Рынок канцтоваров Украины в 2017 году

September 24, 2017
Будем благодарны если Вы поддержите проект

В Украине впервые за последние три года увеличились продажи канцелярских товаров - в первую очередь вследствие небольшого оживления экономики и улучшения потребительских настроений.

Каждый игрок рынка пытается диверсифицировать риски и искать новые направления, которые помогли бы удержать продажи на одном уровне. Однако из-за высокой конкуренции и низкой маржинальности сделать это достаточно сложно. Потому за последние несколько лет на рынок не вышел ни один новый игрок, говорят эксперты.

Школьники и бизнес


В прошлом году в Украине было продано канцтоваров, по данным участников рынка, на сумму $250-350 млн. Причем впервые с начала кризиса год завершился ростом продаж – на 15-50% по сравнению с 2015 годом, подсчитали в компании «Импорт-Офис Украина».



Сейчас один из основных потребителей канцтоваров - корпоративный сектор - не развивается, а только сокращает затраты, в том числе и на канцтовары, поясняют замедление темпов падения продаж в ассоциации поставщиков. «Основной удар по бизнесу кризис нанес в 2014-2015 годах. Тогда многие сворачивали свои представительства и офисы в регионах или вовсе уходили с рынка. Сегодня тоже наблюдаются такие явления, но гораздо меньше, чем раньше», - говорит Президент Украинской ассоциации поставщиков канцтоваров Юрий Федорчук. Для понимания: только в банковском секторе за 2014-2015 годы было закрыто около 23%, или 3 тыс. 525 отделений. В то время некоторые компании даже перестали закупать канцтовары для сотрудников и им приходилось за свои средства приобретать ручки и блокноты для работы.



В сегменте школьных канцтоваров ситуация зависит от количества учащихся и покупательной способности населения. В сентябре 2016 года в первый класс пошли 394 тыс. детей, что на 5% меньше, чем в сентябре 2015-го. А количество учеников в школах снизилось в сельской местности на 14 тыс. 703 ребенка, в городах на 45 тыс. 900 школьников. «На детях экономят в последнюю очередь. Спрос на школьные товары будет держаться еще долгое время, несмотря на цифровизацию школы в Украине», - уверен Юрий Федорчук.



В целом потребители переориентировались на более дешевые товары. «В том числе в рамках одной торговой марки покупатели стали переходить на более бюджетные варианты. К примеру, раньше в основном покупали файлы 40-50 микрон, сейчас же 25-03 микрона – это уже практически стандарт», - поясняет начальник управления маркетинга «Импорт-Офис Украина» Альбина Плаксивая.



Попытки остаться на плаву


Рынок канцтоваров в Украине высококонкурентный и низкомаржинальный. Большая часть товаров – импортная, их везут из Китая и Европы. Но после двух кризисов расстановка сил на рынке существенно изменилась. Продукция, произведенная в Украине, стала пользоваться большим спросом благодаря более низкой цене. Это привело к тому, что некоторые импортеры стали заказывать выпуск товара под собственной торговой маркой (СТМ) на мощностях украинских производителей.



Делают упор на товары под СТМ и сами предприятия. К примеру, из известных - это ТМ Buromax, Skiper и Economix. В компании «Импорт-Офис Украина» собственные торговые марки занимают до 80% объема продаж.



В Украине хорошо налажено производство беловой продукции (блокноты, дневники, тетради, альбомы и др.). На нее приходится значительная доля в сегменте школьных товаров (до 90%). Внутри страны также производят шариковые ручки, скотч, краски, пластилин, настольные пластмассовые изделия, папки регистраторы, режется форматная бумага и др.



В условиях, когда компании и так работают на грани рентабельности, никто не демпингует. Компании пытаются стимулировать спрос различными скидками и акциями. Также расширяют свой ассортимент, чтобы стать комплексным поставщиком сервисных компаний (обслуживание офисов в полном цикле - от продажи бумаги до заправки картриджей и продажи мебели). Благодаря этому часть игроков смогли нарастить долю в корпоративном сегменте.



Помимо этого, чтобы удержать продажи, компании ищут пути дополнительного заработка. Начинают предлагать покупателям, помимо канцелярии, к примеру, товары по уходу за домом и бытовую химию.



Гаджеты и перспективы


Внедрение гаджетов незначительно повлияло на рынок канцтоваров Украины. В большей степени от этого пострадали производители бумажной продукции. «Сколько бы в доме ни было планшетов или телефонов, но все равно должен быть блокнот, должна быть ручка», - уверенна Альбина Плаксивая. Что касается детских канцтоваров, добавляет эксперт, то дети все равно любят рисовать, разукрашивать, и именно сейчас родители в таком развитии даже больше заинтересованы, чем раньше, поскольку боятся постоянного присутствия гаджетов в жизни ребенка.



Однако как быстро восстановится рынок, никто из его участников прогнозировать не берется, ведь не успели после первого кризиса постепенно наращиваться общие объемы продаж, как наступил новый политический и экономический кризис в стране. Нестабильная ситуация, низкая маржинальность и высокая конкуренция на рынке делают бизнес канцтоваров малопривлекательным для тех, кто хочет им заняться.



Но все же канцтовары могут быть прибыльными для небольших компаний, которые будут специализироваться на продаже трендовых вещей. Таковыми являются, к примеру, эко-товары, то есть те, которые выпущены из вторсырья – это бумажная продукция и оболочка для ручек, говорят эксперты. В Украине на такую продукцию приходится 2-3% всего рынка канцтоваров, тогда как в Германии – 15%. Стоит отметить, что эко-канцтовары дороже «обычных» канцтоваров. Поэтому за них готовы заплатить преимущественно крупные международные и отечественные компании, которые позиционируют себя как социально ответственные. На них и приходится основная доля продаж эко-товаров.



В Украине работают 17 предприятий по переработке макулатуры – именно из нее изготавливаются бумага, тетради, блокноты и прочее. Это потенциальные поставщики сырья для предпринимателей, который хотят выйти на этот рынок.