку тайна разновидностью информации, понятие тайны информацию, ней относящуюся, определять только основании статьи 102 РФ, учитывать закон информации. образом, может налоговой общедоступная (ст. 7 об ), т.. сведения, по природе могут конфиденциальными ( наименование -организации, индивидуального , под они в обороте).

тайна подлежит налоговыми , органами дел, государственных фондов таможенными , их лицами привлекаемыми , экспертами, исключением , предусмотренных законом. разглашению тайны , в , использование передача лицу или тайны , ставшей должностному налогового , органа дел, государственного фонда таможенного , привлеченному или при ими обязанностей.

, составляющие тайну, быть от субъектов:

- иностранных органов порядке, международными РФ (. 7 НК );

- от и агентов - и предпринимателей (. 2 ст. 23, . 2 п. 3 . 24 НК );

- от , занимающихся практикой, адвокатов, адвокатские (п. 3 . 23 НК );

- от (п. 3.1 . 60, п. 5 . 76 НК );

- от и , чья связана учетом (ст. 85 РФ);

- органов дел (. 1 ст. 36 РФ).

в органы, внутренних , органы внебюджетных или органы , составляющие тайну, специальный хранения доступа. к , составляющим тайну, должностные , определяемые федеральным исполнительной , уполномоченным контролю надзору области и , федеральным исполнительной , уполномоченным области дел, органом власти, по и в таможенного .

Функции администрирования делятся нормативные оперативные, а на основные вспомогательные. Нормативные отвечают первой налогового , а – интерпретация применение законодательства нормативных . Эти осуществляются рамках , связанные применением и правовых и исполнение функций разработки внедрения методов административных , которые гарантировать эффективность системы. система основу реализации части задачи администрирования, .е. максимизации поступлений минимальных . Оперативные в основном к деятельности, со налогов. В объединяются ранее указанные администрирования налогов, оперативные способствуют тесного между органами налогоплательщиками от зависит выполнение их по налогов. функции включают и налогоплательщиков, налоговый и проверки. помощью учёта регистрации ведётся и учёт () всех , которые должным (или от ). Эта – основа между органами налогоплательщиками. текущего налогового определяет чётко, установленном и с актуализации сведений налоговые обязательства (продекларированные начисленные , денежные , пени т..) и зачёты результате налогоплательщиком или скидок. цель контроля – возможность правильно точно неподачи декларации наличия по . Налоговая объединяет все деятельности, направленные проверку правильности налоговых налогоплательщиком или определение сумм , скрытых налогообложения, результате проверки расследования месту налогоплательщика третьего , или налоговой . Вспомогательные составляют основу выполнения основных : Правовая – одна ведущих функций администрирования. обеспечивает применение налоговых как органами, и . В этой осуществляются виды , как на и налогоплательщиков, всем органам, также в по налогового . Управление – ключевая любой организации – важна и налогового администрирования, в обучения переподготовки налоговых . Функция налогоплательщиком. Для высокого уровня налогового законодательства налоговые органы иметь соответствующие или , ответственные распространение налоговых и помощи в исполнении налоговых . Организационно-функция. Её службы внутреннего учёта административные , отвечающие материально- снабжение эксплуатацию оборудования. информационное обеспечение. системы представляют базовый элемент, основу существования функций органов принятия на уровнях. орган службы со количеством , что наличие объёма , обработка вручную . Для информационной , в , необходимо базу как для функции за (например, анализа данных налоговых , сведений других , данных своевременному налоговых и .д.). администрирование на познаниях политических, , юридических других наук, современной отечественной мировой практикой. методов, и информационного используется власти управления придания механизму законодательством и координирования действий изменяющихся и условиях. администрированию методы управления: , учёт, и . Каждый методов свои , способы приёмы поставленных нею , т.. свой . Рассмотрим методы. налогового заключается признании за налогоплательщиком использовать все законами , приёмы способы для сокращения всех обязательств. Налоговое можно как деятельности субъектов целью налоговых без буквы . В налогового лежит полное правильное всех законом , оценка налоговой и направлений и политики . Налоговое может текущим () и более перспективу ( или прогнозированием). Целью планирования обеспечение бюджета ( определения изъятия ресурсов плательщикам ), а же налогового и контроля. задача планирования – качественные количественные заданий формированию части . На уровне ходе налогового решаются задачи: - оценивается потенциал региона; объёмы налоговых с темпов роста ; - утверждается по налогам; - суммы бюджетного , уровень , индексы ; разрабатываются задания в бюджетов уровней; определяется распределение ставок, и . В и , налогового выделяют виды налогового : стратегическое текущее . планирование системе администрирования ни иное, прогнозирование, целью являются и налогового и налогов сборов бюджеты уровней. планирование ( и ) в налогового позволяет более задачи как: налоговых по видам и ; расчёт доходов и уровней конкретных и ; оценка задолженности (недоимки) налоговым по налогов, – налогоплательщикам , , регионам т.. Среднесрочное ( до 5 ) и ( до 10 и больше) относить прогнозированию. Налоговое использует методы, из так иначе следующие : фоновый налоговых поступлений; изменения объёме налоговых ; событийную (например, в развитии ситуации, в законодательстве ); неучтённые . Наибольшее в практике планирования трендовый экспертный . Метод или основывается на о конкретных налогов сборов за предыдущий , об выпадающих , о задолженности налоговым , на тенденции налогооблагаемой , структуры плательщиков так . Экспертный разработки прогнозных используется расчетов возможного конкретных и . Экспертным определяют налоговые по налогу и , проводит динамики поступления несколько , выполняют уровней собираемости и , объёмов доходов, состояние по платежам результаты налогового . Исходной налогового является налоговой базы каждого вида на уровне и региональном разрезе. налоговое , в очередь, на анализа исполнения налоговых обязательств прогноза макроэкономической в . Большое в имеет оценка налогов конца периода (, квартала, , года), проводится основе фактических . Краткосрочное осуществляется очередной год исходя параметров -экономического страны субъектов . Результаты сопоставляются статистическими оперативными в , что отбирать вероятные на . Планирование налогов сборов текущий имеет значение выполнения органами заданий. и до налоговых по РФ индикативных по налогов и бюджетную осуществляется по : год, , месяц. оценки (планирования) поступлений всесторонний многофакторный анализ о базе, поступлений бюджетную , а анализ тенденций -экономического . Такое относится всем исключения платежам.

кодекс Федерации и определил круг , которые проводить соблюдения о и . Как остальные налогового , проверки только лицами органов. органы - Министерство Федерации налогам сборам его . Налоговые могут проверки за календарных года, проведению . При следует правило о повторной проверки и же налогов, уплате уплаченных за налоговый . В от камеральной проверки, проводится периодически представлении соответствующих , выездная может только на решения налогового . В 89 НК определено, в одном году не быть две выездные проверки одним тем же за и же период. проведения проверки двумя , однако срок только фактического проверяющих территории налогоплательщика, сбора налогового . Это приводит тому, проверки на срок, как лица органов перерывы налоговых . При организаций, филиалы и , срок увеличивается один для каждого и представительства. РФ должностным налоговых при выездных широкие . Так, ходе могут инвентаризация налогоплательщика, производственных, , торговых иных и , используемых для дохода связанных содержанием налогообложения. также выемки , допрашиваться , в случаях экспертиза. 95 НК подробно проведение в налоговой . Экспертиза в , если разъяснения вопросов специальные в , искусстве, или . Налоговый Российской предоставляет эксперту проведении достаточно полномочия. вправе с проверки, к экспертизы, ходатайства предоставлении дополнительных . Эксперт отказаться дачи , если ему недостаточны если не необходимыми В недостаточной или полноты может назначена экспертиза. не сроки экспертизы, также влияние срок налоговой , установленный .89 НК . Помимо содействие в налоговых может оказать , обладающий знаниями навыками, не в дела. выездной проверки оформляются не позднее месяцев составления справки проведенной уполномоченными лицами органа. проверки подписывается лицами руководителем проверяемой , либо предпринимателем, их . В проверки выявленные, подтвержденные налоговых (или на отсутствие), также и проверяющих устранению правонарушений ссылки статьи РФ, ответственность данный налоговых . Акт проверки налогоплательщику, может в орган в или отдельным акта письменное мотивов подписать , сопроводив возражения , подтверждающими доводы. налоговые В время большое уделяется проверкам отчетности. ст.88 кодекса Федерации камеральной понимается представленных в орган деклараций, отчетности иных , необходимых исчисления уплаты , проводимая месту налогового . Камеральная является трудоемкой налогового (затраты на ее на порядков , чем проведение проверки) в степени автоматизации. видом контроля, правило, 100% налогоплательщиков, налоговую в органы, то как проверки органы возможность лишь 20-25% налогоплательщиков. проверка двойное назначение: -первых, средство контроля правильностью достоверностью составления деклараций, а -вторых, средство налогоплательщиков проведения проверок. соответствии ст.88 РФ процессе проведения проверки налоговый может истребовать налогоплательщика любые документы сведения, подтверждающие исчисления своевременность налогов, показания , назначить проверки, и .д. налоговыми программно- комплексы проводить не автоматизированную проверку камеральный анализ, и их - отбор для выездных проверок. с недостатком программного процедур проверок камерального является , что предполагает автоматизацию самой камеральной , а налогоплательщиков выездных осуществляется в режиме, .е. отбора налоговыми самостоятельно. системы контроля прежде переход информационным , позволяющим автоматизировать отбора с характерными уровней, , соотношений отчетных от для соответствующих экономики , оценить размер обязательств . Целью регулирования достижение общественных, и личных интересов налоговых . Налоговое преследует государства бюджетно- сфере , т.. направленно максимальное общественных . В форм регулирования назвать: налогового ; оптимизацию ставок; налоговых и санкционного . Система стимулирования : изменение уплаты и , а пени; отсрочки рассрочки уплате ; предоставление кредита инвестиционного налогового ; Следует , что налоговых занимает особое в налоговом . Целью налоговых ставок достижение относительного между функциями – и . Оптимальное перечисленных методов форм налогового обеспечивает налоговой государства. свидетельствует, налоговые всегда неотступными налогов. сокращение может сказаться финансовом хозяйствующего и на страны целом. всегда в эффективности в законодательстве стимулов. налоговых не носить доходам , корпоративным личным интересом. налоговым примыкают льготы. «по налогам сборам предоставляемые категориям и сборов законодательством налогах сборах по с налогоплательщиками плательщиками , включая не налог сбор уплачивать в размере» . стимулы более понятием, налоговые льготы лишь составляющей. налоговых следует рассматривать часть системы стимулирования, «налоговые , уменьшающие перед ». К относятся: , предоставляемые сокращения налоговой ; льготы, по средствам налоговой . Вторую системы налогового представляют налоговые , т.. налоговые в изменения уплаты перед . Отсроченные обязательства могут в следствие срока налога сбора соглашению органами власти предоставлении или , либо следствие место отчетном налогооблагаемых разниц. разницы – разницы между стоимостью или и налоговой . Их подразделить на группы. Отсроченные обязательства, возникающие следствие предоставляемых каникул органами власти; налоговые , возникающие следствие распределения между периодами. группа стимулов состоит отсрочки, , налогового и налогового кредита. элементы стимулирования оказывают действие деятельность субъекта, их рассматривать элементы налогового . Однако элементов, стимулирующее действие деятельность хозяйствования, не . С государства перелив в , немыслимых свободных отношениях. современной приводят необходимости государством ряда и . Это по и причинам, также целях безопасности.