Свойства ДМ. Критерии выделения дискурсивов в качестве отдельного класса единиц
По мнению В.А. Плунгяна, исследование дискурсивных единиц-одна из наиболее трудных задач современной лингвистики [Плунгян 2012]. Это обусловлено тем, что вопросы о границах класса, о критериях принадлежности к нему, о том какова его специфика относительно других классов до сих пор дискуссионны. Закрытого списка единиц этого класса на данный момент не существует, у различных исследователей он может значительно варьироваться даже при сходных критериях отбора. Существует точка зрения, что создать такой список невозможно, поскольку говорящие постоянно привлекают на роль дискурсивов все новые и новые языковые единицы. [Егорова 2009].
Ряд признаков, на основании которых определенная языковая единица может классифицироваться как дискурсив, достаточно многочислен. Часть этих признаков выделяется большинством исследователей, другие указываются только в некотрых работах.
Рассмотрим характеристики дискурсивных маркеров различных языков, выявленные группой К.Л. Киселевой и Д. Пайара[1] [Дискурсивные слова 1998]:
«1. Дискурсивные маркеры не образуют «естественный» класс единиц. Этот класс, во-первых, не имеет чётких границ, и, во-вторых, объединяет единицы, которые традиционные классификации относят к различным частям речи (частицам, наречиям и др.). Принадлежность слова к классу дискурсивных маркеров определяется главным образом на основании функциональных критериев.
2. Своеобразие плана содержания дискурсивных маркеров часто интерпретируется как отсутствие у этих единиц собственного лексического значения или как десемантизация слова в его дискурсивных употреблениях. Ср. характерные словарные комментарии: употребляется для усиления / выделения / подчёркивания и так далее.
3. У многих слов такого типа существуют, наряду с дискурсивным, и другие, недискурсивные употребления. При этом между дискурсивным и другим употреблением некоторого слова часто не существует непосредственной семантической связи <…>
4. Многозначность дискурсивных маркеров по своим проявлениям отличается от полисемии имён и глаголов. Значения дискурсивных маркеров – категория более субъективная, чем значения полнозначных слов.
5. Проведение границы между значением дискурсивного маркера и значением контекста также оказывается значительно более сложной процедурой, чем в случае конкретной лексики. Многие дискурсивные маркеры, в особенности частицы, могут полностью «сливаться» с контекстом, дублируя семантику его отдельных фрагментов
<…>
6. Описание дискурсивных маркеров обычно требует рассмотрения значительно более «длинных» контекстов, чем в случае других единиц или недискурсивных употреблений соответствующих единиц.
7. Кроме того, в этих последовательностях в центре внимания оказываются некоторые специфические параметры, связанные с отношениями между «действующими лицами» дискурса».
Канадская исследовательница Лаурель Бринтон анализирует функционирование английских ДМ в устной речи и описывает их свойства на основе уровневой модели языка. На фонологическом уровне для ДМ характерны краткость, единый тональный контур, на лексическом – несоотносимость с традиционной частеречной классификацией, отсутствие семантического содержания, на уровне синтаксиса - невключенность в основную синтаксическую структуру.
Е.Ю. Викторова указывает, что многие исследователи в своих работах в качестве характерных черт ДМ выделяют краткость, фонологическую редуцированность, интонационную обособленность, невключенность в систему частей речи, тяготение к инициальной позиции в предложении, синтаксическую независимость от остальных членов предложения, слабую степень выраженности пропозиционального значения или его отсутствие, полифункциональность. Однако, по ее мысли, «большинство этих признаков являются скорее потенциальными, а не обязательными признаками вспомогательных коммуникативных единиц[2]. Это объясняется, по-видимому, как разнообразием единиц, входящих в эту [ВКЕ] систему, так и разной степенью их «превращения» из знаменательных частей речи в дискурсивы». [Викторова автореф. Докт.дисс] Можно говорить о том, что класс ДМ имеет полевую структуру, в нем можно выделить ядро и периферию. Единицы, относящиеся к ядру, или прототипические ДМ, реализуют максимальный набор свойств, присущих ДМ, а периферийные, непрототипические единицы обладают только некоторыми из них. [Смирова, канд.дисс.
[1] В своей работе они пользуются термином «дискурсивные слова», который является синонимом термина «дискурсивный маркер».
[2] Вспомогательные коммуникативные единицы (ВКЕ) -термин, синонимичны термину «дискурсивные маркеры»