Рассказ О.Генри «Волшебный профиль» в литературе
Американский писатель О.Генри (Уильям Сидни Портер) – настоящий мастер написания юмористических и иронических рассказов о жизни «маленьких американцев». Его творчество является примером жизнестойкости, поучительным уроком художественного мастерства, которое преображает неприглядность окружающего мира комическими элементами. На фоне больших социальных романов того времени новеллы О.Генри не только не теряются, но становятся эталоном жанра.
Рассказ «Волшебный профиль» О.Генри увидел свет в 1909 году в сборнике «Дороги судьбы» (Roads of Destiny). В то время писатель уже вышел из тюрьмы, где отбывал срок за обворовывание банка, в котором работал старшим кассиром. Героиня рассказа, Ида Бейтс, работает в отеле стенографистской. Она безупречно одета, воспитана и находится на хорошем счету. Однажды одна из постоянных постоялиц Мэгги Браун, миллионерша в возрасте, предлагает Иде переехать к ней в качестве приемной дочери, поскольку та очень напоминает ей внешне лучшего друга старухи. Символизм данной метафоры раскрывается в конце произведения, когда новоиспеченный муж Иды замечает, что в профиль она очень схожа с изображением женщины на серебряном долларе. Стоит учитывать, что здесь имеется в виду первая серебряная монета, выпущенная на территории США номиналом в 1 доллар, которая на данный момент стоит 10 миллионов долларов в мире нумизматов[1].
Особенностью символики О. Генри является присутствие ненавязчивого, но всегда ощутимого авторского отношения к описываемым событиям. Даже в случае, когда писатель выбирает общеизвестный, традиционный символ в построении образа главного героя, читателю открываются новые грани его интерпретации, многоплановость его оценки, которая оказывается всегда индивидуальной. Таким образом, писателю удается создать уникальный образ в процессе постепенного подведения читателя к неожиданной семиотической разгадке символа, когда проясняется заложенный автором нравственный смысл произведения.
Создание ярких образов, непредсказуемых развязок сюжета обусловлено присущей О. Генри способностью раскрытия экспрессии образов посредством определенной системы символов и символических схем.
Автором используются как культурно-стереотипные, так и субъективно-авторские символы. Чаще всего в коротких рассказах О. Генри доминирующий символический уровень обозначен через название произведения. Образ автора раскрывается в индивидуальном способе создания символа с целью усиления драматичности происходящего, более глубокого воздействия на читателя.
Произведение О. Генри, где символизм служит основным способом раскрытия характеров персонажей и замысла писателя, – рассказ «Волшебный профиль» («The Enchanted Profile»), который повествует о том, как жажда накопления, стремление к богатству стирают в сознании человека представление о подлинных ценностях в жизни людей – доброте, любви, искренней привязанности. В рассказе происходит столкновение символа высокого и благородного начала в человеке (образ одинокой, великодушной и отзывчивой девушки – работницы отеля) и символа алчности, воплощенного в образе миссис Браун – богатой дамы. Девушка так и не смогла понять, почему пожилая состоятельная женщина так нуждается в ее обществе и практически не сводит с нее глаз:
«You have a face exactly like a dear friend of mine – the best friend I ever had[2]. / Лицо у вас точь-в-точь такое, как у моего дорогого друга, лучшего друга, какой у меня был[3].
Лишь в конце рассказа автор раскрывает истинную причину симпатии пожилой миссис Браун к девушке: в подвенечном платье и венке профиль героини был очень похож на портрет, изображенный на серебряном долларе, предмет поклонения одинокой миллионерши. То есть деньги оказываются единственным предметом обожания и привязанности этой женщины. Так, писатель подводит нас к разгадке символа богатства – доллара, который стал для героини заменой утраченных ею подлинных ценностей. Данный символ также можно отнести к культурно-стереотипному виду символов.
[1] http://ubiznes.ru/samye-dorogie-veshhi-v-mire/samye-dorogie-monety-mira-top-10-redkix-monet.html
[2] O. Henry.100 Selected Stories. London: Wordsworth Editions Limited, 1995. 735 p. – р. 533.
[3] О. Генри. Малое собрание сочинений. СПб.: Издательская группа «Азбука-Классика», 2010. 944 с. – С. 599.