Социолингвистический подход к речевому портретированию

Выявив и охарактеризовав общие подходы к изучению языковой личности, нам необходимо рассмотреть социолингвистический подход к речевому портретированию.

Социолингвистический подход к изучению рассматриваемого явления основан на утверждении о том, что человек реализуется как языковая личность только в социуме, в результате общения с людьми. Языковая личность занимает определенную социальную позицию в обществе, где проигрывает определенные социальные роли. Согласно В. В. Наумову, «языковая личность - это наивный носитель языка, способный реализовать в речевой деятельности некую совокупность языковых средств, характеризующих определенную часть языкового коллектива (социальную группу) в данный промежуток времени» [1]. Представители данного направления такие как М. А. Канчер, Е. В. Бакумова, В. В. Красных, и др. предлагают выделять типы языковых личностей по объективным статусным признакам:

-возраст

-пол

-уровень образования

-стиль жизни и т.д.

Языковая личность в социолингвистическом аспекте может быть охарактеризована с позиций либо заданного социального типа, либо определенных знаков, рассматриваемых как индикаторы статуса или роли [Карасик 2002: 13]. В первом случае анализ направлен на выявление тех знаков, которые характеризуют заранее определенный тип личности (телевизионного ведущего, политика, предпринимателя, учителя и т.д.). Такой анализ представляет собой построение «речевого портрета» языковой личности [Крысин 2001]. Во втором случае предметом поиска является совокупность характеристик того социального типа, который выделяется на основании заданных знаков, например, определенных характерных фраз. Фактор влияния социального положения человека в обществе на особенности его речевого поведения очевиден, однако следует отметить, что социальное достаточно сложно трансформировано в языке, вследствие чего социальная статификация языка и структура речевого поведения людей не находят себе прямых аналогий в структуре общества [Токарева 2006].

Социолингвистический подход к речевому портретированию позволяет идентифицировать языковую личность как часть возрастной, тендерной, социальной категории и профессиональной группы.

В рамках нашего исследования нам необходимо выделить основные характеристики социолингвистического подхода, такие как: объекты речевого портретирования - гендерная языковая личность, языковая личность определенного поколения, языковая личность определенной профессии.

Для начала, выделим объекты речевого портретирования - гендерная языковая личность.

В последнее время, вопрос к гендерной лингвистике значительно возросло, ведь это связано с продолжающимися процессами эмансипации в современном обществе и усилением роли категории политкорректности. Фокус изучения проявлений социального пола в языке направлен на выделение различий между языковой личностью женщины и мужчины. К речевому портретированию можно отнести работы, в которых исследователи обращаются к анализу «принципов организации речевого поведения», «распределения «жанров» и ролей в разговоре» и «различных моделей речевого поведения» женщин и мужчин [Бахтин, Головко 2004: 69-77], см., например: [Голян 1997; Горошко 1996; Грэй 2001; Крейдлин 2005; Купина,Шалина 1998].

Некоторые лингвисты-гендерологи все же предпочитают оперировать понятием речевого портрета. Например, И.В. Голубева и В.М. Войченко в монографии «Женщина третьего тысячелетия: штрихи к речевому портрету» (2011) используют термин при структурной характеристике более узкого явления, чем тендерная языковая личность, - языковой личности женщины определенного поколения [Голубева, Войченко 2011]. Довольно часто термины «речевой портрет» и «языковая личность» встречаются в гендерных исследованиях политического дискурса [Гриценко 2007; Диасамидзе 2010; Стрелкова 2006; Табурова 1999].

Далее, в нашем исследовании стоит выделить объект речевого портретирования - языковая личность определенного поколения.

Одной из проблем социолингвистики является отражение поколенческих изменений в языке. Речь идет не о постоянной естественной динамике языка, а об изменениях, «опирающихся на язык трех поколений, «стандарт» определяется с ориентацией на среднее поколение»[2].

Основное внимание исследователей уделено речи детей и онтогенезу их языковой компетенции, поэтому в этом вопросе социолингвистический подход к речевому портретированию смыкается с психолингвистическим. Истоки речевого портретирования ребенка можно найти в знаменитом дневнике известного отечественного лингвиста А.Н. Гвоздева, который на протяжении семи лет ежедневно вел наблюдения за своим сыном. Содержание дневника переросло в речевой портрет Жени Гвоздева, поскольку в нем описываются речевые ситуации, поведение ребенка, особенности восприятия им окружающего мира[3]. Язык и возраст в социолингвистике подвергаются изучению в аспекте проявления степени развития коммуникативной компетентности по отношению к «стандарту» среднего поколения и языковых примет (особенно лексических) людей одного возраста.

Немаловажным стоит также рассмотреть объект речевого портретирования - языковая личность определенной профессии.

К понятию «профессия» относятся не только наименования конкретных видов деятельности в соответствии с трудовой специализацией (фотограф, повар, ученый, преподаватель), но также целые социальные классы, рамки которых весьма размыты ввиду их неоднородности и могут толковаться по-разному.

Последнее, более широкое значение профессии реализовано в речевом портрете современного русского интеллигента Л.П. Крысина. Лингвист объясняет, что интеллигент в его понимании - это не обязательно представитель социального слоя интеллигенции, а «человек, обладающий большой внутренней культурой (высшее образование при этом может и отсутствовать)» [Крысин 2001: 92]. Л.П. Крысин рассматривает класс интеллигентов в разделении по параметрам возраста, территориального расположения и технического / гуманитарного склада ума.

Предметом анализа речевого портрета интеллигента выбраны «два класса лингвистических и социокультурных характеристик»:

1.особенности в наборе языковых средств (главным образом, фонетических и лексико- семантических;

2. особенности в речевом поведении представителей интеллигенции.

Близким этому типу объекта речевого портретирования является исследование М.П. Котюровой, Л.С. Тихомировой, Н.В. Соловьевой «Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности ученого»[4]. Ведущей задачей анализа речевой индивидуальности явилось выявление разных видов стилистической организации научного текста с опорой на специфические языковые приметы ученого, особую речевую манеру и стиль исследователя. Исследователи, анализирующие языковую личность с профессиональной стороны, создают репрезентативную галерею портретов, связанных, прежде всего, с речевой деятельностью говорящего. В нее входят речевые портреты радио- и телеведущих, спортивных комментаторов, врача и государственного служащего и т.д.

Социально-речевые портреты многообразны в плане подхода к социальному расслоению общества. И внутри группы профессионалов конкретной области, и внутри целых классов обнаруживается специфический стиль и манера общения. Маркёром профессиональной идентификации следует признать набор ключевых слов и определенное речевое поведение.

[1]Наумов В. В. Лингвистическая идентификация личности [Текст] / В. В. Наумов. - М.: ДомКнига, 2006.

[2]Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. - С. 250- 296.

[3]Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - Серия «Психология, педагогика, технология обучения». - Изд. 2. - М. : URSS, 2005. - 320 с

[4]Котюрова М. П. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности ученого / М. П. Котюрова, Л. С. Тихомирова, Н. В. Соловьева. - Пермь : ГОУ ВПО «Перм. гос. ун-т», НОУ ВПО «Зап.- Урал. ин-т экономики и права», 2011. - 394 с.